Структура английского общего права.
Структура английского общего права отличается стихийностью правового массива, отсутствием рациональных начал и строгой логики построения. Изложению норм права характерен казуистический стиль.
Концепция построения системы общего права совершенно иная, чем в романо-германской правовой семье. Правовые массивы английского общего права выражены не так четко, как в континентальных правовых системах, и проблеме их классификации не уделяется столько внимания. В общем праве отсутствует деление на публичное и частное право. Здесь его заменяет деление на общее правои право справедливости,что обусловлено историческими особенностями формирования английского общего права. Система общего права не знает также деления права на отрасли. Все суды имеют общую юрисдикцию, т.е. могут разбирать разные категории дел.
До сих пор правовая доктрина общего права не выработала единого понимания термина, обозначающего правовую норму.Используются такие термины, как «приказ», «команда», «правило». Современные академические юристы стремятся приблизиться к понятийному аппарату романо-германского права и оперируют термином «норма», который постепенно вытесняет термин «правило», имеющий, по их мнению, слишком широкий объем и вводящий в заблуждение, как и спорно звучащий в настоящее время термин «приказ». За многообразием применяемых терминов стоит поиск определения объема данного понятия. Норма общего права менее общая и абстрактная, чем норма романо-германской системы права.
Систему общего права называют открытой системой. Так как общее право выступает как метод, позволяющий разрешить любой вопрос, то оно не содержит норм, подлежащих применению в любых обстоятельствах. Система, общего права не содержит технику толкований, все вопросы разрешаются исходя из ранее принятых решений или на их основе.
В структуре общего права (в широком понимании как самостоятельная правовая семья) выделяются три относительно самостоятельных элемента: общее право (узкое понимание как составляющая его структуры), право справедливости и статутное право.
Общее право — это совокупность судебных прецедентов, выработанных в ходе рассмотрения различных дел судебными инстанциями Англии с момента формирования общих судов (с 1066 г.). Эти прецеденты базируются на основной части решений, вынесенных судебными инстанциями Англии, и являются обязательными для применения при рассмотрении аналогичных дел. Норма общего права тесно связана с обстоятельствами конкретного дела и применяется для решения дел, аналогичных тому, по которому данное решение было принято.
Нормы общего права непосредственно регулируют ряд наиболее важных институтов современного права Англии, относящихся ктаким областям, как уголовное право, договорное право, вопросы гражданской ответственности (правонарушений) и др. Прецеденты сопровождают практику применения законодательства, поскольку на суды возложена задача толкования, уточнения и развития положений статутного права. Фактически без прецедентного права в условиях Англии статутное право на практике не может применяться. Тем не менее, в современных условиях прецедент начинает постепенно утрачивать свою исключительность.
Право справедливости — это совокупность норм, которые создавались судом лорд-канцлера с тем, чтобы дополнять иногда пересматриваемую систему общего права. Право справедливости включает в себя разрешение споров о недвижимости, доверительной собственности, о торговых товариществах, дела, связанные с несостоятельностью, с толкованием завещаний и ликвидацией наследства.
Право справедливости охватывает две группы дел, и соответственно, юрисдикция судов, рассматривающих эти дела, также подразделяется на два вида.
Первый вид— это дела, которые должны быть приняты к производству в силу определенности их правовой природы. Так, суды часто решают дела, связанные с толкованием положений права, регламентирующих передачу недвижимости, или дела по спорам о контрактах на продажу земельной собственности, или дела, основанные на применении положений законодательства о собственности на землю.
Второй вид— это дела, связанные с решением вопросов, по которым суду предоставляется достаточно широкие полномочия. По этим делам суды свободны в своем решении. Например, они могут по своему усмотрению решать вопрос о выдаче обязательных для исполнения судебных приказов, расторгать сделки ввиду незаконного воздействия на стороны при их заключении, утверждать либо не'утверждать акты благотворительности, наделять или нет доверительного собственника дополнительными полномочиями по управлению имуществом и т.п.
До судебных реформ 1873—1875 гг. разрешалось прибегать к праву справедливости по спорам, отнесенным к ведению общего права, например, по спорам, возникающим в связи с невыполнением контрактов, спорам о праве собственности на землю. К исключительной же компетенции права справедливости были отнесены дела по искам к доверительному собственнику (это иски, которые вообще не были известны общему праву, так как траст возникает в праве справедливости). В праве справедливости признавались и некоторые исключительные обстоятельства, которые не признавались таковыми в общем праве, например, введение истца в заблуждение относительно невыполнения обязательств по контракту.
И сейчас в правовой системе Англии сохраняется деление права на общее право и право справедливости, несмотря на то,что в 1873—1875 гг. английский парламент, как уже отмечалось, принял ряд специальных законодательных актов, предписывавших «объединение» права справедливости с общим правом. Однако, как отмечает Р. Давид, различие между общим правом и правом справедливости и сегодня продолжает оставаться важнейшим в английском праве, и поэтому оно сравнимо с делением права на публичное и частное в том смысле, что английские юристы так же естественно подразделяются на юристов, «работающих в общем праве», и юристов, «работающих в праве справедливости».
Статутное право, как уже отмечалось, является совокупностью правовых норм, закрепленных в законах (статутах), принятых английским парламентом, начиная с 1215 г. (дата принятия Великой хартии вольностей) по различным правовым вопросам, а также акты делегированного законодательства.
Теперь рассмотрим конкретные сферы общественных отношений, регулируемых вышеуказанными составляющими структуры общего права.
Термин «гражданское право» применительно к английской правовой системе является условным. Он не воспринят судьями и законодателями, которые, как уже отмечалось, не признают классическое римское деление права на публичное и частное, как и вообще его отраслевую классификацию. Поэтому гражданско- правовые отношения регулируются в рамках традиционных правовых институтов, таких как: право собственности, доверительной собственности, договора, деликтов и т.д.
Одним из ключевых понятий в общем праве, является понятие собственности. Вещное право как система норм, рассчитанных на урегулирование отношений лица к вещи, отсутствует. Место категории «вещное право» занимает «собственность». В системе общего права отсутствует и общая часть обязательственного права, рассчитанная на применение к любым обязательствам. Отсутствует и абстрактное понятие обязательства. Основное внимание уделено договору и деликту. Отсутствует также классификация обязательств.
С точки зрения доктрины общего права, договор— это сделанное взамен, предоставленное обещание, снабженное санкцией, а именно, возможностью обратиться в суд. Следовательно, договор предполагает наличие встречного удовлетворения: для того, чтобы получить право требования, кредитор прежде сам должен что-нибудь обещать должнику. Отсюда вытекает, что оферта не связывает лицо, ее сделавшее, до тех пор, пока она не акцептирована. До акцепта оферта может быть свободно отозвана.
Ответственность за нарушение договора строится на принципе причинения ущерба: должник отвечает за допущенное им нарушение независимо от вины. Это вытекает из важного правила англо-американского права, в соответствии с которым должник в любой момент вправе отказаться от договора, возместив кредитору убытки в полном объеме.
Еще одним центральным институтом английского общего права является институт доверительной собственности,возникший в рамках права справедливости. Он строится по принципу: лицо, учреждающее доверительную собственность, оговаривает, что некоторое имущество будет управляться одним или несколькими лицами в интересах одного или нескольких лиц. С помощью института доверительной собственности обеспечивается охрана имущества недееспособных лиц или управление имуществом учреждений. Согласно институту доверительной собственности, имущество управляется по усмотрению лица, которому доверяется это управление. Данное лицо уже выступает скорее как собственник, а не как представитель либо управляющий в рамках этих отношений.
В середине XX в. в Англии была принята целая серия консолидированных и отчасти кодифицированных законов, внесших существенные изменения в сферу регулирования брачно-семейных отношений,в частности, это Закон о жилище семьи 1967г., Закон о реформе порядка расторжения брака 1969г., консолидирующий Закон о брачно-семейных делах 1979г., консолидирующий Закон о судопроизводстве по брачно-семейным делам 1984г. и т. д. Эти новые законы, тем не менее, не исключали действия ряда предшествующих актов и прецедентов, которые сохраняли в сфере брачно-семейного права некоторые традиционные и своеобразные черты. Так, в Англии наряду с гражданским браком, заключаемым в государственных органах, сохраняется и церковный брак, который, согласно закону 1949 г., может быть выбран по желанию лиц,решивших соединиться брачными узами.
Законодательство в области охраны окружающей среды занимает самостоятельное место в системе английского общего права. Особый режим сброса отходов начинал регулироваться еще в 50-е гг. XX в. Толчок в развитии законодательства в данной сфере продолжился в 1970 г., когда в Англии развернулось широкое движение «зеленых» и было образовано Министерство окружающей среды. Именно в это время были приняты такие значительные акты, как Закон о контроле над загрязнением окружающей среды 1974 г., предусматривающий создание очистных сооружений и высокие штрафы за его несоблюдение. В 1974 г. был принят Закон о недопустимости сбросов загрязняющих веществ, в 1978 г. — Закон о чистом воздухе и о контроле над загрязнением атмосферы. В 80-е гг. XX в. была принята серия законов о защите диких животных и растений.
В настоящее время Англия занимает ведущее место среди государств, выполняющих свои обязательства, связанные с подписанием ею Киотского протокола[3]. Выбросы сокращены на 20% по сравнению с уровнем 1990 г. Бывший Премьер-министр Англии Т. Блэйер, выступая на закрытии Всемирной конференции по изменению климата, проходившей под эгидой ООН в Монреале, заявил, что Киотский протокол — это «результат нескольких лет упорной работы. Это важнейший шаг в решении проблемы изменения климата, которая представляет собой самый серьезный вызов из всех стоящих сейчас перед миром».
Важной чертой современного английского трудового права является существенная роль коллективных договоров в регулировании важнейших аспектов трудовых отношений: условий труда, заработной платы и т.д. В Англии основные параметры труда, в том числе размер заработной платы и продолжительность отдыха, определяет не законодательство, а именно коллективные договоры.
Для рассмотрения споров, возникающих из коллективных договоров, созданы специальные трибуналы, поэтому судебный прецедент является одним из важных источников трудового права. Особым источником трудового права в Англии являются кодексы практики, которые составляются государственными органами (например, государственным секретарем по вопросам занятости) и содержат ряд важных предписаний и рекомендаций. Хотя формально эти кодексы не являются правовыми документами, их содержание учитывается судами и другими государственными органами при применении норм права. Но их несоблюдение не влечет за собой каких-либо санкций.
Необходимость перестройки уголовного права,вызванная ростом преступности в XX в., повлекла за собой реформу уголовного права. Наиболее серьезная перестройка английского уголовного права произошла во второй половине XX в., особенно после создания в 1965 г. Правовой комиссии, поставившей своей задачей подготовку кодификации права Англии. Правовая комиссия и Парламент проделали большую предварительную работу по систематизации уголовного права Англии. К 1985 г. даже был подготовлен проект Уголовного кодекса, опубликованный для ознакомления. Однако,принятие этого кодекса затормозилось.
Большинство институтов Общей части уголовного права оказалось существенным образом реформированными в результате принятия ряда актов, например Закона о преступном покушении 1981 г., Закона об исправлении правонарушителей 1974 г., серии законов об уголовном правосудии — 1982, 1988, 1991 гг. и др. Старинные правила общего права были несколько вытеснены и сохранили за собой регулирование таких институтов, как нападение, неоконченное преступление, определение характера вины, но и здесь большинство составов преступлений было закреплено в статутном праве: Законами о краже 1968* и 1978 гг., Законом о подлогах и фальшивомонетничестве 1981 г. В результате активной деятельности Парламента в сфере уголовной политики к 90-м гг. XX в. лишь небольшое число отдельных видов преступлений оказалось в сфере регулирования общего права. В их числе: недонесение об измене, отдельные виды убийств. Основная же масса составов преступлений определяется теперь статутами.
Одним из важных направлений* реформы уголовного права является гуманизация и оптимизация наказания.Это нашло свое отражение в фактической отмене смертной казни. Так, в 1969 г.была отменена смертная казнь даже за тяжкое убийство, хотя в Англии формально сохраняют свою силу некоторые старые статуты, предусматривающие смертную казнь за такие преступления, как государственная измена, пиратство и поджог королевских доков. Но практически, в течение длительного времени никто не был приговорен к смертной казни за эти преступления.
Английская уголовно-правовая доктрина не выработала единого определения преступного деяния.Преступлением нередко признается действие или невыполнение обязанности, причиняющее вред обществу и запрещенное законом под страхом наказания, налагаемого государством. Вплоть до принятия Закона об уголовном праве 1967 г. все преступления в Англии подразделялись на измену, опасные преступления и менее опасные преступления. В настоящее время все преступления по степени опасности подразделяются на измену (государственную измену) и другие преступные деяния. Особенностью английского уголовного права является уголовная ответственность юридических лиц(корпораций, инкорпорированных компаний, органов самоуправления). Преступление признается совершенным юридическим лицом (корпорацией), если оно совершено (непосредственно или при посреди стве других лиц) лицом или лицами, которые контролируют осуществление корпорацией ее прав и действуют в осуществление этих прав. Эти лица не являются простыми служащими корпорации, и она несет ответственность за их действия непосредственно.
Основными видами наказаний являются смертная казнь (хотя она не реализуется), пожизненное тюремное заключение, заключения на срок от 1 дня до 25 лет и штраф. Также существуют и другие виды наказаний, например лишение пассивного и активного избирательного права. Широкое распространение в качестве вида наказания получило условное осуждение, которое является эффективным способом социальной адаптации осужденного, проходящей при особом контроле со стороны работников специальной социальной службы.