История формирования и развития латиноамериканского права.
У истоков латиноамериканского права стояли взгляды и обычаи коренного населения — индейцев, проживавших на территории Латинской Америки, отразившиеся на его правовых процессах.
В большинстве государств Латинской Америки правовые системы сформировались на основе четырех правовых культур: индейской, испанской, французской и англо-американской. Великий аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес писал: «Сами аргентинцы признают, что находят свое подобие, скорее в гаучо (этническая группа, создавшаяся в XVI—XVII вв., занимающаяся скотоводством), чем в военном, и этим отличаются от североамериканцев и многих европейцев. Для аргентинцев государство — абстракция, оно безлично, они чувствуют себя индивидами, а не гражданами, несущими обязанности. Нередко кража общественного даже не кажется преступлением, ибо оно ничье».
Основатель философии «латиноамериканской сущности» Л. Сеа, стремясь осмыслить специфику латиноамериканской цивилизации в общемировом контексте и в ряду родственных ей цивилизаций, выделяет проблему идентичности как центральную для народов, осознающих свое маргинальное положение. Мексиканский философ видит определяющие черты этого цивилизационного типа в том, что относящиеся к нему социокультурные общности, занимая периферийное положение в структуре «мировой» истории, представленной западным миром, всячески стремятся отстоять свою самобытность и право на историческое творчество перед лицом «центров» этого мира. Порождением этой цивилизации и является латиноамериканское право.
В истории становления и эволюции права в Латинской Америке необходимо выделить три периода:
— первый период связан с формированием правовых начал, заложивших основы латиноамериканского права (X—XV вв.);
— второй период связан с колонизацией территории Латинской Америки (XV — начала XIX вв.);
— третий период связан с формированием национальных правовых систем после завоевания независимости (начало XIX в. — до настоящего времени).
Первый период формирования латиноамериканского права связан с зарождением правовых начал, основой которых выступила соционормативная система коренного населения — индейцев, сохранившаяся отчасти до сих пор, особенно в сфере организации и деятельности сельских общин.
Темп развития социальных отношений у племен, проживавших на территории Латинской Америки, был более медленным, чем в Европе. Общество и соответственно и право у племен майя, инков, ацтеков и некоторых других народов, проживавших на территории Латинской Америки до колониального завоевания европейцами, напоминало раннерабовладельческое, где большую роль играла община и общинное производство. К XVI в. процесс отмирания родоплеменного строя в некоторых обществах еще не завершился, например, испанские колонизаторы застали на Юкатане глубокую социальную дифференциацию. Но в целом, общественное развитие разных племен, например, расположенных в долине Мехико, шло крайне неравномерно, и многие из них сохраняли в основном родоплеменное устройство. К моменту своего появления в долине Мехико во второй половине XIII в. ацтеки сохраняли еще такое устройство. В 1325 г. во время основания Теночтитлана, ставшего впоследствии столицей ацтекского государства, у ацтеков были многочисленные роды, которые объединялись в четыре фратрии и составили одно племя. То есть к моменту колонизации у этих племен сложилось раннерабовладельческое общество, в котором сохранялись пережитки родоплеменных отношений.
После X в. на Юкатане существовали отдельные города-государства. Некоторые из них (Майяпан, Уксмал, Чичен-Ица) смогли добиться господства над другими городами-государствами, но эта власть была непрочной. Междоусобные войны, усилившиеся в XV в., привели к ее распаду.
Система управления в различных городах-государствах, в основном, была однотипной. Во главе каждого государства у майя стоял вождь(халачвиник), у инков — верховный инка(сапа-инка), у ацтеков — правитель(тлакатекухтли), в1 руках которых была сосредоточена вся верховная власть, которая была наследственной и после смерти вождя переходила к старшему сыну (если у умершего не было сына или он был молод, то правление в государстве осуществлял его брат. Если же у него не было брата, то жрецы и знать избирали нового правителя).
Государство инков, расположенное на огромной территории и подчинившее множество различных племен, при слабых экономических связях между отдельными его частями представляло собой чисто политическое объединение. Само государство инков называлось Тауантинсуйу, что в переводе означает: четыре соединенных вместе области.
Важнейшим источником правау этих племен в период становления их государственных начал были правовые обычаи.Вместе с тем, развитие общества требовало также закрепления новых отношений с помощью государственных установлений. В частности, формирование монархической власти сопровождалось постепенным развитием законодательных полномочий верховного правителя, а также правотворчеством других, подчиненных ему должностных лиц.
Необходимо отметить, что право в этих обществах было тесно переплетено с моральными и религиозными нормами и представлениями, которые нередко отставали от социального развития и не позволяли законодательству вносить резкие изменения в уже сложившуюся систему правовых отношений. Отсутствие развитого и всеобъемлющего законодательства, с одной стороны, и недостаточная гибкость обычного права, с другой, привело к тому, что с развитием судебных функций государственной власти сами судьи, исходя из конкретной ситуации, руководствуясь судейским усмотрением, создали правовые нормы.
Для понимания сущности древнейшего права Латинской Америки наибольший интерес представляют нормы, регулирующие собственность, договорные и брачно-семейные отношения. Развитие частной собственности и имущественного неравенства умайя, ацтеков и инков было закреплено в праве. В этих обществах, помимо частной собственности, существовала государственная, общинная собственность на землю.
Договорные отношения, связанные с развитием обмена и имущественного неравенства, также нашли закрепление в правовых нормах. Меновая торговля свидетельствует о значительной распространенности договора мены и купли-продажи. В качестве единицы обмена часто выступали зерна какао, перья и т.д. У ацтеков при продаже раба требовалось присутствие двух свидетелей и согласие самого раба, если он не имел особого ошейника за бегство или неповиновение.
Регулирование брачно-семейных отношений в этих обществах не было единообразным. Семья в этих обществах была преимущественно моногамной. У ацтеков мужчина мог иметь несколько жен и наложниц, но первая жена считалась старшей. У инков многоженство допускалось только для верховного правителя и знати.
Брак заключался после достижения определенного возраста (у ацтеков 20 лет для мужчин, 16 — для женщин) в виде торжественной процедуры, имевшей и юридическое, и религиозное значение. При заключении брака определялось приданое невесты, а жених делал подарки будущему тестю.
Уголовно-правовые отношения в древних государственных образованих Латинской Америки отличались простотой и суровостью, выражавшиеся в том, что за правонарушение следовало определенное и весьма строгое наказание. Наказания тесно переплетались с нравственно-религиозными санкциями.
Основными видами преступлений у ацтеков были: богохульство, колдовство, предательство, бунт против власти, присвоение отличительных знаков должностных лиц, похищение свободных людей, пьянство, клевета и т.д. У инков преступлениями (помимо указанных выше) считались восстания, измена, неподчинение администрации, в частности, приказаниям старосты, уничтожение мостов, путешествие без разрешения, аборт, лжесвидетельство, пьянство и др.
Следующий периодразвитие латиноамериканского права был связан с колонизациейЛатинской Америки Португалией и Испанией.
Этот процесс сопровождался уничтожением их правовых начал и правовых обычаев. Основу колониального права в Латинской Америке составило феодальное право Испании и Португалии.
После открытия Америки в 1492 г. Испания и Португалия стали сильнейшими державами Западной Европы и вплоть до XVII в. удерживали первенство в колониальных захватах этого континента. В соперничестве между этими двумя католическими монархиями сферы влияния в мире делились при посредничестве Ватикана и закреплялись серией договоров. Для судеб Нового Света решающее значение имел Тордесильясский договор 1494 г.,установивший границу между будущими испанскими и португальскими владениями таким образом, что открытая позднее Бразилия досталась Португалии. Остальная часть Южной Америки, вся Центральная Америка и Карибский бассейн, значительная часть южных штатов современных США оказались под властью Испании. В XVII в. окрепшие Голландия, Франция и Англия начали теснить испанских и португальских колонизаторов1.
Таким образом, в течение четырех веков с XV до начала XIX вв. территория Латинской Америки была колонией Испании, Португалии и частично Франции, и, соответственно, на этой территории действовало колониальное право. В частности, с 1537 г. в Испанской Америке было распространено законодательство Кастилии — крупнейшей исторической области Испании, включавшее множество сборников, большей частью происходивших из римского права и законодательства вестготов. Тай, королевскаяседула 1530 г. указала, что на Испанскую Америку распространяются законы Кастильи.
В 1567 г. было издано собрание законов в девяти томах — «Новый свод»,регулировавший основные отрасли права в Испании и на территории колоний. Колониальные судебные органы часто выносили решения, ссылаясь на доктрины римского и канонического права.
На территории Бразилии, колонизированной Португалией, действовали сборники законов португальских королей — Ордонансы королей Альфонсов III и IV конца XIV — начала XV вв., Ордонансы Филиппа 1603 г.
Установив в Латинской Америке новый социальный и правовой порядок, колонизаторы столкнулись с устойчивостью некоторых традиционных институтов (община и общинное землепользование и т.д.). В результате они были вынуждены санкционировать действие индейских правовых и доправовых норм. Некоторые из них были включены в колониальное право. Например, была узаконена подушная подать с индейцев — трибуто.
В специальном акте испанского короля 1555 г. предписывалось соблюдать законы и добрые обычаи, которые с древних времен индейцы использовали для своего хорошего управления, но при непременном условии, что они не противоречат священной религии и законам. В колониальной Мексике нормы, действовавшие в этот период — испанское и новоиспанское законодательство, «индийское право» и право индейцев постепенно составили единый правовой корпус1. Это было характерно для всей Латинской Америки.
В XVI в. в связи с накоплением в колониях огромного правового материала стали появляться компиляции законов, носившие неофициальный характер. В 1556 г. был подготовлен сборник законов, действовавших в Новой Испании.
Таким образом, в колониальный период постепенно существовавшие ранее обычаи и традиции древних народов, населявших Латинскую Америку, видоизменялись и ограничивались колониальным правом.
Следующий этап развития латиноамериканского права связан с формированием самостоятельных национальных правовых систем, обусловленный провозглашением независимости государств. Так, Чили стала независимой в 1810 г.; Бразилия была провозглашена независимой империей в 1822 г., а в 1889 г. — независимой республикой. После освободительной войны против колонизаторов в 1889 г. была образована Федеративная Республика Аргентина.
В этот период колониальное право с помощью кодификациизаменялось национальным правом. Кодексы составлялись на основе европейских моделей, с одной стороны, а с другой учитывались особенности латиноамериканского общества. Процесс кодификации длился достаточно долго, но его исходные моменты связаны с двумя важнейшими документами нормативного и доктринального характера.
Во-первых, это Гражданский кодекс Чили,который был подготовлен по поручению правительства известным венесуэльским юристом А. Белло. Работа над этим документом началась в 1846 г. и завершилась в 1855 г. Его автор разработал уникальную модель кодификации, которая заключалась в том, что за основу были взяты положения римского права, испанской средневековой кодификации 1263 г. и Французского гражданского кодекса, а также были учтены национальные особенности политической, экономической и культурной жизни не только Чили, но всей Латинской Америки.
Чилийский Гражданский кодекс, использовавший наряду с французским и испанским правом германское законодательство (ГГУ), представлял собой наиболее полный и всесторонне разработанный кодекс гражданского права второй половины XIX в. Он состоял из вступления и четырех книг. Первая книга посвящалась лицам и вопросам семейного права. В отличие от кодекса Наполеона, ГК Чили предусматривал уже понятие юридического лица (два вида: общества с целью наживы и корпорации или учреждения, не преследующие корыстных целей) и посвятил некоторые статьи определению их правового статуса. ГК Чили на несколько лет раньше ГК Италии выдвинул принцип равенства в гражданских правах чилийских граждан и иностранцев. Влияние канонического средневекового права проявлялось в том, что брак рассматривался не как договор, а как церковное таинство. Расторжение браков практически не допускалось. Главенствующую роль в семье играл муж и отец. Совершеннолетие в области гражданских прав под влиянием испанского права наступало лишь с 25 лет. Вторая книга «Об имуществах» закрепляла право частной собственности и другие вещные права. Собственность определялась как реальное право на телесную вещь с целью пользования и распоряжения ею по своему усмотрению, но при условии, что это право не противоречит законам или праву другого лица. Третья книга кодекса посвящалась наследованию, которое значительно упрощалось по сравнению со старым испанским режимом наследования. Четвертая книга была посвящена регулированию вопросов обязательственного права.
Во-вторых, это классический труд бразильского ученого-юриста Тексейра де Фрейтасао кодификациии систематизации права, в котором была изложена латиноамериканская концепция кодификации, построенная, с одной стороны, на основе восприятия европейской основы кодификации, а с другой — на восприятии собственных правовых традиций.
Вышеуказанные разработки законодательного и доктринального характера послужили классической моделью дальнейшей кодификации на латиноамериканском континенте. В частности, были приняты Гражданские кодексы Аргентины, Эквадора, Колумбии, Панамы, Никарагуа и др.
Вслед за кодификацией гражданского права последовало принятие кодексов в других отраслях права. Так, в 1874 г. был принят Уголовный кодекс Чили по образцу Уголовного кодекса Испании 1870 г. с максимальным учетом национальных особенностей. В 1859 г. в Аргентине был принят Торговый кодекс, а в 1886 г. — Уголовный кодекс.
Сильное влияние на формирование правовых систем государств Латинской Америки в XX в. оказало становление военных диктаторских режимов. Это характеризуется, прежде всего, ослаблением процесса кодификации и усилением роли делегированного законодательства, которым сильно ограничивается правотворческая деятельность парламентов, происходит ограничение основных прав и свобод человека, и, наконец, устанавливается жесткий государственный контроль над политической, экономической и социальной сферой жизни общества.
Если одни компаративисты относят правовые системы государств Латинской Америки к романо-германской правовой семье, то другие выделяют их в самостоятельную группу среди различных правовых семей современного мира. Латиноамериканское право, заимствовав многие правовые положения у романо-германского и общего права, точнее, американского права, выступает как самостоятельная правовая семья смешанного типа.
Таким образом, важнейшая специфика латиноамериканского права заключается в его смешанном характере, выражающемся в том, что правовые системы государств Латинской Америки во многом построены на основе романо-германских моделей (это особо проявляется в сфере частного права), а также моделей правового строительства в рамках общего права (это очевидно в сфере публичного права).
Латиноамериканское право, также как и романо-германское право — это кодифицированное право, причем кодексы построены по европейским образцам с учетом национальных особенностей. Кодификация закрепила политическую независимость и способствовала становлению развитого национального законодательства. Заимствование кодификации романо-германского права вело к построению аналогичной структуры права и системы источников, что проявилось вабстрактом характере изложения норм права и восприятии юридической техники у континентального права.
Что касается сферы публичного права, особенно конституционного права, то оно построено по образцу правовой системы США. Это проявляется в том, что конституции этих государств заимствовали американскую форму правления, т.'е. президентскую республику, и другие государственные институты. Главная причина этого заимствования заключается в том, что на момент провозглашения независимости в ряде ведущих стран Латинской Америки, в частности, Чили, Бразилии, Аргентине Конституция США была единственной действующей писаной конституцией республиканско-президентской формы правления.
Латиноамериканский федерализм, один из старейших в мире, оказал воздействие на формирование и функционирование правовых систем этих государств. С XIX в. после завоевание независимости 15 государств Центральной и Южной Америки испытали на своем опыте федеративную форму государственного устройства, а к настоящему времени осталось только четыре федеративных государства: Аргентина, Бразилия, Венесуэла и Мексика. Причем, федеративная форма утвердилась в этих государствах как следствие победы федералистов над унитаристами.
Одной из причин создания федераций в Латинской Америке явилось, как отмечалось ранее, значительное влияние Конституции США на латиноамериканский конституционализм. Этому процессу способствовала внутриполитическая ситуация в создаваемых независимых государствах. Необходимо отметить, что на первых этапах формирования этих федераций центральное правительство вынуждено было идти на значительную децентрализацию государственного управления с целью создания и сохранения единства и целостности этих государств. На последующих этапах развития федеративного устройства в государствах Латинской Америки ситуация меняется в сторону централизации государственного управления, что обуславливало сужение полномочий субъектов федераций. Например, бюджет субъекта федерации прямо контролируется центральным правительством в доходной и расходной частях, а пределы такого контроля могут быть довольно обширными.
Принципы построения и функционирования судебной системыгосударств Латинской Америки также заимствованы из правовой системы США, что особо проявляется в деятельности и структуре верховных судов этих государств. Однако, судебный прецедент в системе источников права в правовых системах этих государств не выступает в качестве основного источника, аналогично американскому праву.
В латиноамериканских государствах функционирует институт судебного контроля конституционности законодательства,заимствованный у романо-германского права, и отличается от американской модели судебного конституционного контроля.
Правовые системы государств Латинской Америки традиционно находятся под влиянием католической церкви.Это находит свое проявление на конституционном уровне. В частности, в Конституции Аргентины признается приоритет конкордатов над национальным законом. Это объясняется, прежде всего, тем, что абсолютное большинство населения этих государств (свыше 90%) исповедует католицизм. Отсутствует единая система взаимоотношений церкви и государства. Они строятся по-разному: если в одних государствах провозглашается нейтралитет в отношении между ними, то в других существует официальный союз церкви с публичной властью; а в-третьих — государство ограничивает деятельность церкви с помощью специальных законов, вплоть до ее подконтрольности специальному законодательству.
Рассматривая правовые системы государств Латинской Америки, необходимо обратить внимание на особое место ироль армиикак института государства. Армия в этих государствах считается полноправным участником в регулировании политических вопросов жизни общества. Более того, решающее участие армии в разрешении политических проблем в латиноамериканских государствах является общепризнанным фактом. В государствах Латинской Америки традиционно армия рассматривалась в качестве единственного гаранта стабильности государственно-правовой жизни и эффективного средства разрешения социально- экономических конфликтов общества, особенно в период острых политических кризисов. Политическая нестабильность ставила армию в исключительное положение, делала ее часто арбитром в политических конфликтах. Армия не считала себя связанной конституцией.
Особенностью современного этапа развития латиноамериканских государств являются попытки координации их деятельности в политической, экономической, культурной, социальной сферах общественной жизни. Соответственно для достижения этих целей проводится правовая политика, направленная на гармонизацию законодательства и унификацию правовых норм как средств сближения их правовых систем.
Рассматривая тенденции развития латиноамериканского права, необходимо отметить, что Латинская Америка сегодня освобождается от пассивного подражания иностранным политико-правовым моделям. Набирает силу тенденция учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов национального происхождения. Тексты конституций стали более конкретны и учитывают социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще, и в Латинской Америке в частности.
Таким образом, современные правовые системы латиноамериканских государств характеризуются двумя тенденциями:
— усиление интеграции в рамках латиноамериканского континента, т.е. выработка общих подходов в решении различных проблем;
включение государств этого региона в формирование единого политического, экономического, торгового и правового пространства в масштабах всего американского континента, которое раньше охватывало только США, Канаду и Мексику.