Суд в современной правовой системе Китая

Современная судебная система КНР функционирует на основе Конституции 1982 г., а также закона об организации народных судов 1979 г.

Конституция провозглашает следующие принципы судопроиз­водства: независимость суда, т.е. независимое осуществление раз­бирательства дел в соответствии с установлениями закона, без вмешательства административных органов, открытое разбира­тельство дел в суде (кроме определенных случаев, предусмотрен­ных законом), право обвиняемого на защиту, равноправие граждан при разбирательстве дел и коллегиальность суда, недопустимость привилегий при разбирательстве дел народными судами. Однако, между законодательным закреплением основных принципов дея­тельности судебных органов и реальной практикой судебной ра­боты существует значительный разрыв, который обусловлен как специфическими чертами формирования китайской судебной сис­темы в прошлом, так и нехваткой квалифицированных юристов в наши дни.

Судебная система формируется из общих судов, и состоит из Верховного народного суда, местных народных судов среднего звена и низовых народных судов, а также специальных судов, например, военных.

Задачей народных судов является рассмотрение уголовных и гражданских дел, наказание преступных элементов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролета­риата, охраны социалистической общенародной собственности, коллективной собственности трудящихся и законной частной соб­ственности граждан, охраны личных свобод, демократических и иных прав граждан.

Все судьи избираются или назначаются народными собрания­ми разных уровней на пять лет с правом переизбрания или пере­назначения только на один срок.

Согласно законодательству Китая, судьей может быть лицо, имеющее гражданство КНР и достигшее 23-летнего возраста, ува­жающее Конституцию и законодательство Китая, имеющее хоро­шие политические и профессиональные качества, а также пример­ное поведение, обладающее физическим здоровьем и имеющее диплом об окончании юридического учебного заведения. Прошлая судимость за совершение преступление и увольнение с государ­ственной службы исключают возможность занимать должность судьи.

Министерство юстиции КНР осуществляет административное управление судебной системой, выражающееся в финансирова­нии судов, а также подготовке кадров.

В Китае отсутствует самостоятельная система органов админи­стративной юстиции. Эту функцию выполняют палаты и коллегии по административным делам, входящие в систему народных судов. Они принимают и рассматривают жалобы на решения администра­тивных органов, нарушающие права и интересы граждан.

В специальном административном районе Сянган (бывшем Гонконге), согласно китайско-британским договоренностям и Ос­новному закону Сянгана, функционирует самостоятельная судеб­ная система.

При недостаточном количестве судебных органов, нехватке юридических кадров в обеспечении социального контроля по-пре­жнему велика роль народных примирительных комиссий — сво­еобразных неофициальных органов «народного правосудия». Сей­час действуют более 500 тыс. общественных примирителей, объе­диненных в народные комиссии по примирению. Их основное на­значение — разрешать различные конфликты по гражданским и незначительным уголовным нарушениям, а также по вопросам брака, наследования, жилищным и земельным вопросам. Система адвокатуры в Китае была упразднена еще в конце 50-х годов. Она вновь создана лишь после принятия УПК.

Постоянный комитет ВСНП в 1980 г. принял «Временное поло­жение об адвокатуре», вступившее в силу с 1982 г., согласно которому адвокаты в своей служебной деятельности «должны основываться на фактах, руководствоваться законами, быть пре­данными делу социализма и интересам народа». Адвокаты являют­ся государственными работниками органов юстиции и не призна­ются лицами свободной профессии, задача которых заключается в оказании юридической помощи государственным учреждениям, общественным организациям, гражданам. Адвокаты объединены в юридические консультации, которые находятся под руководством органов юстиции, осуществляющих контроль за их деятельностью.

Адвокат, участвующий в судебном процессе, имеет право зна­комиться с материалами дела, получать сведения от соответству­ющих организаций и лиц. Выступая в качестве защитника по уголовному делу, адвокат вправе иметь свидания с обвиняемым, содержащимся под стражей, вести переписку.

Таким образом, современная судебная система Китая имеет модернизированную структуру и успешным образом решает зада­чи, направленные на отправление правосудия. Примирительный характер судопроизводства, основанный на конфуцианской кон­цепции правопонимания, продолжает оказывать влияние на функ­ционирование судебной системы современного Китая.

Дополнительный материал

Раздел 3. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА

Общие положения

Религиозный фактор оказывал и продолжает оказывать влия­ние практически на все существовавшие и существующие право­вые системы. Такое влияние присутствует и в так называемых светских правовых системах. Это дает основание некоторым ав­торам критиковать классификацию правовых систем в зависимо­сти от религиозной принадлежности на религиозные и нерелиги­озные правовые системы. Однако, когда речь идет о семье рели­гиозного права, то роль и степень влияния религиозного факто­ра на формирование и функционирование правовых систем, вхо­дящих в данную правовую семью, являлся и является не просто заметным, а определяющим. Таким образом, религиозное право является разновидностью неотдифференцированного права, где оно находится не просто в тесной связи с религией, а полностью на ней базируется.

Религиозное право базируется на специфическомправопонимании, имеющем религиозное происхождение. Оно формируется на основе религиозных догм и доктрин, согласно которым главным субъектом права выступает божественная воля. Религиозное пра­во является персональным правом, т.е. сфера действия его норм зависит от принадлежности к религиозной общине.

Взаимодействие религиозной и рациональной основ в религи­озных правовых системах прослеживается на уровне характерно­го для них соотношения объективного и субъективного права. Объективное право, согласно религиозной доктрине права, отно­сится к религиозной сфере и связывается с основополагающими религиозными источниками (в иудаизме — Тора и Талмуд, в исламе — Коран и Сунна), в которых отражается божья воля. Субъективное право представлено в форме рациональной интер­претации и конкретизации данной воли теологами-правоведами, формулирующими конкретные правила поведения людей, испове­дующих соответствующую религию. Те есть, если исходные начала религиозных правовых доктрин носят исключительно религиозный характер, то в позитивном религиозном праве, как в системе дей­ствующих юридических норм, преобладающим является рацио­нальный фактор.

Анализ национальных правовых систем государств, относя­щихся к семье религиозного права, наглядно показывает опреде­ляющее влияние религиозно-правовых доктрин и концепций, име­ющих давнее происхождение, хотя данные правовые системы активно заимствуют правовые положения у нерелигиозных пра­вовых систем. Изменения, продиктованные данными заимствова­ниями, происходят в форме и технико-юридическом содержании современного действующего права этих государств. Что касается основ их функционирования, то они находятся под влиянием гос­подствующей религиозной идеологии, составной частью которой является правовая идеология.

Интерес к исследованию данных правовых систем в современ­ных условиях продиктован тем, что несмотря на то, что основные религиозные постулаты, принципы и доктрины имеют давнее историческое происхождение, отражающие другую историческую реальность, несмотря на свой консерватизм, они сохраняют свое господствующее положение в сфере определения правовой идео­логии, правового менталитета, правового сознания и правовой культуры большинства населения, проживающего в рамках дан­ных правовых систем.

В семью религиозного права входят индусское право, иудейс­кое право и исламское право.

Наши рекомендации