Структура латиноамериканского права.
Структура латиноамериканского права признает деление права на публичное и частное.
Латиноамериканское право признает дуализм частного права, т.е. параллельное существование двух отраслей права: гражданского и торгового, которые регулируются отдельными кодексами.
Структура латиноамериканского права характеризуется четкой отраслевой классификацией.Практически во всех национальных правовых системах существуют такие отрасли частного права, как гражданское, торговое и др., а также отрасли публичного права — конституционное, административное, уголовное и уголовно-процессуальное право.
Многие латиноамериканские государства давно уже имеют кодифицированное законодательство, регулирующее гражданско-правовые отношения.Например, как уже отмечалось, первым гражданским кодексом на территории Латинской Америки был Гражданский кодекс Чили 1855 г., который стал образцом для принятия аналогичных кодексов в латиноамериканских государствах. Первый Гражданский кодекс Аргентины был принят в 1869 г. и вступил в силу в 1871 г. В 1998 г. был опубликован новый проект Гражданского кодекса, который был утвержден в 2001 г. В Боливии в 1975 г. также был принят новый Гражданский кодекс.
Особенности регулированияинститута права собственностив этих государствах заключается в том, что право частной собственности тесно связано с социальной функцией собственности, в силу чего частная собственность в соответствии с конституционными нормами может быть ограничена, включая экспроприацию ее в целях «социального благосостояния». Данная концепция собственности содержится во многих действующих латиноамериканских законодательствах.
Правовое регулирование сферы торговых отношенийосуществляется самостоятельно. Под влиянием французского законодательства в Латинской Америке еще до завоевания независимости была воспринята идея деления частного правана гражданское и торговое. Эта идея получила дальнейшее развитие и закрепление в период кодификации права, во время которого, наряду с гражданскими, принимались и торговые кодексы. Дуализм частного права нашел отражение в одном из первых торговых кодексов Латинской Америки — Торговом кодексе Бразилии 1850 г. В торговых кодексах регламентировались специфические торговые институты и операции: векселя, морская торговля, страхование, банкротство и т.д.
Однако, в последнее время встречается практика регулирования торгово-правовых отношений гражданским кодексом. В частности, Аргентина пошла по пути объединения гражданского и торгового кодексов. По мнению цивилистов, такое объединение вызвано тем, что происходит «коммерциализация» гражданского права. В Гражданский кодекс Аргентины были включены коммерческие контракты. Он состоит из 7 книг и дополнительных статей. Книга делится на титулы, титулы на главы, главы на секции, секции на параграфы, параграфы на статьи: 1. Книга первая «О праве», 2. Книга вторая «Общая часть», 3. Книга третья «О семейных отношениях», 4. Книга четвертая «Об обязательственных правах», 5. Книга пятая «О вещных правах», 6. Книга шестая «О переходе прав после смерти», 7. Книга седьмая «Об общих положениях личных и вещных прав», дополнительные статьи.
Конституционное право в государствах Латинской Америки имеет богатую историю, которая началась после завоевания национальной независимости. Так, разработанная в качестве «идеального образца» Конституция Боливии 1826 г. закрепляла принцип разделения властей. Наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью, она выделяла «избирательную власть».
За период независимости все государства Латинской Америки приняли и отменили по нескольку конституций. Это положение характеризируется как конституционная нестабильность.Например, в Эквадоре только в XIX в. сменилось 12 конституций, в Боливии — 9, в Колумбии — 11, в Доминиканской Республике — 15, в Венесуэле — Ии т.д.
Необходимо отметить, что в XX в. во многих латиноамериканских государствах начинается модернизация конституционного права. Это проявилось, прежде всего, в усилении тенденций учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов национального происхождения. Тексты конституций стали конкретны и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще, и в Латинской Америке в частности.
Во всех правовых системах государств Латинской Америки особое место занимает экономическое законодательство, которое отражает особый путь экономического развития государств этого региона. Важнейшим фактором, определяющим государственную и экономическую политику латиноамериканских государств, является прямая зависимость латиноамериканской экономики от иностранного капитала. Доля американского капиталовложения в экономику этих государств составляет примерно 4/5 всех иностранных капиталовложений.
Начиная с 30-х годов XX в. происходит активное вмешательство государства в экономику. Это выразилось в процессе национализации промышленности, жестком протекционизме -и государственном контроле за распределением продуктов. Затем наступило время новой политики — неолиберализма, главной чертой которого является ограничение вмешательства государства в экономическую сферу путем денационализации государственных предприятий, интернационализации экономики и стимулировании равной доли экспорта и импорта.
В Конституции Бразилии 1988 г. выделены разделы об экономическом и финансовом строе. Отражая современные экономические тенденции, она провозглашает, .что экономический порядок в стране основывается на труде человека и свободной инициативе с целью обеспечения всем достойного существования в соответствии с социальной справедливостью. В основе экономического строя лежит национальный суверенитет, частная собственность, социальная функция этой собственности, свободная конкуренция, защита прав потребителя, защита среды обитания, поиск полной занятости и др. Вмешательство государства в экономическую сферу допускается только в интересах национальной безопасности или публичного интереса.
Сфера трудовых отношений является особой областью правового регулирования. Социальное регулирование содержится в конституциях, в трудовых кодексах и отдельных законах.
До начала XX в. в странах Латинской Америки не было социального законодательства, регламентирующего отношения рабочих и предпринимателей. Эти отношения регулировались лишь общими нормами гражданских кодексов о договоре найма услуг, которые не признавали за рабочими каких-либо особых трудовых прав. Только в первые десятилетия XX в. в этих государствах началась разработка отдельных законов о труде. Так, в Мексике законы о несчастных случаях на производстве были приняты в некоторых штатах (Мехико, Новый Леоне) в 1903—1906 гг., в Перу — в 1911 г. Значительное влияние на эти первые законы оказало трудовое законодательство европейских стран, которое к этому времени было относительно более развитым.
В 1917 г. в Уругвае был введен 8-часовой рабочий день, введена минимальная зарплата для сельскохозяйственных работников, пенсии по старости и т.д. В 1917 г. в Конституцию Мексики был включен детальный и весьма прогрессивный раздел о труде, вследствие чего она стала страной наиболее развитого трудового законодательства на всем континенте.
В большинстве других латиноамериканских стран социальное законодательство появилось только в 30-е годы XX века (в Боливии в 1924 г., Эквадоре в 1926 г. и т.д.). Специальные декларации о труде были включены в конституции многих латиноамериканских республик (Венесуэла, Гватемала и др.), а трудовое законодательство стало необходимым элементов правовой системы латиноамериканских стран. Например, Конституция Бразилии 1934 г. закрепила социальную функцию собственности. В 1934 г. в Бразилии был принят закон о восьмичасовом рабочем дне.
Начиная с 1930-х годов разрабатывается законодательство о труде. Так, в 1943 г. был принят Трудовой кодекс Бразилии, где кодексы подробнейшим образом расписывают социальные гарантии работников.
Административное правов государствах Латинской Америки как самостоятельная отрасль национального права начала складываться с середины XIX в. и в настоящее время оно достигло высокого уровня развития, сопоставимого с уровнем административного права западных государств. Хотя ведущие правовые принципы и были импортированы в латиноамериканский регион из стран Западной Европы и Северной Америки, в результате длительной эволюции они существенным образом изменились1.
Первые конституции независимых латиноамериканских государств, принятые в 20-е годы XIX в., уделяли внимание многим административным вопросам, но прежде всего регулировали работу министерств и определяли ответственность министров. Постепенно во всех государствах стало формироваться особое законодательство, посвященное проблемам исполнительной власти.
Практика деятельности латиноамериканских государств показала характерную для управления закономерность: управление развивается эволюционно, любые быстрые и скачкообразные перестройки затрагивают администрацию лишь поверхностным образом.
Для проведения реорганизации государственного аппарата в качестве экспертов приглашались специалисты из США и-стран Западной Европы. Ныне административное право государств Латинской Америки, как и в самом начале своего развития, стремится использовать зарубежный опыт. Но теперь это уже не слепое копирование, а серьезные попытки улучшить функционирование самобытных административных институтов. Поэтому современный этап характеризуется созданием специфических для государств Латинской Америки моделей административно-правового регулирования, стремлением осмыслить и творчески использовать мировой опыт развития административного права.
В последнее время особое место в структуре современного латиноамериканского права занимают вопросы регулирования охраны окружающей природной среды.Например, Конституция Бразилии содержит нормы об охране окружающей среды. Она устанавливает следующий основной принцип: каждый человек имеет право на баланс экологического окружения, защита которого в равной мере должна осуществляться государственными органами и гражданским обществом. Конституция предусматривает серию мер, которые должны проводиться государственными органами для реализации этого права1.
Регулирование уголовно-правовых отношенийв латиноамериканских государствах испытало на* себе большое влияние испанского права (в частности, Уголовного кодекса Испании 1822 г.), также Уголовного кодекса Франции 1810 г. На основе заимствования правовых положений первые уголовные кодексы государств Латинской Америки закрепляли формальное равенство граждан перед уголовным законом, учитывалось также соответствие тяжести преступления и наказания, отменялись наиболее варварские наказания феодальной эпохи. Уголовный кодекс Гаити 1835 г. и Уголовный кодекс Доминиканской Республики 1884 г. были составлены именно на основе УК Франции.
В XX в., в связи с развитием национальных правовых систем в Латинской Америке уголовное право претерпевало дальнейшие изменения. Старые феодальные или полуфеодальные уголовноправовые институты под влиянием новых условий преобразовывались, некоторые из них были постепенно отменены. Например, в Боливии в 1997 г. была одобрена новая редакция УК 1834 г., во многом отражающая новую уголовно-правовую политику в соответствии с требованием времени.
(национализация иностранной собственности в первые послевоенные годы). Общее историческое прошлое и в целом схожесть направлений внутреннего развития государств Латинской Америки лежат в основе того, что интеграция всегда была одним из популярных лозунгов после достижения ими независимости.
В последнее время усиливаются тенденции формирования надгосударственного регионального права, которое обосновало бы самобытность и автономность латиноамериканского права. С этой целью отдельные государства, в частности Бразилия, стремятся к координации политики латиноамериканских государств с тем, чтобы объединить и интегрировать их усилия для решения стоящих перед ними задач. Согласно Конституции Бразилии, она стремится к экономической, политической, социальной и культурной интеграции с народами Латинской Америки с целью образования Латиноамериканского содружества наций.
Процесс гармонизации законодательства и унификации правовых норм начался еще в 1928 г., когда на б-й Гаванской панамериканской конференции был принят Кодекс международного частного права, Он состоит из 437 статей, изданных в 4 книгах, и содержит нормы, направленные на разрешение основных коллизионных противоречий в области гражданского и торгового права, гражданского процесса; регулирует правовые отношения, касающиеся таких важных правовых институтов, как гражданство, брак, институт физических и юридических лиц, исковой давности, доказательств и т.д.
На современном этапе латиноамериканские государства координируют свою деятельность в различных сферах. С этой целью проводится, как уже отмечалось, общая правовая политика, направленная на гармонизацию законодательства и унификацию правовых норм. Достижение этой цели во многом зависит от формирования общего правового пространства латиноамериканских государств, которое обуславливает сближение правовых систем этих государств. Интеграционные процессы в Латинской Америке происходят по нескольким направлениям.
Прежде всего, они происходят в политической сфере, осуществляемые через соответствующие структуры. На саммитах латиноамериканских государств, -происходящих на постоянной основе, принимаются основные решения, направленные на выработку общей интеграционной политики и принятие мер по ее реализации. Кроме того, создана совместная Парламентская комиссия,как орган, представляющий парламенты государств-членов. Ее функция состоит в ускорении внутренних процессов, направленных на скорейшее и эффективное вступление в силу решений, принимаемых органами Общего рынка стран Южного конуса — МЕРКОСУР. Комиссия также принимает меры по гармонизации законодательства государств-членов.
Интеграционные процессы происходят в экономическойсфере. Благоприятные перспективы этому создает Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), который все в большей степени трансформируется в политико-экономическое объединение по аналогии с моделью Евросоюза.
Экономико-социальный консультативный форум, состоящий из равного числа представителей от каждого государства-члена, также способствует интеграционным процессам в экономической сфере. Он задуман как общий представительный орган. В него входят представители общественных организаций, профсоюзов, частных и государственных корпораций. Он обладает не законодательными, а консультативными функциями, и выражает свое мнение в форме рекомендаций. Главная задача форума — выработка предложений по усовершенствованию законодательства таможенного союза, в том числе в целях повышения конкурентоспособности местных предприятий и защиты рынков от импорта из третьих стран.
Административный секретариат обслуживает все другие органы. Пожалуй, самые важные из его функций — это документация и публикации. Директор, возглавляющий Административный секретариат, избирается Группой Общего рынка и назначается Советом Общего рынка. Срок его полномочий — два года.
В 1960 г. была подписана Конвенция Монтевидео «О латиноамериканской ассоциации свободной торговли», следствием которой стало создание Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), объединившей 10 государств Южной Америки и Мексику, и Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР) - 5 участников.
Сильное влияние на динамику интеграционных процессов в Латинской Америке оказала выдвинутая в 1990 г. инициатива о «новом экономическом партнерстве в Западном полушарии», известная также как «инициатива для Америк».
В числе последних важных инициатив этих государств в области интеграции необходимо отметить также идею учреждения «Петросур» — Южноамериканского объединения государственных компаний по добыче нефти и газа, а также впервые прозвучавшее в 2005 г. на саммите Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР) в Асунсьоне предложение о создании субрегионального «энергетического кольца», предусматривающее строительство газопровода, который соединит Перу с Чили и другими государствами Южного конуса.
Интеграционные процессы в Латинской Америке затрагивают информационную сферу.Важная роль в этом принадлежит латиноамериканскому телевизионному каналу «Телесур», который начал регулярное вещание в 2005 г. По замыслу его учредителей (ими стали Венесуэла, Аргентина, Куба и Уругвай) в перспективе он будет работать на весь регион. Штаб-квартира компании находится в Каракасе. Ее основные корпункты работают в Венесуэле, Боливии, Бразилии и Колумбии. Новые офисы планируется разместить в Аргентине, Мексике, Перу, США и на Кубе. В перспективе сигнал «Телесура» смогут принимать в Северной и Западной Африке и в большей части Европы.
Таким образом, интеграционные процессы в Латинской Америке с каждым днем приобретают все большую динамику, что объясняется, с одной стороны, внутренними потребностями латиноамериканских государств, а с другой продиктованы глобализационными процессами во всем мире.