Особенности исламского судопроизводства.
Возникновение исламского правосудия связано с процессом формирования и становления исламского государства и права, главное содержание которого определялось деятельностью Пророка Мухаммада, выполнявшего в первом исламском государстве роль верховного судьи. Его деятельность основывалась на положениях Корана.
В дальнейшем, в связи с распространением ислама и территориальным расширением исламского государства, Пророк Мухаммад ввел в практику делегирование своих судейских полномочий наиболее влиятельным и авторитетным сподвижникам, выполнявшим роль наместников в разных частях исламского государства. Имеются также сведения о том, что Пророк Мухаммад неоднократно доверял своим сподвижникам рассмотрение отдельных судебных дел, однако еще без введения специальной должности кади (судьи), который был бы освобожден от других функций и занимал бы эту должность постоянно.
После смерти Пророка Мухаммада в период правления первых его четырех преемников-халифов основные принципы исламского судопроизводства оставались без существенных изменений. Халифы сосредоточили в своих руках не только верховную государственную власть, но и верховную судебную власть.
Статус судей как официальных лиц, назначаемых правителем и наделенных специальными полномочиями по отправлению правосудия, утвердился в первый период правления династии Абба-сидов. В этот период в халифате большое влияние приобрела фигура верховного судьи, назначаемая халифом, который по поручению правителя подбирал и назначал кади, т.е. формировал структуру судебной системы.
Судебной системе, сложившейся в период правления Аббаси-дов, был свойственен дуализм, проявлявшийся в сосуществовании как исламских, так и неисламских судов, в частности: исламских судов, которые руководствовались нормами исламского права; гражданских судов (ведомств жалоб), которые опирались на реальную силу государственного аппарата принуждения; консульских судов и судов персонального права для немусульман с различной компетенцией.
— Исламское правосудие окончательно сформировалось к X в. одновременно с завершением становления исламско-правовой доктрины, которая, наряду с судебной практикой, уже тогда предложила более цивилизованную судебную процедуру и правила доказывания на основе следующих принципов: принципа справедливости, упоминаемого во многих аятах Корана, например: «Если станешь судить, то суди их по справедливости»; принципа равенства, закрепленного Кораном, в частности: «Верующие ведь - братья...»; принципов публичности и гласности судопроизводства, выражавшиеся в том, что оно проводилось в публичном месте, обычно в мечети, и др.
На начальной стадии развития исламского правосудия отсутствовали формальности в судопроизводстве, чтЬ проявлялось в устном состязании тяжущихся сторон в заседании суда, причем кади принимал решение на месте в первом же заседании. Подобная форма делопроизводства существовала до середины VIII в., записей и итогов судебного рассмотрения не велось, а по окончании судебного процесса принятое по делу решение немедленно приводилось в исполнение. Однако рассмотрение доказательств, основанных на законе, принудило к признанию ценности письменных документов, ставших непременным атрибутом любого правового акта. Постепенно профессиональные свидетели стали выполнять обязанности общественных нотариусов. Таким образом, судебная процедура из устной преобразовалась в письменную, а адулы (нотариусы) стали судейскими писцами, вырабатывавшими текст протокола из каждого записанного ими ответа или факта предъявления документа по иску, решения судьи.
Также на начальном этапе существования исламского судопроизводства отсутствовала иерархия судов. Не существовало апелляционной инстанции. Однако, возможность обжалования решения все же существовала. В частности, глава государства, исправляя совершенную ошибку, мог смягчить некоторые виды наказания. Но, тем не менее, как отмечает Р. Шарль, маликитс- кие авторы упоминают об апелляции, хотя речь идет об обжаловании, при котором совершенно не учитывалось существо ходатайства и допускалась полная отмена приговора. Таким образом, при существовании пути к обжалованию абсолютизм властителей мешал созданию единой теории соблюдения правил и ограничительных положений, которые могли бы его стеснять.
Особенности исламского права отражаются и на исламском правосудии, в частности: отправление правосудия от имени Аллаха, что объясняется его божественным происхождением и религиозной природой; закрепление исходных начал правосудия такими ведущими источниками исламского права, как Коран и Сунна; отправление исламского правосудия специально назначенным лицом — кади, наделенным специальными полномочиями и др.
Несмотря на то, что большинство споров разрешалось кади единолично, в случае необходимости ему разрешалось иметь наиб (заместителей), катиб (делопроизводителей), бевваб и хаджиб (привратников), расуль (посыльных). Предусматривалось привлечение к процессу терджуманов (переводчиков), а также лиц, занимавшихся выявлением состояния свидетелей на предмет соответствия предъявляемым к ним требованиям, т.е. дававшим заключения об их беспристрастности.
Как уже отмечалось, судьи на свою должность назначались главой государства. Перед назначением кандидат экзаменовался на предмет знания исламского права, т.е. должность кади не была выборной, он назначался на должность указом главы государства (халифа или имама) или его заместителя, в котором указывался район его юрисдикции. Вступление в должность происходило немедленно сразу же после обнародования указа. При смене главы государства необходимо было утверждение в ранее занимаемой судейской должности новым правителем.
В настоящее время многие исламские государства полностью отказались от исламских судов в пользу светских. Так, в Египте до 1952 г. организация и порядок работы мусульманских судов регулировались законом. В соответствии с этим в стране создавались мусульманские суды трех уровней — низшие, которые рассматривали обычные дела; первой инстанции, юрисдикция которых включала рассмотрение более сложных дел и апелляцию на решение низших судов и Верховный суд. Специальные шариатские суды были ликвидированы в этой стране в 1956 г., их полномочия были переданы общегражданским судам. В 1954 г. была предпринята попытка ликвидировать мусульманские суды в Ливии, но через четыре года они были снова восстановлены.
Несмотря на различную степень влияния норм классического исламского права на судебные системы исламских государств, в большинстве из этих государств они и сегодня продолжают оказывать значительное влияние на отправление правосудия.
Дополнительный материал
Раздел 4. СЕМЬЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Общие положения
Семья законодательного права включает в себя правовые системы, в которых закон не просто является источником права, а содержит основные принципы их функционирования. Процесс кодификации сыграл решающую роль в становлении данной правовой семьи.
Как отмечает Г. Дж. Берман, все западные правовые системыанглийская, французская, германская, итальянская и др. — имеют общие исторические корни, из которых они выводят не только общую терминологию и общие методы, но и общие понятия, общие принципы права и общие ценности. По его мнению, только четыре основные черты западной традиции продолжают развиваться в настоящее время. Во-первых, право автономно и отделено от религии, политики, морали и т.д.; во-вторых, право развивается профессионалами, специалистами права, законодателями, судьями, адвокатами и т.д.; в-третьих, находятся на подъеме юридические учебные заведения, в которых разрабатываются концепции и систематизации; в-четвертых, юридическое обучение составляет метаправо, с помощью которого право оценивается и объясняется1.
Таким образом, правовые системы, входящие в семью законодательного права, сформировались в рамках западной традиции права и уходят своими корнями в частное римское право, складывались под воздействием канонического права, имеют высокий уровень правовой культуры и выстраиваются в соответствии с концепцией правового государства. По этим признакам романогерманское право характеризуется как законодательное право, как единая правовая семья.
Главное средство, с помощью которого обеспечивается распространенность и влияние данной правовой семьи, это — закон, который, как уже отмечалось, играет роль не; просто источника права, а во многом определяет сущность и содержание данных правовых систем.
Среди существующих в настоящее время правовых семей семья законодательного права (романо-германская правовая семья) занимает особое место и играет значительную роль в развитии юридической теории и практики. Как отмечал Р. Давид, она является первой семьей, с которой мы встречаемся в современном мире1. Данную правовую семью в силу ее распространенности, и устойчивости развития называют еще базовой.
Семья законодательного права (романо-германская правовая семья) объединяет национальные правовые системы многих современных государств. Сформировалась она на территории континентальной Европы в романских (Франция, Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия, Австрия, Швейцария). К данной правовой семье примыкают правовые системы всех государств Латинской Америки (особенно в сфере частного права), национальные правовые системы государств скандинавского региона и постсоветского пространства, значительная часть национальных правовых систем государств Африки и Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло отражение в национальных правовых системах Японии, Китая, Индонезии, других государств мира.