Источники романо-германского права.
М.Н. Марченко выделяет первичныеи вторичныеисточники романо-германского права. К первичным источникам он относит нормативные акты и обычаи (иногда сюда относят общие принципы права). Ко вторичным источникам, по его мнению, относятся судебный прецедент и доктрина.
В системе источников права особое место занимает законкак основной источник права. В широком смысле слова, как отмечает Р. Давид, закон воспринимается как первостепенный, почти единственный источник права в странах романо-германской правовой семьи. Все эти страны — страны «писаного права». Юристы здесь обращаются, прежде всего, к законодательству и регламентирующим актам, принятым парламентом или правительственным и административными органами».
Закон — это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. Он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности; устройство государства и т. д. Закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса.
Верховенствующее положение в системе законодательства и, соответственно, источников права занимают конституция и конституционные законы.За нормами конституции и конституционных законов признается особый статус. Во всех государствах романо-германской правовой семьи разработаны и действуют конституции, нормы которых имеют высшую юридическую силу. Их особый статус выражается в установлении большинством государств института судебного контроля за конституционностью всего законодательства.
Конституция определяет основы политического и экономического строя, правотворческую компетенцию различных государственных органов, структуру государственности, провозглашает основные права и обязанности человека и гражданина. Содержание конституций позволяет говорить о них как об основе всей правовой системы государства, поскольку ряд их норм является основополагающими для различных отраслей права, не только конституционного, но и административного, финансового, гражданского, трудового и др.
Конституция ФРГ 1949 г., например, закрепляет основы государственного и общественного строя, конституционного права, свободы и обязанности граждан ФРГ, форму правления (республику) и форму государственного устройства (федерации), структуру государственных органов и порядок их формирования, иерархию нормативно-правовых актов, издаваемых на их основе и во исполнение основных требований и положений, содержащихся в Конституции ФРГ. «Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — законом и правом».
В качестве конституционных законов признаются те законы, которые регулируют основополагающие сферы жизнедеятельности государства и общества, поэтому, согласно законодательству этих государств, за ними закрепляется высшая юридическая сила, приравненная к силе конституции.
В романо-германской правовой семье, кроме конституции и конституционных законов, различают обычные законы,которые имеют разновидности. Во Франции, в отличие от других государств, выделяются также в конституционном порядке программные законы, определяющие цели экономической и политической деятельности государства. В Испании выделяются органические законы, регулирующие вопросы, связанные с основными правами и свободами человека, а также основами избирательной системы, предусмотренные Конституцией Испании. В Италии выделяются специальные законы, которые дополняют существующие кодексы, регулирующие различные сферы общественных отношений.
Также среди законов различают федеральные законы и федеральные конституционные законы (Россия), законы и органические законы (Франция), конституционные, органические и ординарные законы (Молдова, Румыния).
По своему значению в регулировании различных общественных отношений, охватываемых целыми отраслями права, по универсальному характеру регулирования, по закреплению основополагающих принципов правового регулирования, среди законодательных актов выделяются кодексы. В XIX в. они преобладали в романогерманской правовой семье. Так же обстояло дело и в XX в., причем во многих государствах за ними признается особый статус (обычно это оговаривается в тексте самого законодательного акта).
Значение термина «кодекс» изменялось с течением времени. Первоначально так назывались распоряжения римских императоров. Затем так стали называть сборники самых различных законов. Ярким примером последних является «Кодификация императора Юстиниана» 534 г., где подведен итог почти тысячелетней римской правовой истории и показано правовое развитие этого государства.
Одними из первых кодексов в современном их понимании были 5 кодексов (Гражданский, Торговый, Уголовный, Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный), принятых во Франции с 1804 по 1810 гг. по основным отраслям материального и процессуального права.
Характеризуя французский Гражданский кодекс 1804 г. в целом, Ф. Энгельс писал: «...Революция окончательно порвала с традициями прошлого, уничтожила последние следы феодализма и в Codecivile мастерски приспособила к современным капиталистическим условиям старое римское право — это почти совершенное выражение юридических отношений, соответствующих той ступени экономического развития, которую К. Маркс называет товарным производством, — в такой степени мастерски, что этот революционный кодекс законов еще и сейчас во всех других странах, не исключая и Англии, служит образцом при реформах в области права собственности».
На сегодняшний день понятием кодекса охватывается сборник норм права, который группирует и излагает в систематизированном и последовательном виде и регулирует отдельные стороны общественной жизни. Целостность романо-германской правовой семьи объясняется, не в последнюю очередь, благодаря единообразию кодификации.
Практически во всех государствах романо-германской правовой семьи приняты и действуют гражданские (либо гражданские или торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.
Среди источников романо-германского права значительная роль отводится подзаконным актам: регламентам, президентским и правительственным декретам, декретам министерств, административным циркулярам и др. Они, по сути, стали важным инструментом практического приспособления содержания права к быстро меняющимся общественным условиям.
Возрастание влияния и значения правительственных и иных административных актов отражается в правительственном нормотворчестве, получившем название делегированного законодательства или регламентарной власти, принятие которого уполномачивается парламентом и при его официальном контроле.
Согласно Конституции Франции 1958 г., акты делегированного законодательства — это акты Президента, Премьер-министра, министерств, ведомств и др. Все вопросы, не входящие в область законодательного регулирования, решаются в административном порядке соответствующими нормативно-правовыми актами. Среди такого рода актов значительную роль выполняют ордонансы. Они являются актами Совета министров — правительства Франции, издаваемыми с разрешения парламента. Они направлены на упорядочивание отношений, обычно регулируемых законодательством. Ордонансы подлежат утверждению парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Их изменение или отмена возможны лишь с помощью закона. Юридическую силу ордонансы приобретают, согласно Конституции, сразу же после их опубликования, но теряют ее, если' законопроект об их утверждении не внесен в парламент до истечения срока, указанного законом, разрешив-шим их издание.
Сразу же после принятия Конституции Франции данные акты рассматривались скорее как исключительные меры, принимаемые привсякого рода социальных и иных потрясениях, при чрезвычайных обстоятельствах. Позднее они стали широко использоваться как обычные меры управления государством. Широкое применение ордонансов обусловило появление тенденции постепенного размывания границ между актами парламента и актами правительственных органов.
К источникам романо-германского права относится и обычай. Его роль и значение в качестве источника права в правовых системах разных государств романо-германского права неодинаковы, соответственно существует несколько концепций в отношении его роли и значения как источника романо-германского права. Согласно концепции«социологического плана», обычай занимает главное место в системе источников права. Считается, что именно он является основой права. Согласно этой концепции, обычаи определяли способы.применения и развития закона законодателями, судьями и доктринами (в Швейцарии и Германии закон а обычай считаются одними из основных источников права).
Существует и противоположная концепция, так называемая «позитивистская школа», согласно которой обычай играет самую незначительную роль в системе источников романо-германского права. Например, во Франции считается рассмотрение обычая в качестве источника права несколько устаревшим взглядом, особенно после широкой кодификации законодательства. Эта позиция объясняется традициями развития исторической школы права.
Если сторонники социологической концепции преувеличивают роль обычаев в системе источников романо-германского права, то сторонники позитивистской теории, противопоставляя его закону, минимизируют его значение как источника романо-германского права.
В Италии обычай применяется тогда, когда закон прямо отсылает к нему. В Греции законы и обычаи рассматриваются как равносильные источники права.
Таким образом, прослеживается своеобразное положение обычая в системе романо-германского права. Он может действовать не только в дополнение к закону, но й помимо закона.
Среди источников романо-германского права следует обратить внимание также на судебную практику. Она является спорным источником права в романо-германской правовой семье. Это обстоятельство объясняется тем, что роль судебной практики может быть уточнена лишь в связи с ролью закона. Однако, в последнее время усиливается тенденция использования судебной практики, наряду с другими источниками романо-германского права. Хотя существует мнение, что роль судебной практики всегда или почти всегда скрывается за видимостью толкования закона. В XVII—XVIII вв. появилась практика законодательного закрепления обязанностей судей руководствоваться предшествующей практикой. В частности, в Германии в 1654 г. было установлено, что суд должен следовать собственным предшествующим решениям.
Во Франции судебные решения не относятся к первичным или основным источникам права. Однако, в практической жизни, в повседневном регулировании общественных отношений они играют далеко не последнюю роль. В особенности это касается решений кассационного суда, которые нередко служат не только общим ориентиром для судебной практики, но и принципиальным указателем при решении конкретных дел. Это, кар правило, случается тогда, когда по обсуждаемым и решаемым вопросам имеются пробелы в законодательстве.
Хотя в ФРГ формально судебная практика не признается источником права, в силу требования правовой определенности правовой системы нижестоящие суды следуют решениям вышестоящих вследствие их «убеждающей силы». Иногда адвокат, пренебрегший прецедентом вышестоящего суда, несет имущественную ответственность.
Во Франции, Италии, ФРГ, Швейцарии, Испании и других государствах постоянно публикуются судебные отчеты — сборники судебной практики, от степени совершенства которых во многом зависит роль судебной практики.
Особое место в системе источников права занимают решения Конституционного суда. Например, в ФРГ решения Конституционного суда являются важным источником права. По юридической силе они стоят на одном уровне с обычными законами. Что же касается толкований Конституционным судом парламентских законов, то они в известном смысле даже превышают юридическую силу последних. Решения Конституционного суда относительно конституционности или неконституционности законов имеют решающий характер для дальнейшей судьбы этих нормативно-правовых актов и являются обязательными для всех без исключения государственных органов, в том числе и для судов.
Таким образом, судебную практику можно считать вспомогательным источником романо-германского права, и сфера его влияния постоянно расширяется. Все большее влияние судебная практика начинает оказывать на развитие отдельных правовых институтов и в тех государствах, где исторически судебный прецедент н£ признавался источником права, но решения высших судов по своему фактическому значению все больше приобретали свойства прецедента.
Источником романо-германского права считаются общие принципы права — основополагающие идеи права, такие, как справедливость, народовластие, презумпция невиновности и т.д. Общие принципы права используются тогда, когда при решении конкретных дел невозможно найти подходящие правовые нормы для данного случая. Они сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых актах. Поэтому применение общих принципов права в конкретном деле не основывается только на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и других законодательных актах, в которых они нормативно сформулированы.
Общие принципы права, в частности, пользуются повышенным авторитетом и вниманием во Франции, где они нашли свое законодательное закрепление в Декларации прав человека и гражданина, принятой национальным собранием Франции еще в 1789 г., и в последующих конституционных актах. К общим принципам права во Франции относят: принципы «приверженности правам человека», «принципы национального суверенитета»; принцип выражения в законе общей воли и др.
Общие правовые принципы считаются источником права и в некоторых других странах романо-германского права, например в Испании. В частности, в Конституции Испании отражены: принцип законности; принцип, согласно которому устанавливается и поддерживается иерархия нормативных актов; принцип отсутствия обратной силы у норм, содержащих санкции, не способствующие осуществлению личных прав или ограничивающие их и т.д. Некоторые общие правовые принципы, согласно конституционному и гражданскому законодательству Испании, признаются в качестве возможных источников права.
В системе источников романо-германского права довольно значимое место занимает правовая доктрина.Термин «доктрина» употребляется в нескольких значениях: и как учение, философско-правовая теория; и как мнение ученых-юристов по тем или иным вопросам, касающимся сущности и содержания различных юридических актов, по вопросам правотворчества и правоприменения; а также как научные труды наиболее авторитетных исследователей в области государства и права; и, наконец, как комментарии различных кодексов, отдельных законов.
История романо-германского права показывает, что долгое время доктрина была основным источником права. Так, в университетах на протяжении XIII—XVIII вв. были разработаны основные принципы права, и лишь с начала XIX в., с процессами кодификации изменилось место доктрины в системе источников права. Именно доктрина создает словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодательная власть при осуществлении законотворческой деятельности. Несмотря на то, что на сегодняшний день доктрина является вспомогательным источником права, она продолжает играть значительную роль в процессе принятия и применения законов, а также при толковании права.
Благодаря развитию международных отношений и интеграции в этой области большое значение для романо-германского права приобретают международно-правовые актыв качестве источника права. В большинстве государств, относящихся к романо-германской правовой семье, признается приоритет норм международных договоров и общепризнанных норм и принципов международного права перед национальным законодательством, и не допускается заключение международных договоров или присоединение к тем, нормы которых не соответствуют конституциям этих государств. Однако, Конституция Португалии установила исключение для этого принципа, закрепив положение, согласно которому «органическая или формальная неконституционность международных договоров не препятствует применению их норм во внутренней правовой системе Португалии, поскольку такие же нормы применяются во внутренней правовой системе другой стороны, за исключением случаев, когда их неконституционность влечет за собой нарушение фундаментального положения». Но такого рода нормы являются исключением на фоне общего подхода — признание верховной силы конституционных норм и неприменимости актов, им противоречащих.
Многие принципы и нормы международного права затрагивают не только внешнеполитическую сферу деятельности государств, но и некоторые аспекты внутригосударственной жизни, например, общепризнанные принципы и нормы в области прав человека.
Таким образом, романо-германское право характеризуется единой стройной схемой системы источников права. Вместе с тем, это обстоятельство не исключает существенного смещения акцента в этой системе в пользу того или иного источника права.