Суд в современной правовой системе Китая
Современная судебная система КНР функционирует на основе Конституции 1982 г., а также закона об организации народных судов 1979 г.
Конституция провозглашает следующие принципы судопроизводства: независимость суда, т.е. независимое осуществление разбирательства дел в соответствии с установлениями закона, без вмешательства административных органов, открытое разбирательство дел в суде (кроме определенных случаев, предусмотренных законом), право обвиняемого на защиту, равноправие граждан при разбирательстве дел и коллегиальность суда, недопустимость привилегий при разбирательстве дел народными судами. Однако, между законодательным закреплением основных принципов деятельности судебных органов и реальной практикой судебной работы существует значительный разрыв, который обусловлен как специфическими чертами формирования китайской судебной системы в прошлом, так и нехваткой квалифицированных юристов в наши дни.
Судебная система формируется из общих судов, и состоит из Верховного народного суда, местных народных судов среднего звена и низовых народных судов, а также специальных судов, например, военных.
Задачей народных судов является рассмотрение уголовных и гражданских дел, наказание преступных элементов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата, охраны социалистической общенародной собственности, коллективной собственности трудящихся и законной частной собственности граждан, охраны личных свобод, демократических и иных прав граждан.
Все судьи избираются или назначаются народными собраниями разных уровней на пять лет с правом переизбрания или переназначения только на один срок.
Согласно законодательству Китая, судьей может быть лицо, имеющее гражданство КНР и достигшее 23-летнего возраста, уважающее Конституцию и законодательство Китая, имеющее хорошие политические и профессиональные качества, а также примерное поведение, обладающее физическим здоровьем и имеющее диплом об окончании юридического учебного заведения. Прошлая судимость за совершение преступление и увольнение с государственной службы исключают возможность занимать должность судьи.
Министерство юстиции КНР осуществляет административное управление судебной системой, выражающееся в финансировании судов, а также подготовке кадров.
В Китае отсутствует самостоятельная система органов административной юстиции. Эту функцию выполняют палаты и коллегии по административным делам, входящие в систему народных судов. Они принимают и рассматривают жалобы на решения административных органов, нарушающие права и интересы граждан.
В специальном административном районе Сянган (бывшем Гонконге), согласно китайско-британским договоренностям и Основному закону Сянгана, функционирует самостоятельная судебная система.
При недостаточном количестве судебных органов, нехватке юридических кадров в обеспечении социального контроля по-прежнему велика роль народных примирительных комиссий — своеобразных неофициальных органов «народного правосудия». Сейчас действуют более 500 тыс. общественных примирителей, объединенных в народные комиссии по примирению. Их основное назначение — разрешать различные конфликты по гражданским и незначительным уголовным нарушениям, а также по вопросам брака, наследования, жилищным и земельным вопросам. Система адвокатуры в Китае была упразднена еще в конце 50-х годов. Она вновь создана лишь после принятия УПК.
Постоянный комитет ВСНП в 1980 г. принял «Временное положение об адвокатуре», вступившее в силу с 1982 г., согласно которому адвокаты в своей служебной деятельности «должны основываться на фактах, руководствоваться законами, быть преданными делу социализма и интересам народа». Адвокаты являются государственными работниками органов юстиции и не признаются лицами свободной профессии, задача которых заключается в оказании юридической помощи государственным учреждениям, общественным организациям, гражданам. Адвокаты объединены в юридические консультации, которые находятся под руководством органов юстиции, осуществляющих контроль за их деятельностью.
Адвокат, участвующий в судебном процессе, имеет право знакомиться с материалами дела, получать сведения от соответствующих организаций и лиц. Выступая в качестве защитника по уголовному делу, адвокат вправе иметь свидания с обвиняемым, содержащимся под стражей, вести переписку.
Таким образом, современная судебная система Китая имеет модернизированную структуру и успешным образом решает задачи, направленные на отправление правосудия. Примирительный характер судопроизводства, основанный на конфуцианской концепции правопонимания, продолжает оказывать влияние на функционирование судебной системы современного Китая.
Дополнительный материал
Раздел 3. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА
Общие положения
Религиозный фактор оказывал и продолжает оказывать влияние практически на все существовавшие и существующие правовые системы. Такое влияние присутствует и в так называемых светских правовых системах. Это дает основание некоторым авторам критиковать классификацию правовых систем в зависимости от религиозной принадлежности на религиозные и нерелигиозные правовые системы. Однако, когда речь идет о семье религиозного права, то роль и степень влияния религиозного фактора на формирование и функционирование правовых систем, входящих в данную правовую семью, являлся и является не просто заметным, а определяющим. Таким образом, религиозное право является разновидностью неотдифференцированного права, где оно находится не просто в тесной связи с религией, а полностью на ней базируется.
Религиозное право базируется на специфическомправопонимании, имеющем религиозное происхождение. Оно формируется на основе религиозных догм и доктрин, согласно которым главным субъектом права выступает божественная воля. Религиозное право является персональным правом, т.е. сфера действия его норм зависит от принадлежности к религиозной общине.
Взаимодействие религиозной и рациональной основ в религиозных правовых системах прослеживается на уровне характерного для них соотношения объективного и субъективного права. Объективное право, согласно религиозной доктрине права, относится к религиозной сфере и связывается с основополагающими религиозными источниками (в иудаизме — Тора и Талмуд, в исламе — Коран и Сунна), в которых отражается божья воля. Субъективное право представлено в форме рациональной интерпретации и конкретизации данной воли теологами-правоведами, формулирующими конкретные правила поведения людей, исповедующих соответствующую религию. Те есть, если исходные начала религиозных правовых доктрин носят исключительно религиозный характер, то в позитивном религиозном праве, как в системе действующих юридических норм, преобладающим является рациональный фактор.
Анализ национальных правовых систем государств, относящихся к семье религиозного права, наглядно показывает определяющее влияние религиозно-правовых доктрин и концепций, имеющих давнее происхождение, хотя данные правовые системы активно заимствуют правовые положения у нерелигиозных правовых систем. Изменения, продиктованные данными заимствованиями, происходят в форме и технико-юридическом содержании современного действующего права этих государств. Что касается основ их функционирования, то они находятся под влиянием господствующей религиозной идеологии, составной частью которой является правовая идеология.
Интерес к исследованию данных правовых систем в современных условиях продиктован тем, что несмотря на то, что основные религиозные постулаты, принципы и доктрины имеют давнее историческое происхождение, отражающие другую историческую реальность, несмотря на свой консерватизм, они сохраняют свое господствующее положение в сфере определения правовой идеологии, правового менталитета, правового сознания и правовой культуры большинства населения, проживающего в рамках данных правовых систем.
В семью религиозного права входят индусское право, иудейское право и исламское право.