Источники современного права Китая
Основным источником современного китайского права является закон. Систему законодательства возглавляет конституция.
Как уже отмечалось, в Китае существует богатый опыт конституционного строительства.
Быстрый рост законодательного массива после принятия Конституции 1982 г. является отличительной чертой современной китайской правовой системы. В ходе реформ правотворческими органами различного уровня принято большое количество различных законов, которые в свете изменившейся ситуации выступают правовой основой широкомасштабных экономических и политических реформ. Были приняты такие кодифицированные акты, как Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Лесной и Водный кодексы.
Спецификой законотворческого процесса в Китае является определенный дуализм в осуществлении законодательных функций. Согласно Конституции 1982 г., законодательная власть принадлежит как Всекитайскому Собранию народных представителей (ВСНП), так и его Постоянному комитету, выполняющему в период между сессиями ВСНП функции высшего органа государственной власти. Законодательные функции ВСНП затрагивают основополагающие сферы жизнедеятельности китайского общества и государства, в частности внесение изменения в Конституцию, принятие законов, регулирующих уголовно-правовые и гражданско-правовые отношения, законы о государственном строительстве и другие. Что касается законодательных функций Постоянного комитета ВСНП, то они направлены на регулирование текущих проблем, а также внесение незначительных изменений и дополнений в законы, принятые ВСНП, и не могут противоречить основным принципам этих законов.
Основной объем законодательной работы выполняет Постоянный комитет ВСНП. На своих сессиях, проводящихся один раз в год, ВСНП принимает законодательные решения по наиболее важным вопросам государственной жизни и может, в принципе, утвердить проект, но при этом направить его на доработку в Постоянный комитет, который и принимает решение о вступлении его в законную силу.
Таким образом, основной источник современной правовой системы КНР — закон, регулирующий основные сферы жизни общества.
Источником современного китайского права являются и подзаконные акты, такие, как постановления Постоянного комитета ВСНП, постановления и распоряжения Государственного совета, а также другие акты органов государственной власти и управления. В последнее время основные вопросы, связанные с правовым обеспечением процесса модернизации общества и государства, а также развитием внешнеэкономических связей, решаются в постановлениях Госсовета, актах местных органов власти и управления.
Важными источниками права по-прежнему остаются традиции и обычаи, которые берут свое начало в конфуцианстве. В силу исторических и социальных причин они на протяжении тысячелетий занимали значительное место в правовой системе Китая. Даже законодатель исходит из концепции создания современной законодательной базы только в случаях дальнейшей неспособности традиционализма.
Судебная практика в Китае не является источником права. Обязанностью судебных органов является неукоснительное применение законов.
Источником права являются также международные соглашения и договоры, заключенные КНР. В случае коллизий между национальными и международными правовыми нормами в КНР приоритет отдается международным договорам. Гражданско-процессуальный кодекс КНР предусматривает, что если положение международного соглашения, в котором участвует КНР, противоречит установленным ГПК КНР нормам, то применяется положение международного соглашения. Остаются в силе лишь те установления ГПК, по поводу которых китайская сторона делает соответствующие заявления.
Правотворческие отрасли, как гражданское, семейное, конституционное, административное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и др. Современное китайское право не признает дуализма частного права. Законы, регулирующие институты гражданско- правовых отношений, содержат и нормы торгового права.
Гражданские правовые отношения регулируются не единым кодексом, а Основными положениями гражданского права (ОПГП), принятыми в 1986 г. и регулирующими имущественные и личные отношения, направленные на обеспечение нужд модернизации в целях обеспечения прав и интересов граждан и юридических лиц.
Субъектами гражданского права являются физические и юридические лица. Правоспособность граждан — равная. Полностью дееспособными признаются граждане, достигшие 18 лет, но допускаются исключения для граждан, достигших 16 лет, если они собственным трудом зарабатывают необходимые средства существования. Ограниченная дееспособность наступает с 10 лет.
Институт обязательственного права регулирует отношения по поводу определенных прав и обязанностей, возникающих между сторонами в соответствии с условиями договора или согласно закону.
Обязательственное право не содержит норм об отдельных видах договоров и обязательств. Вместе с тем, устанавливаются такие условия договора, как качество, цена, срок исполнения. Устанавливаются нормы, предписывающие в случае договоренности об этом использовать государственные или общепринятые стандарты, государственные или рыночные цензы.
ОПГП различают договорную и внедоговорную ответственность. Условия, при которых возникает ответственность, помимо противоправного поведения, включают и причинение имущественного вреда. Вина не рассматривается как обязательное условие ответственности, она возникает также в случае имущественного вреда, причиненного «по ошибке». Ответственность возникает и в случае отсутствия вины или ошибки, если это предусмотрено законодательством.
Отдельные институты гражданского права регулируются соответствующими законами, например: Законами о хозяйственном договоре 1981 г., о товарных знаках 1982 г., о патентах 1984 г., об авторском праве 1990 г.
Вопросы семейно-правовых отношений в Китае не входят в систему регулирования гражданского права. Они регулируются Законом о браке, принятым в 1980 г. взамен закона 1950 г. Ранее для Китая характерной формулой воспроизводства населения была высокая рождаемость, высокая смертность и низкий уровень естественного прироста. С образованием КНР страна вступила в качественно новый период воспроизводства населения. В результате успешной борьбы с остроинфекционными болезнями и организацией общегосударственной системы здравоохранения смертность резко сократилась, а показатель рождаемости продолжал оставаться очень высоким, что привело к формированию формулы воспроизводства населения, характеризующейся очень высокой рождаемостью, средней смертностью и очень высоким уровнем естественного прироста.
Китай в течение многих лет удерживает первое место в мире по численности населения. В 1949 г. население КНР составляло 542 млн. человек. Сейчас оно превышает 1 млрд. 300 млн. и продолжает расти, т.е. за прошедшие 60 лет оно значительно выросло, почти удвоилось. Начиная с 1979 г. в Китае, в целях преодоления анархии в вопросах воспроизводства населения, плановое деторождение объявляется объективным требованием социалистической плановой экономики. Реализуется стратегическая установка демографической политики «одна семья — один ребенок». Проведение этой политики позволяет в определенной мере поставить под контроль ряд процессов в воспроизводстве населения. Но в то же время, несмотря на энергичные меры по ограничению рождаемости, население растет быстрее, чем планировалось.
В соответствии с китайским законодательством минимальный брачный возраст для мужчин — 22 года, для женщин — 20 лет. При этом поощряется более позднее вступление в брак и деторождение.
Закон о браке 1980 г. закрепил равноправное положение супругов в семье. После регистрации брака по взаимному решению супругов жена может стать членом семьи мужа, а муж может стать членом семьи жены. Одновременно решается вопрос о месте жительства супругов, что имеет немаловажное значение в условиях ограничения миграции из деревни в город. Супруги имеют право сохранить свои добрачные фамилии.
Конституционное право Китая отражает национальную специфику и историческую уникальность китайской государственности, особенности китайского варианта модернизации государства и общества.
Конституционное право КНР как отрасль национального права обладает рядом особенностей. Прежде всего, оно является отраслью социалистического права и проникнуто соответствующими идеями. В конституционном праве нашли отражение все основные концепции и постулаты социалистического «конституционализма»: руководящая роль коммунистической партии, социалистическое народовластие, социалистическая законность, классовая борьба и др. Цели и задачи конституционно-правового регулирования определяются перспективами строительства социализма, сформулированными в Конституции 1982 г.
После принятия Конституции 1982 г. получила толчок в своем развитии отрасль административного права, которая направлена на конкретизацию и развитие управленческой деятельности органов государства, ряда институтов и норм государственного права.
Однако, в КНР отсутствуют нормы административного права, детально регулирующие, например, общественные отношения, складывающиеся в ходе руководства министерствами подведомственных объектов, определяющие конкретные правомочия министерств в области планирования, финансовой деятельности, в решении кадровых вопросов, в проведении контроля и проверки исполнения и т.д. Нет также актов, регулирующих организацию трудового процесса государственных должностных лиц.
При отсутствии конкретных норм административного права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе управления экономикой, важное значение в КНР приобретают законодательные акты, относящиеся к сфере хозяйственного права.
Главным источником административного права является Конституция КНР, многие положения которой пока не получили развития и оформления в качестве определенных норм административного права. Из немногочисленных административно-правовых норм, в первую очередь, необходимо выделить акт, относящийся к области регулирования государственной службы, — Кодекс поведения должностных лиц Государственного совета, принятый в 1982 г. и регулирующий «поведение» не только должностных лиц высшего органа государственного управления, но и всего государственного аппарата.
В последние годы проведение экономической реформы обусловило модернизацию отрасли трудового права, в соответствии с которой была обновлена система распределения на работу и закрепления рабочих мест. Постепенно централизованное распределение рабочей силы и практика закрепления рабочих стали сочетаться с самостоятельным поиском работы и организацией трудовых отношений на основе гласного, открытого набора с учетом деловых качеств кандидатов.
С 1982 г. параллельно с системой закрепления рабочих на предприятиях стала использоваться новая форма найма рабочей силы — система трудовых договоров, которая была призвана заменить методы административного распределения и использования рабочих и служащих путем введения порядка, при котором трудовые отношения между сторонами определяются на основе взаимного выбора и равноправного соглашения.
В 1983 г. Госсовет КНР внес дополнения и изменения во Временное положение об уходе рабочих и служащих на пенсию. Был установлен порядок, при котором разрешалось принимать на работу детей только тех постоянных рабочих, которые достигли пенсионного возраста и имеют непрерывный трудовой стаж в течение 10 лет. Администрация предприятий получила право при найме детей рабочих и служащих, уходящих на пенсию, осуществлять отбор путем проведения обязательных экзаменов и установления испытательного срока. Администрация предприятий получила право увольнять детей рабочих и служащих, принятых на работу вследствие обнаружившегося несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе.
В 1986 г. Госсовет КНР принял пакет постановлений, определивших основные параметры реформы системы труда, нацеленной на повсеместное внедрение договорной формы найма рабочей силы и использование конкурсного отбора: Временное положение об использовании системы трудового договора на государственных предприятиях; Временное положение о найме рабочих на государственные предприятия; Временное положение об увольнении с работы рабочих и служащих государственных предприятий за нарушение дисциплины; Временное положение о страховании рабочих и служащих, ожидающих работу на государственных предприятиях.
В 1992 г. был принят Закон о профсоюзах. В том же году был принят Закон о безопасности труда на шахтах, в 1994 г. — Правила о порядке разрешения трудовых споров.
С 1979 г. значительное внимание уделяется нормативной базе в области охраны окружающей среды. В том же году был принят экспериментальный Лесной кодекс КНР и Закон об охране окружающей среды. В 1987 г. — Закон о предотвращении загрязнения атмосферы, в 1988 г. — Водный кодекс, в 1995 г. был принят Закон о предотвращении загрязнения водной среды, в 1996 г. — Закон о предотвращении шумового воздействия на окружающую среду.
Что касается уголовного и уголовно-процессуального права, то в течение 30 лет, начиная с 1949 г., после провозглашения независимости КНР, и до 1979 г. их основные вопросы регулировались отдельными законами, а не единым кодексом, например, Положением о наказаниях за контрреволюционную деятельность, Временным положением о наказаниях за подрыв государственной денежной системы 1951 г., а также Положением о наказаниях за коррупцию в КНР 1952 г. Неоднократно подчеркивалась необходимость принятия Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, работа над которыми велась с 1954 г. комиссией под руководством Постоянного комитета ВСНП. Первая попытка принятия Уголовного кодекса в 1957 г. не увенчалась успехом. К 1963 г. уже существовало более 30 вариантов Уголовного кодекса КНР, и только 33-й вариант был одобрен.
Таким образом, работа над проектами УК и УПК Китая продолжалась более двадцати лет. Оба кодекса были приняты в 1979 г. и вступили в силу с 1 января 1980 г.
Уголовный кодекс КНР делится на Общую часть, в которой изложены основные принципы и категории уголовного права, и Особенную часть, посвященную, главным образом, конкретным видам преступлений. Уголовно-процессуальный кодекс состоит из четырех разделов, 17 глав и включает 164 статьи.
В последние годы были внесены изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Новая редакция Уголовно-процессуального кодекса была принята в 1996 г., а новая редакция Уголовного кодекса — в 1997 г. В редакциях этих кодексов юридически усиливается гарантия прав личности.
Китай традиционно является страной с низким уровнем преступности. В 1950-е годы китайцы совершали 20—30 преступлений на 100 тыс. населения. Последующее развитие привело к определенному изменению криминогенной ситуации в Китае в сторону ее ухудшения. В начале 1980-х годов количество зарегистрированных преступлений на каждые 100 тыс. населения увеличилось до 74—89.