Латиноамериканское право как смешанный тип права.
Сходство правовых систем государств Латинской Америки обусловлено общностью исторических путей их возникновения ;
и последующего развития под влиянием континентального права, единством в структуре системы права и нормы права, общностью основного юридического источника права — нормативно-правового акта и принципов регулирования общественных отношений, одинаковым восприятием американского конституционного права. Всё это позволяет выделить латиноамериканское право в качестве отдельной группы смешанного типа правовой системы.
Страны Латинской Америки (Аргентина, Парагвай, Уругвай, Чили и др.) определенное время были колониями Франции, Испании, Португалии, поэтому в своем историческом развитии испытали сильное влияние их правовых систем.
В настоящее время правовые системы латиноамериканских стран близки романской группе континентального права.
Однако их нельзя вписать в романо-германский тип правовой системы, поскольку конституционное право этих стран формировалось под сильным влиянием американского права. Демократическая Конституция США стала отправной точкой конституционного развития стран Латинской Америки.
Таким образом, латиноамериканское право соединило в себе две модели права — романо-германскую (в области частного права) и англо-американскую (в области публичного права).
Правовые системы стран Латинской Америки заимствовали у ро-мано-германского типа правовой системы следующее:
1) основной источник права — нормативно-правовой акт;
2) деление права на отрасли: гражданское, уголовное и др.;
3) кодификацию отраслей права.
Кодификация права началась в XIX в. Гражданские кодексы стран Латинской Америки испытали влияние ГК Франции в разной степени. Французский оригинал положен в основу кодексов Гаити (1825 г.), Боливии (1830—1975 гг.) Доминиканской Республики (1845—1884 гг.), в меньшей степени — Мексики (1870—1884 гг., 1928—1932 гг.). Гражданский кодекс Чили 1855 г. заимствовал ряд положений ГК Франции. В целом он базировался на институтах и категориях испанского права* Его создатель Андрее Белло использовал также традиционные институты римского права и идеи немецкого ученого Савиньи.
В структурном отношении чилийский ГК более совершенен, чем французский, поэтому он служил образцом для ГК Эквадора (1860 г.), Колумбии (1873 г.), а также Венесуэлы (1862 г.) и Уругвая (1868 г.). Результатом оригинального южноамериканского законотворчества, как и ГК Чили, является Гражданский кодекс Аргентины 1867 г. Его основу составляет ряд источников:
ГК Франции, чилийский ГК, испанские законы, научные труды французских и других авторов, в частности бразильца Тексейера де Фрейтаса о кодификации и систематизации права — «consolidation». Образцами ГК Бразилии 1916 г. послужили ГК Франции, Португалии, Италии и особенно Германии.
В XX в. старые кодексы были модернизированы, а иногда заменены новыми. Как правило, это происходило после принятия конституций (например, Конституции Мексики 1917 г.). Большинство старых кодексов «обросло» подзаконными актами;
4) делегированное правотворчество (акты правительственной власти) как важный источник права;
5) разграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами в федеративных государствах (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика). Законодательной компетенцией наделены субъекты федерации в тех вопросах местного значения, которые не отнесены к федеральной компетенции;
6) обычай как источник права второстепенного, вспомогательного характера. Однако не во всех странах его роль одинакова. Например, в Аргентине по сравнению с Уругваем обычаю уделено больше внимания;
7) судебный прецедент, который либо слабо признаётся, либо вовсе не признаётся в качестве юридического источника права.
У англо-американского типа правовой системы (в час-пк его американской группы) заимствовано следующее:
1) в качестве конституционного образца — Конституцию США 1787 г. и закреплённая в ней республиканско-президентская форма правления. Не все признаки американской Конституции нашли воплощение в жизни этих государств. Верховенство и высшая юридическая сила конституции утвердились. Однако конституция во многих латиноамериканских странах стабильна. Например, в Венесуэле за 168 лет поменялось двенадцать конституций, в Боливии за 152 года — двадцать одна;
2) ряд конституционных институтов США. Так, взят за основу институт судебного контроля над конституционностью законов, который был дополнен только рядом специфических процедур.
3) конституционность закона. Как и в США, конституционность закона вправе проверяться любым судом;
4) принципы построения и функционирования американской судебной системы, особенно Верховного суда. Вместе с тем американская модель несколько видоизменена с учётом национальных особенностей.
Таким образом, дуализм латиноамериканского права состоит в том, что в сфере публичного права (прежде всего конституционного) за основу взята американская система, в сфере частного права (гражданского и др.) — романская.
Однако было бы неправильным считать правовые системы этой группы стран полностью лишенными национальной самобытности, игнорирующими нормы-обычаи. Тексты законов, включая и основной — конституцию, учитывают особенности национального государственно-правового развития, современное социально-экономическое положение. В Мексике, Перу, Гватемале сохранены остатки общинного землевладения. Лицо, будучи по закону собственником земли, фактически выступает представителем общины, в интересах которой, в соответствии с обычаем, используется земля.
Латиноамериканские правовые системы стремятся к интеграции друг с другом. Ведущая роль в этом процессе принадлежит Бразилии, ратующей за образование Латиноамериканского содружества наций.