Специфические черты иудейского права
Иудейское (еврейское) право является одной из древнейших правовых систем мира религиозного типа и представляет собой религиозно-правовую систему, регулирующую общественные отношения внутри еврейской общины, исповедующей иудаизм.
Иудейское право, находясь в определенной взаимосвязи и взаимодействии с другими правовыми системами, обладает особым характером. Ему присущ целый ряд неповторимых черт, которые определяют его самобытность и отличают от других правовых систем.
Главная особенность иудейского права заключается в том, что оно является составной частью иудаизма. Это прежде' всего проявляется в их общем происхождении, а также в общности их источников. Как известно, источником религии и еврейского права является Библия (ее первые пять книг — Пятикнижье или Тора). Религиозные установки, которые определяют отношение человека к Творцу, соблюдение субботы и праздников, законы кошерности и прочие, являются одновременно и правовыми, и религиозными нормами.
Нормы иудейского права переплетены с религиозными нормами и преимущественно направлены на определение обязанностей человека как члена еврейской общины. Они регулируют отношения членов иудейского общества к Богу, его законам и заповедям, к религиозным ритуалам, к своему государству, общественным институтам, к другим членам общины и иноверцам. В некоторых случаях прямо предусмотрены санкции за нарушение определенных норм. Так, запрет «не убий» подкрепляется санкцией «кто ударит человека, и он умрет, тот обязательно должен быть убит».
Следующая особенность иудейского права заключается в том, что для него, в отличие от других правовых систем, характерен мононациональный характер, т.е. действие иудейского права распространяется только на одну нацию — евреев. М. Елон подчеркивает, что еврейский народ всегда рассматривал еврейское право как собственное национальное достояние и как главную и важную часть своей культуры. Находясь на чужбине, в изгнании, еврейский народ продолжал существовать как нация, а не как религиозная секта, постоянно и непрерывно развивая свое право — важнейшую национальную ценность, в которой ярко выражается его сущность. Необходимо отметить, что важнейшая функция иудейского права заключается в обеспечении целостности еврейского общества и поддержании его духовно-нравственного и религиозного единства.
Особенностью иудейского права является также принцип богоизбранности иудейского народа, его выделение Богом среди других народов. «Ты народ святой для Господа, Бога своего, — утверждается в «Повторении Закона» относительно иудейского народа, — тебя выбрал Господь, Бог твой, чтобы ты был Ему избранным народом со всех народов, которые на поверхности земли». «Я — Господь, Бог ваш, что отделил вас от тех народов», — говорится в книге «Левит». Для обеспечения действия этого принципа иудейское право устанавливает запрет на ассимиляцию с другими народами. Например, запрещаются браки с неевреями, а также обращение в нееврейские судебные организации и др. «И не роднись с ними: дочерй своей не дашь его сыну, а его дочери не возьмешь для сына своего, так как он отвернет сына твоего от Меня», — говорится в «Повторении Закона».
Важной особенностью иудейского права является также то, что оно на протяжении большей части своей истории существовало и развивалось без существования еврейского государства. Как известно, иудейское право начало формироваться внутри еврейской общины в рамках собственного еврейского государства. И несмотря на то, что еврейский народ лишился собственной территории, иудейское право по-прежнему оставалось действующим живым правом еврейской общины для проживающих в различных странах мира. В связи с этим И.Ю. Козлихин отмечает, что дело даже не в том, что евреи, потеряв национальную государственность, возродили ее через два тысячелетия. Многие народы вообще никогда ее не имели, другие теряли ее и снова завоевывали. Евреи же утратили не только государственность, но и землю. На протяжении многих столетий они жили на территории чужих для них государств, в окружении другой культуры, часто даже враждебной. При таких условиях они сумели не просто сохранить свое национальное право, но и активно развивали его.
Таким образом, иудейскому праву присущи основные признаки религиозного права. Вместе с тем, оно обладает рядом вышеупомянутых признаков, позволяющих говорить о его особом характере.
Источники иудейского права
Особенность иудейского права проявляется в системе его источников. На протяжении довольно значительного времени его положения и нормы существовали в неписаной форме. Так, первый источник иудейского права, получивший название каббала, представлял собой совокупность правил поведения, которые заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение в устной форме, поскольку существовал запрет на ее письменную фиксацию. Запрет на письменную фиксацию норм иудейского права был направлен на то, чтобы основные положения иудаизма не стали достоянием неевреев. Однако, данный запрет вызвал определенные проблемы, в частности, утерю или искажение некоторых постулатов иудейской веры и, как следствие этого, он был снят. После этого появились письменные источники иудейского права.
Важнейшим источником иудаизма и иудейского права является Ветхий Завет — часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Другая часть Библии — Новый Завет, книги которого были составлены уже после его пришествия, не признаются иудаизмом. Поскольку иудаисты признают священными только заповеди Ветхого Завета, его иногда называют еврейской Библией.
Среди книг Ветхого Завета особое место занимает Тора (Пятикнижие Моисея). Согласно преданиям, она была ниспослана Моисею Богом на горе Синай. Тора — важнейший, основополагающий источник, который традиционно рассматривается в иудейском праве как своеобразная конституция еврейского народа. По смыслу она представляет собой изложенные в стихотворной форме разнообразные заповеди иудаизма. Такая форма изложения вызвала в дальнейшем рост значения интерпретаций и толкований Торы для применения ее в практической деятельности. По структуре она состоит из нескольких частей и содержит пять книг — «Берешит» (Бытие), «Шмот» (Исход), «Виакра» (Левит), «Бемидбар» (Числа), «Дварим» (Повторение Закона).
Первая книга «Бытие» начинается с момента создания мира из хаоса и содержит рассказ о рождении человечества, прежде всего еврейского народа, его правила поведения, обычаи и традиции. Вторая — «Исход» рассказывает о выходё иудеев из Египта. Третья — «Левит» повествует о выделении из иудейского общества привилегированного колена левитов, в обязанности которых входило отправление религиозных культов и обрядов. Четвертая книга — «Числа» повествует о летоисчислении еврейского народа. Пятая — «Повторение Закона» представляет собой систематизацию правил поведения, изложенных в первых четырех книгах.
Важным источником иудаизма и иудейского права является Талмуд. После Библии это — важнейшая и священная книга еврейского народа. По своей структуре Талмуд неоднороден: он представляет собой многотомный сборник еврейских религиозных, правовых и этических норм, составленных в период с IV в. до н.э.
— V в. н.э. Он делится на две основные части — Мишна и Гемара. Миш на — это сборник правил поведения, составленный еврейскими мудрецами на протяжении первых двух столетий нашей эры, в котором закреплены нормы неписаного права, систематизированы разнообразные обычаи, правила морали и законы еврейского народа.Гемара — своеобразная интерпретация и толкование норм Мишны, которую на протяжении III—V вв. давали ей раввины. В III в. была создана Иерусалимская Гемара, а в V столетии — Вавилонская. В литературе их чаще называют Иерусалимским и Вавилонским Талмудами. К талмудической литературе принадлежат также Барайти — тексты, не включенные в Мишну и со временем объединенные в отдельные источники. Юридической составляющей Талмула является Галаха.
Галаха как источник иудейского права понимается в широком и узком смысле. В широком — это нормативная часть иудаизма, регулирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев. В более узком смысле — это совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, а также каждый из этих законов в отдельности.
Развитие Галахи было обусловлено тем, что предписания Торы, не допускавшие никаких изменений и дополнений, часто не соответствовали практическим требованиям жизни. Некоторые положения требовали толкования и приспособления к радикально изменившимся бытовым и социальным условиям.
Галахическое законодательство опирается на пять неравноценных с точки зрения иудаизма источников: 1) Письменный Закон (т.е. 613 предписаний, содержащихся в Торе, понимаемый двояко. Во-первых, ортодоксальные евреи рассматривают его как изначально целостное учение, божественное откровение, не содержащее правовых норм, а во-вторых, — это свод правовых, ритуальных, этических и т.п. норм); 2) установления, основанные на предании (предписания ритуального или правового порядка, встречающиеся в изречениях пророков); 3) Устный Закон (представляет собой толкование Письменного Закона, к которому применяются два метода: прямая интерпретация текста и выводы из скрытого смысла текста, посредством правил герменевтики); 4) постановления софрим (буквально — писцы); 5) обычай.
Источником иудейского права является также Мидраш (или Мидрашим), который толкует и интерпретирует Тору. Формирование этого источника права объясняется несколькими причинами: во-первых, необходимостью четкого выяснения распоряжений Торы, которая имела сложно осознаваемую стихотворную форму; во-вторых, объективной необходимостью приспособления Торы к изменяющимся общественным отношениям.
Соотношение значения и влияния Торы и других источников Священного письма на протяжении истории изменялось. Как отмечает М. Елон, сначала Тора была источником, которым руководствовался и ученый человек в своих занятиях, и судья, который принимал решение. Но после завершения редактирования Талмуда Тора осталась чем-то наподобие конституции еврейского права, а талмудическая литература — Мишна, Мидрашим, Барайти, Иерусалимский и Вавилонский талмуды — стала основным источником права. Только базируясь на них, ученый обучал своих учеников праву, а судья выносил приговор.
Следующим источником иудейского права можно назвать обычай. Как известно, обычай является первым источником права, в том числе и для еврейского права. После появления основного источника иудейского права — Торы, главное требование к ним заключалось в их соответствии основным положениям Торы. Таким образом, обычаи дополняли содержание иудейского права.
Законодательство (постановления и указы) — еще один источник иудейского права. Следует отметить, что термин «законодательство» употребляется в иудейском праве не в классическом понимании как нормативно-правовые акты уполномоченных государственных органов. Под ним подразумевают акты, принятые мудрецами и регулирующие различные сферы жизни членов еврейской общины. Наличие подобного источника права существенно отличает иудейское право от других религиозных систем, которые лишают человека права изменять нормы, дарованные Богом. Еврейское право разрешает принимать правила поведения, источником которых является не Бог, а человек. Это становится возможным в случае изменения общественных отношений, когда необходимо изменить существующие нормы или принять новые. Право мудрецов изменять существующие нормы и принимать новые обосновывается распоряжениями Торы — высшего источника еврейского права. Например, согласно постановлениям, регулирующим уголовно-правовые отношения, разрешается выносить приговоры и применять телесные наказания, не предусмотренные законом Торы. Согласно другому постановлению, регулирующему трудовые отношения, работник клянется и получает зарплату. Это означает, что клятва используется для подтверждения правомерности истца.
Решение еврейских судов также является самостоятельным источником иудейского права. Его формирование и развитие обусловлено существованием судебной автономии еврейских общин, которую они имели во многих государствах. На протяжении столетий суды решали множество разнообразных проблем, возникавших в практической жизни общины, используя все источники иудейского права. Необходимо указать, что постепенно сложился принцип, согласно которому суды имели право принимать решение, которое отличалось от тех, что были предусмотрены в других источниках права, если считали, что его буквальное применение будет нарушением справедливости. Таким образом, благодаря деятельности еврейских судов на протяжении столетий изменялись нормы иудейского права.
Сборники разнообразных судебных решений представляют важную часть юридической литературы. Примером такого сборника являются «Вопросы и ответы». Он содержит судебные решения различных проблем, которые принимали выдающиеся еврейские правоведы, жившие в разных странах во все времена. В пределах этого сборника исследователи насчитывают почти триста тысяч таких решений.
Источником иудейского права является и доктрина, которая рассматривается: как труды еврейских богословов; как мнения различных иудейских академических школ; как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстов.
Таким образом, система источников иудейского права отражает его специфику и характеризует его как религиозное право.
Правовая система Израиля
Еврейский народ утратил свою государственность и развивался в таких условиях почти два тысячелетия. С 1517 до 1917 г. Палестина (куда входила территория современного Израиля) была провинцией Османского халифата, где применялись нормы исламского права и законы, принимаемые на основе заимствования у романо-германского права, в частности французского права.
С 1917 г. по 1947 г. Палестина находилась под правлением Великобритании. Первым шагом к установлению правления Великобритании было признание Декларации Бальфура 1917 г. Следующим шагом на этом пути стало в 1920 г. получение мандата Лиги наций, вступившего в силу в 1922 г. Согласно ст. 6 Хартии о мандате, Великобритания официально взяла на себя обязательства способствовать иммиграции евреев в Палестину. На данной территории применялись нормы общего права, а также по специальному Декрету судам предоставлялось право применять законодательство Османской империи, принятое до 1914 года.
На основании резолюции 181 Генеральной ассамблеи ООН 1947 г. был упразднен мандат Великобритании на управление Палестиной, на основании чего в 1948 г. было провозглашено независимое государство Израиль. Сразу же после этого начала формироваться правовая система Израиля.
Правовая система Израиля носит смешанный характер, в ней встречаются элементы романо-германского и общего права, а также религиозного — иудейского и исламского права. Таким образом, иудейское право стало частью его правовой системы, но не его основой. Это объясняется тем, что правовая система Израиля является территориальным правом, т.е. его действие распространяется на всех граждан, проживающих на данной территории.
Как отмечает В.П. Воробьев, наслоение двух различных основополагающих правовых систем — позитивного государственного права и традиционного религиозного закона — создавали и создают источник конфликтов в судебной практике и напряженности в израильской общественной жизни. Между тем, не только идеологические факторы составляют правовую систему Израиля. События и опасности, которые сопутствовали рождению израильского государства, не давали другого выбора, как временно принять правовой порядок, унаследованный у страны-мандатария.
Тем не менее, иудейское право активно влияет на правовую жизнь Израиля. Это проявляется, прежде всего, в закреплении на государственном уровне принципов и норм иудейского права. Так, Декларация независимости государства Израиль закрепила принцип, согласно которому Израиль признается еврейским государством. В дальнейшем этот принцип нашел свое подтверждение в ряде законодательных актов, одобренных парламентом — Кнессетом. Так, в 1992 г. Кнессет принял Основной закон об уважении человеческой личности и ее свободы, в котором говорится, что цель этого закона — защитить права человека на уважение и свободу, соединив его с основными ценностями Израиля как государства еврейского и демократического.
Кроме того, принципы еврейского права воплощены не только в регулировании брачно-семейных отношений, но и в уголовно-правовых, гражданско-правовых и трудовых. Так, принцип, запрещающий работать в выходной еженедельный день, закреплен в Законе «О часах работы и отдыха», устанавливающий, что рабочая неделя состоит из 36 часов, а еженедельный отдых включает: 1) для евреев день Шаббата; 2) для неевреев день Шаббата, воскресенье, пятница. В некоторых случаях предусматриваются исключения из данного правила, если это связано с обороной государства или его безопасностью, жизненными интересами общества. Разрешение работать в выходной может быть выдано комиссией в составе премьер-министра, министра по религиозным делам и министра труда.
В настоящее время нормами иудейского права регулируются некоторые сферы общественных отношений, связанных с личным статусом евреев. С помощью иудейского права решаются вопросы бракосочетания, разводов, материального содержания членов семей, алиментов и управления личной собственностью. Кроме того, регулируются отношения, касающиеся религиозного богослужения и милосердия, интерпретации религиозных концепций (бракосочетание и развод иностранных евреев и евреев, проживающих в Израиле). Иудейское право применяется раввинатскими судами, которые, согласно закону, с 1984 г. являются составными элементами судебной системы Израиля и имеют исключительную юрисдикцию относительно всех дел, которые касаются браков и разводов, а также некоторых других дел. Раввинатские суды действуют на основе талмудического права.
В мире насчитывается 13,2 миллиона евреев, в том числе 5,4 в Израиле и 7,8 миллиона в диаспоре. Таким образом, большинство евреев проживает за пределами Израиля.
На территории современного Израиля проживали и проживают не только евреи, но и арабы, составляющие около 20% населения Израиля, и на которых не могли и не могут распространяться нормы иудейского права. На основе Декрета, принятого в 1948 г., предусматривавшего, что законы, которые не противоречат Декларации независимости и законам Израиля, сохраняют свою юридическую силу, продолжают действовать нормы исламского права, которое применяются внутри арабской общины Израиля. Согласно Закону «О судебной власти» с 1984 г. исламское право применяется шариатскими судами, рассматривающими дела, связанные с личным статусом арабов (браки, алименты, развод, усыновление и др.).
Согласно Закону об основных правах 1980 г. правовая система Израиля стала полностью независимой от английской правовой системы. Данный закон состоит из двух статей. Первая статья закрепляет положение, согласно которому решения британской администрации о привилегированном статусе английского законодательства отменяются. Вторая статья указывает, чем должен руководствоваться израильский судья при решении спорных вопросов, а именно, если он не находит норму, позволяющую разрешить спор, в писаном законе, судебной практике, то он должен исходить из принципов свободы, справедливости, мира и в духе еврейской традиции.
Особенность правовой системы Израиля заключается в том, что в Израиле иудаизм не провозглашается в качестве государственной религии, однако он играет решающую роль в государственно-политической жизни израильского общества. Декларация независимости Израиля начинается словами: «Государство Израиль — это место, где родился еврейский народ. Именно там сформировался его духовный, религиозный и национальный характер. Именно там он добился своей независимости и создал культуру, являющуюся одновременно национальной и универсальной. Именно там он написал Библию и подарил ее миру». Однако разрыв с иудаизмом в любой форме, в частности, переход в другую конфессию или выполнение обрядов иной религии при формальном принятии иудаизма, может немедленно отразиться на гражданском статусе человека.
Особенностью правовой системы Израиля является также отсутствие в системе источников права конституции как единого политико-правового документа, обладающего высшей юридической силой. Конституция в Израиле заменяется отдельными Основными законами. На сегодняшний день принято свыше десяти таких законов: о Кнессете 1958 г., о государственных землях 1956 г., о президенте государства 1964 г., о правительстве 1968 г., о бюджете 1975 г., об армии и обороне Израиля 1975 г., об Иерусалиме, столице Израиля 1980 г., о юридической власти 1984 г., о контролере государства 1986 г., о профессиональной свободе 1992 г., и др. Основные законы принимаются и изменяются в таком же порядке, как и обычные. Основное отличие заключается в том, что они не могут быть ^прекращены или изменены постановлениями о чрезвычайном положении. Еще одной их особенностью является наличие так называемых «укрепленных» статей, которые изменяются не просто, а квалифицированным большинством голосов членов парламента. В 1955 г. был закреплен приоритет основных законов над обычными, а Верховный суд Израиля получил право проверять содержание обычных законов на соответствие Основным.
Влияние английского общего права нашло свое проявление, в частности, в признании судебного прецедента полноправным источником права Израиля, хотя сами английские судебные прецеденты после ,1948 г. не имеют обязательного характера. Суды Израиля сейчас ориентируются больше не на английскую, а на американскую судебную практику. Согласно закону с 1957 г. каждый суд обязан руководствоваться судебным прецедентом, установленным высшим судом. Прецедент, установленный Верховным судом Израиля, является обязательным для всех судов, кроме него самого. Вследствие этого в Израиле сложился особый свод прецедентного права на базе решений Верховного суда.
Иудаизм играет значительную роль в общественно-политической жизни страны, особенно в области просвещения. Религиозные учебные учреждения составляют 30% всех средних учебных заведений Израиля.
В Израиле не только официально запрещены браки евреев с неевреями, но и затруднено заключение браков между представителями различных направлений в иудаизме. Все дела брачно-семейного характера отданы в исключительное ведение раввинатских судов. Практически невозможен переход евреев в другое вероисповедание, а для лиц, содействующих такому переходу, предусмотрено уголовное наказание.
Судебная система Израиля
Иудейское право уделяло самое пристальное внимание вопросам судопроизводства. Даже в то время, когда еврейский народ утратил государственность, еврейская община во многом сохранила свою идентичность благодаря еврейскому судопроизводству. Основные принципы иудейского судопроизводства отражаются в библейских стихах: «Не творите кривды в суде; не лицеприятствуй убогому, не угождай великому; по правде суди ближнего твоего»; «И делай справедливое и доброе в глазах Господа»; «Закон один будет для вас и для пришельца и для уроженца земли»; «И на трех основах стоит мир — на правосудии, на истине и мире»; «По истине и справедливости, ради мира судите во вратах наших». Эти принципы оказывают значительное влияние на современную судебную систему Израиля, в частности, посредством функционирования религиозных (раввинатских) судов.
Судебная система Израиля весьма сложна, что обусловлено множеством факторов исторического, религиозного, национального характера, а также влиянием систем судоустройства некоторых западных государств. Как отмечает М. Элон, важным фактором, который мог способствовать быстрейшему внедрению еврейского права в судебную систему государства Израиль сразу же после его провозглашения, было своеобразное состояние судебных органов в то время. В канун провозглашения государства Израиль в стране сформировалась судебная система, которая черпала свою силу из целого ряда источников. Так, например, в основе законов купли, продажи, залога гарантией служило Собрание юридического установления Османского Халифата 1869 г., известного как «Маджелла», базирующегося на религиозном исламском праве. Компенсация за нарушение договора определялась параграфами 106—111 оттоманского Гражданского процессуального кодекса 1879 г., заимствованными из французского законодательства. Законы возмещения убытков базировались на распоряжениях мандатных властей за 1944—1947 гг., в основе которых был английский закон, и т.д. Что же касается положения личности, то оно определялось, как правило, принадлежностью к какой- либо религиозной общине, признанной законом.
Декрет о законодательной, исполнительной и судебной власти 1947 г. содержит такие положения: «Право, которое действовало до 1948 г., остается в силе, если оно не противоречит этому Декрету или законам, которые будут изданы Временным Государственным Советом...». В результате судебная система, которая существовала до образования государства Израиль, стала «официальной».
На основе закона «О судебной власти» 1984 г. в Израиле действуют как светские, так и религиозные суды. Судебная система Израиля делится на две группы: общие суды и специальные суды. В число общих судов входят суды: мировой, по мелким делам, Окружной, Верховный. Специальные суды: по трудовым спорам, по семейным делам, транспортные, муниципальные, раввинатские и другие религиозные, военные.
Итак, в современном государстве Израиль, кроме общих и специальных судов, действуют раввинатский, исламский, христианский и друзский религиозные суды, являющиеся негосударственными. Они создаются религиозными общинами и другими религиозными организациями разных конфессий. В их юрисдикцию входит рассмотрение вопросов личного статуса евреев, мусульман, христиан и друзов, являющихся гражданами Израиля, (кроме вопросов усыновления, правопреемства, завещания и наследства), а также дела, связанные с управлением культовым имуществом и религиозными пожертвованиями. Приговоры религиозных судов приводятся в исполнение согласно Закону об исполнении 1967 г., как и приговоры гражданских судов.
В случае возникновении гражданского спора между лицами, принадлежащими к различным вероисповеданиям, вопрос о передаче дела в соответствующий суд решает Верховный суд Израиля в лице его председателя.
Среди религиозных судов особое место принадлежит раввинатским судам, что обусловлено тем, что евреи составляют большинство граждан Израиля. Деятельность этих судов регламентируется Законом о юрисдикции раввинатских судов 1953 г. К исключительной юрисдикции этих судов относятся, дела, связанные с личным статусом евреев, такие, как: брак и развод, споры о детях, об алиментах, о разделе имущества, об освобождении от левиратского брака, связанного с тем, что по законам Торы вдова обязана выйти замуж за брата умершего супруга и др.
Следует отметить, что в Израиле нет государственных органов, занимающихся регистрацией браков и разводов, что создает трудности для неверующих граждан и для граждан, состоящих в смешанных браках, т.е. супругов разных национальностей или вероисповеданий. Согласно Закону о юрисдикции раввинатских судов 1953 г. все вопросы брака и развода евреев в Израиле, будь они гражданами или резидентами, относятся к исключительной компетенции раввинатских судов. Браки и разводы евреев в Израиле совершаются исключительно по законам Торы.
Развод может быть объявлен только раввинатским судом. Если в библейской концепции развод — это отказ от женщины мужчиной, то раввинатское толкование от средних веков до наших дней привело к эволюции этой концепции: развод должен быть принят женщиной и предусматривать согласие мужчины. Исходя из этого, можно, используя современную терминологию, сказать, что религиозный развод по-израильски — это развод по взаимному согласию в исключительном виде. Другими словами, для того, чтобы объявить развод, согласие двух супругов абсолютно необходимо.
В структуру раввинатских судов входят окружные суды, действующие в девяти городах, и Большой раввинатский суд, находящийся в Иерусалиме. Отменить решения раввинатских судов правомочен лишь Верховный суд Израиля, который еще называется Высшим судом справедливости.
Решение раввинатского суда по делам о принуждении к даче согласия на развод или к даче согласия на получение развода являются окончательными и обжалованию не'; подлежат.
Надзор за исполнением законодательства о раввинатских судах осуществляет министр по делам религий. Управление религиозными судами находится в ведении министра по делам религий. Квалификация судей, способ их назначения, время пребывания в должности, жалование и вознаграждение регулируются для рав-винатского суда Законом о даянах 1955,г., для исламского суда — Законом о кади 1961 г., для друзского суда — Законом о друзских религиозных судах 1962 г.
Верховный суд Израиля является высшей судебной инстанцией и находится в столице Израиля — Иерусалиме. В его компетенцию входит рассмотрение кассационных жалоб на решения и приговоры Окружных судов. Верховный суд рассматривает, в определенных случаях, жалобы на кассационные постановления Окружных судов.
Верховный суд состоит из 12 судей. Как правило, кассационные жалобы рассматриваются коллегией из трех судей, а в некоторых случаях — из пяти судей.
Верховный суд также выступает в качестве Высшего суда справедливости (Багац). Это суд, который рассматривает жалобы граждан на решения и действия органов власти и их должностных лиц. Обжаловать можно действия любых должностных лиц органов государственной власти, включая министров, Премьер-министра и Президента, а также действия должностных лиц местных органов власти. Например, можно обжаловать незаконный арест, отказ в выдаче лицензии (разрешения) на занятие каким-то видом деятельности, на незаконное решение какого-то органа власти и др. Обратиться в Багац можно только в том случае, когда невозможно решить вопрос в суде низшей инстанции.
Окружные суды находятся в окружных центрах страны: Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Беэр-Шеве и Назарете (Нацерет). Эти суды вправе рассматривать любые гражданские дела, кроме тех, которые относятся к компетенции мирового и специальных судов. К примеру, Окружной суд рассматривает споры по патентным и земельным вопросам, по финансовым и коммерческим делам и др.
Окружные суды рассматривают уголовные дела о тяжких преступлениях, т.е. кроме тех, которые относятся к компетенции мирового суда. Они являются кассационной инстанцией по делам, рассмотренным судом по мелким делам, мировым судом и некоторыми специальными судами. Большинство дел в окружных судах рассматриваются одним или тремя судьями, кассационные жалобы в обязательном порядке — тремя судьями. На решения и приговоры, вынесенные Окружным судом по первой инстанции, жалобы направляются в Верховный суд Израиля.
По специальному разрешению Верховного суда ему может быть подана жалоба на постановление Окружного суда по кассационной жалобе. При несогласии с приговором, решением или постановлением по кассационной жалобе заинтересованное лицо может подать жалобу юридическому советнику правительства (он же Генеральный прокурор). Его решение считается окончательным и обжалованию не подлежит. Эти правоположения аналогичны правилам надзорного обжалования приговоров и решений, существовавшим в Советском Союзе.
Мировой суд — это низшее звено государственной судебной системы Израиля. Они действуют во всех городах и других крупных населенных пунктах. Как правило, в мировых судах дела рассматривает судья единолично.
Мировой судья рассматривает все гражданские споры с "ценой иска свыше 8 тысяч шекелей, дела об аренде имущества, об использовании недвижимости и др. Он вправе рассматривать также уголовные дела о преступлениях, наказания за которые установлены в пределах до 7 лет лишения свободы. Кассационные жалобы на решения и приговоры мирового суда подаются в Окружной суд.
Суд по мелким делам находится при мировом суде и рассматривает гражданские дела с ценой иска до 8 тысяч шекелей, а также иски, связанные с приобретением потребительских товаров в торговой сети, о расторжении различных сделок и др., также с ценой иска до 8 тысяч шекелей.
При рассмотрении дел в суде по мелким делам установлена упрощенная процедура и более краткие сроки рассмотрения дел. Судопроизводство по этим делам освобождено от многих формальностей. Адвокаты втакого рода процессы не допускаются, кроме исключительных случаев с разрешения суда. Исковые заявления в суд по мелким делам могут быть написаны от руки, а не напечатаны, без соблюдения установленной в других судах формы. Жалобы на решения этого суда подаются в Окружной суд в порядке, аналогичном жалобам на решения мирового суда.
В судебной системе Израиля особое место принадлежит Государственному контролеру, действующему с 1949 г., главной задачей которого является обеспечение ответственности государственного аппарата перед общественностью. Для реализации этой цели он уполномочен проверять законность, экономичность и эффективность действий административных структур и должностных лиц.