Философские основы китайскогоправопонимания.

Китайская цивилизация является одной из древнейших на Земле и насчитывает несколько тысячелетий. Своеобразное ки­тайское правопонимание, которое формирует основу дальневос­точного права, также уходит своими корнями вглубь веков.

Китайскоеправопонимание сформировалось под влиянием философских концепций даосизма, конфуцианства и легизма — наиболее влиятельных течений общественно-политической мысли Древнего Китая.

Даосизм как религиозно-философская система сформировался на рубеже VI в. до н.э. Его основоположниками считаются Лаоцзы (VII—VI в. до н.э.) и Дао дэ цзин (IV—III вв. до н.э.).

Согласно даосизму, в мире помимо дао (путь) — проявление небесной воли, существует дао — естественный ход вещей, есте­ственная закономерность, т.е. существует дао, которое опреде­ляет законы неба, природы и общества. И тем самым дао, с одной стороны, понимается как всеобщий закон природы, какпервопричина всего сущего, как источник всех явлений материаль­ной и духовной жизни, а с другой — выступает как естественное право непосредственного действия, в котором бездействию, т.е. воздержанию от активных действий, отводится существенная роль.

Призыв к пассивности, согласно философии даосизма, следует из приоритетности естественного перед общественным, социальным. Недеяние по даосизму — это осуждение антинародной активности властителей и их призыв воздержаться от притеснений народа.

Задача человека, согласно учению даосизма, заключается в познании дао, что связано с пребыванием человека на пути естественности, обуславливающей гармонию мира и, как след­ствие — слияние человека с природой.

Государство также должно управляться не законами, приду­манными человеком, пусть даже весьма мудрым, а «естествен­ным законом», который одинаков как для дел небесных, так и дел земных. Поэтому сложные законы и запреты представляются не только излишним приукрашательством, но могут привести госу­дарство к краху. Здесь возможен лишь один путь — безусловное следование естественному закону дао.

На процесс формирования китайского права определяющим образом повлияло учение Конфуция (551—479 гг. до н.э.), взгля­ды которого отражены в книге «Лунь Юй», в которой записаны его беседы и высказывания.

Конфуцианство, воспринимая патриархальную концепцию го­сударства, является противоположным даосизму учением. Это проявляется, прежде всего, в отрицательном отношении к без­действию, к чему призывал даосизм. Конфуцианство различает мир природы и мир человека, между которыми существует боль­шое различие. Мир природы управляется вечными законами при­роды, однако они не управляют непосредственно миром человека. Мир человека должен стремиться к гармонии с миром природы, и для достижения такой гармонии он должен формировать прави­ла гармоничного поведения.

Иными словами, согласно данной правовой доктрине, основное предназначение права заключается в том, чтобы способствовать достижению гармонии и компромисса в обществе. И даже кон­кретные решения обязательно должны отвечать принципам справедливости и гуманизма.

Конфуцианская философская концепция состоит из 13 кано­нов, общий объем которых с комментариями достигает 40 томов. Важнейшими из них являются каноны «Сышу» («Четырехкни-жие») и «Уцзин» («Пятикнижие»), в которые включены сочине­ния основоположников конфуцианства.

Согласно конфуцианству, общественные отношения являются частью общественного мнения. Тем самым подчеркивается второ- степенность регулирования общественных отношений перед веч­ными законами природы. Вследствие чего, можно говорить о пре­обладании норм морали перед правовыми нормами.

Таким образом, в древнекитайском обществе под влиянием конфуцианства сложилась атмосфера недоверия к праву, даже негативного отношения к закону. Конфуций призывал строить отношения людей на основе морали, началах добродетели, учил, что управлять должны люди, а не законы.

Согласно конфуцианскому учению, необходимо формировать внутренний мир человека, его мораль, способствующие тому, чтобы он на себя брал обязательства, продиктованные его со­циальным положением и обеспечивающие его доброе и мудрое поведение в обществе. Это обстоятельство определяет место че­ловека в семье, коллективе, обществе. Таким образом, не пози­тивное право, а конфуцианская мораль является основой поведе­ния человека в обществе.

По мнению некоторых современных китайских правоведов, конфуцианская мораль в своей основе — политическая, ее ин­тересует не столько индивид и его душа сама по себе, сколько социальные институты, общество в целом, причем общество, иерархическое по своей природе, в котором каждому отводится строго определенное место в соответствии с его социальным статусом.

Конфуцианство вплоть до XX в. определяло не только отношение населения к государству и праву, но формировало и формирует образ жизни и мышления китайцев вплоть до нашего времени. Оно в течение более 2000 лет было признанной идеологической основой не только китайской государственности, но и китайского общества в целом.

В III в. до н. э. сформировался отличный от предыдущих кон­цепций подход к роли права в общественной жизни — легистский. Видным теоретиком легизма считается ШанЯнь(IV в. до н.э.). Согласно легистской концепции, власть должна основываться не столько на добродетели правителей, сколько на правлении зако­нов. Легисты полагали, что жесткие законы являются единствен­ным способом регулирования отношений государства и его насе­ления.

Основная идея данной концепции заключалась в равенстве всех перед законом, следствием чего стала идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простой человек имел право участвовать в управлении государственными делами. Иными словами, школа легистов выс­тупала за равенство всех перед законом и считала, что вся обще­ственная жизнь подлежит регулированию со стороны позитивно­го права (фа), которое выступает как стандарт и мерило поведе­ния человека.

Сторонники легизма полагали, что организация общественно­го управления должна обеспечиваться Дуровыми наказаниями. Они проповедовали идею бесполезности и невозможности суще­ствования людей вне рамок жестоких наказаний и исходили из обязательности превентивных мер и коллективной ответственно­сти, обеспечивающих «хорошее управление», отказывались при­знавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления. Жестоко карать, по их мне­нию, следовало даже за малейшее нарушение приказов прави­теля. Проповедуя своеобразное «равенство» перед законом, неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты стремились лишить знать, чиновников различных княжеств на­следственных привилегий во имя централизации власти. Не слу­чайно крайнее ужесточение наказаний, требрвание их неотврати­мости было прямо связано с развитием понятия преступления против государства.

Китайский философ Шэнь Дао (ок. 395 — ок. 315 до н.э.), первоначально близкий к даосизму, впоследствии стал пропове­довать «почтение к закону» и «уважение к властной силе». С его именем связывают выдвижение на первый план категории «ши» («властная сила»), совмещающей в себе понятия «власть» и «сила» и дающей содержательное наполнение формальному зако­ну. Согласно Шэнь Дао, недостаточно быть достойным, чтобы подчинять народ, но достаточно обладать властной силой, чтобы подчинять достойного.

Легизм представлял собой теоретическое обоснование тотали­тарно-деспотического управления государством и обществом, ко­торое первым в китайской теории добилось статуса единой офи­циальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221—207 до н.э.), отодвинув тем самым на задний план конфуци­анство. Подобное положение вещей сохранялось недолго, посколь­ку в конце III в. до н.э. империя Цинь рухнула.

Через много столетий во время проведения кампании «критики Конфуция» (1973—1976) идеология легизма в КНР реабилитиро­валась, в результате чего легисты были официально объявлены прогрессивными реформаторами, боровшимися с консервативными конфуцианцами за победу зарождавшегося феодализма над отжив­шим рабовладением и идейными предшественниками маоизма.

Таким образом, школа легистов обосновывала идею приори­тетной роли закона, обеспечиваемого насильственными мерами государства. Однако данные идеи не были восприняты большин­ством китайского народа.

Несмотря на концептуальные различия между идеями конфу­цианства и легизма, осуществлялись попытки примирить и смяг­чить противоречия вышеуказанных философских учений. Видное место в этом процессе занимает деятельность известного фило­софа III в. до н. э. ХаньФэя, выступавшего за дополнение законов искусством управления, т.е. за отказ от тяжких наказаний как единственного средства управления обществом и государством.

Общей чертой конфуцианства и легизма была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского об­щества на «рациональных», «справедливых» началах, но понимае­мых каждым из них по-разному. Влияние конфуцианства и легизма на правосознание способствовало тому, что нормы поведения при­обрели большую обязательность и формализм. В результате были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали.

Таким образом, становление философских основ китайского права — неоднозначный процесс, отражающий особенности раз­вития китайской цивилизации.

На основе вышеизложенных философских концепций сформи­ровалось и китайское правопонимание, предопределяющее нега­тивное отношение к праву вообще, и необходимости правового регулирования общественных отношений в частности.

Наши рекомендации