Структура современного права Китая

После образования Китайской Народной Республики - КНР (1949 г.) китайское право претерпевает значительное влияние социалистических идей марксистского толка. Законодательство государства наполняется идеологическими установками классовой направленности, поддержания демократической диктатуры. На развитие права начинают заметно влиять наука, правовые исследования.

Специфику развития современной государственности и правовых институтов в Китае в определенной мере порождает наличие особой административно-территориальной единицы - административного района Сянган - в недавнем прошлом государства Гонконг. Его возвращение в состав китайского государства после пятидесятилетнего пребывания под юрисдикцией Великобритании определило существование заметных отличий в организации политической власти, формировании государственных органов и правовых институтов в Китае в целом, а также в отдельно взятом районе.

Правовое развитие китайского государства в настоящее время идет через формирование законодательства как парламентским путем, так и иными способами. Юридическую основу правовой системы государства составляет Конституция Китая. На ее базе обеспечивается отраслевая градация права, законодательства. Хотя значение Основного закона за Конституцией признается не всеми исследователями, ссылками на ее нормы часто обосновывается вынесение судебных решений <*>. По форме конституция - писаный, постатейно структурированный правовой акт декларативно-нормативного содержания. Концептуально в конституции обосновывается политический курс государства на соединение в государственно-правовой жизни в качестве приоритетных направлений модернизации экономики и укрепления законности. В Китае принят и действует Основной закон об особом административном районе Сянган. Законодательной системе Китая в целом несвойственна четкая разграниченность понятий "закон" и "норма права". Законодательствование, как отмечалось, не является прерогативой одного лишь парламента - Всекитайского собрания народных представителей. Административные органы также полномочны устанавливать нормативное регулирование. Законодательные и подзаконные акты имеют "конкурирующую" сферу применения. Установление критериев отграничения содержания, процедуры принятия и сферы применения закона в настоящее время является актуальной задачей правовой науки в Китае.

Структуру права Китая можно назвать традиционной в плане ее соответствия критериям структурного деления в странах романо-германской правовой семьи. Гражданское право, хозяйственное право, трудовое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и довольно молодая отрасль - административное право составляют систему китайского права. Практически во всех отраслях действуют кодексы. Отраслевые кодификации в Китае, проводимые с начала XX в., позволили упорядочить законодательство, исключить дублирование, противоречивость, несогласованность ранее изданных многочисленных разрозненных законоположений.

Правовая система Китая испытала на себе сильное влияние идеологических течений и взглядов, сформированных за время длительной истории правления разных династий китайского государства и, как следствие, порожденных ими обычаев. Правовые обычаи, возникшие в древности, влияли и продолжают оказывать серьезное влияние на правовую жизнь в Китае. На протяжении последних двух десятков лет в стране проводится систематизация старинной правовой литературы. Поиск, перевод с древнекитайского языка, изучение, комментирование древних правовых текстов возложен на научные учреждения. Опубликованные под заголовками "Избранные правовые обычаи древности", "Краткий словарь права древности", "История династии Цинь: перевод и комментарий к описанию уголовного права" тематические сборники рекомендуются к использованию, в том числе практическим работникам законодательных органов и органов юстиции.

Доктрина права с тех пор, как начали оформляться основные современные ее теоретические школы, не относилась к числу основных источников китайского права. Тем не менее доктрина не лишена известного влияния на формирование концепции и определение характера современного законодательства и развития политико-правовых и экономических реформ. С созданием в 1982 г. Китайской ассоциации правоведения научные исследования стали непременным атрибутом юридического обеспечения проводимых в стране преобразований. Многочисленные НИИ высших исполнительно-распорядительных органов и НИИ при авторитетных высших учебных заведениях участвуют в подготовке, научном обосновании, обсуждении правотворческих решений органов китайского государства. В государственной политике последовательно проводятся взгляды, совмещающие задачи науки и юридической практики: "...ставить древнее на службу современности", "иностранное - на службу Китаю", "пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ".



Наши рекомендации