Философские основы китайскогоправопонимания.
Китайская цивилизация является одной из древнейших на Земле и насчитывает несколько тысячелетий. Своеобразное китайское правопонимание, которое формирует основу дальневосточного права, также уходит своими корнями вглубь веков.
Китайскоеправопонимание сформировалось под влиянием философских концепций даосизма, конфуцианства и легизма — наиболее влиятельных течений общественно-политической мысли Древнего Китая.
Даосизм как религиозно-философская система сформировался на рубеже VI в. до н.э. Его основоположниками считаются Лаоцзы (VII—VI в. до н.э.) и Дао дэ цзин (IV—III вв. до н.э.).
Согласно даосизму, в мире помимо дао (путь) — проявление небесной воли, существует дао — естественный ход вещей, естественная закономерность, т.е. существует дао, которое определяет законы неба, природы и общества. И тем самым дао, с одной стороны, понимается как всеобщий закон природы, какпервопричина всего сущего, как источник всех явлений материальной и духовной жизни, а с другой — выступает как естественное право непосредственного действия, в котором бездействию, т.е. воздержанию от активных действий, отводится существенная роль.
Призыв к пассивности, согласно философии даосизма, следует из приоритетности естественного перед общественным, социальным. Недеяние по даосизму — это осуждение антинародной активности властителей и их призыв воздержаться от притеснений народа.
Задача человека, согласно учению даосизма, заключается в познании дао, что связано с пребыванием человека на пути естественности, обуславливающей гармонию мира и, как следствие — слияние человека с природой.
Государство также должно управляться не законами, придуманными человеком, пусть даже весьма мудрым, а «естественным законом», который одинаков как для дел небесных, так и дел земных. Поэтому сложные законы и запреты представляются не только излишним приукрашательством, но могут привести государство к краху. Здесь возможен лишь один путь — безусловное следование естественному закону дао.
На процесс формирования китайского права определяющим образом повлияло учение Конфуция (551—479 гг. до н.э.), взгляды которого отражены в книге «Лунь Юй», в которой записаны его беседы и высказывания.
Конфуцианство, воспринимая патриархальную концепцию государства, является противоположным даосизму учением. Это проявляется, прежде всего, в отрицательном отношении к бездействию, к чему призывал даосизм. Конфуцианство различает мир природы и мир человека, между которыми существует большое различие. Мир природы управляется вечными законами природы, однако они не управляют непосредственно миром человека. Мир человека должен стремиться к гармонии с миром природы, и для достижения такой гармонии он должен формировать правила гармоничного поведения.
Иными словами, согласно данной правовой доктрине, основное предназначение права заключается в том, чтобы способствовать достижению гармонии и компромисса в обществе. И даже конкретные решения обязательно должны отвечать принципам справедливости и гуманизма.
Конфуцианская философская концепция состоит из 13 канонов, общий объем которых с комментариями достигает 40 томов. Важнейшими из них являются каноны «Сышу» («Четырехкни-жие») и «Уцзин» («Пятикнижие»), в которые включены сочинения основоположников конфуцианства.
Согласно конфуцианству, общественные отношения являются частью общественного мнения. Тем самым подчеркивается второ- степенность регулирования общественных отношений перед вечными законами природы. Вследствие чего, можно говорить о преобладании норм морали перед правовыми нормами.
Таким образом, в древнекитайском обществе под влиянием конфуцианства сложилась атмосфера недоверия к праву, даже негативного отношения к закону. Конфуций призывал строить отношения людей на основе морали, началах добродетели, учил, что управлять должны люди, а не законы.
Согласно конфуцианскому учению, необходимо формировать внутренний мир человека, его мораль, способствующие тому, чтобы он на себя брал обязательства, продиктованные его социальным положением и обеспечивающие его доброе и мудрое поведение в обществе. Это обстоятельство определяет место человека в семье, коллективе, обществе. Таким образом, не позитивное право, а конфуцианская мораль является основой поведения человека в обществе.
По мнению некоторых современных китайских правоведов, конфуцианская мораль в своей основе — политическая, ее интересует не столько индивид и его душа сама по себе, сколько социальные институты, общество в целом, причем общество, иерархическое по своей природе, в котором каждому отводится строго определенное место в соответствии с его социальным статусом.
Конфуцианство вплоть до XX в. определяло не только отношение населения к государству и праву, но формировало и формирует образ жизни и мышления китайцев вплоть до нашего времени. Оно в течение более 2000 лет было признанной идеологической основой не только китайской государственности, но и китайского общества в целом.
В III в. до н. э. сформировался отличный от предыдущих концепций подход к роли права в общественной жизни — легистский. Видным теоретиком легизма считается ШанЯнь(IV в. до н.э.). Согласно легистской концепции, власть должна основываться не столько на добродетели правителей, сколько на правлении законов. Легисты полагали, что жесткие законы являются единственным способом регулирования отношений государства и его населения.
Основная идея данной концепции заключалась в равенстве всех перед законом, следствием чего стала идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простой человек имел право участвовать в управлении государственными делами. Иными словами, школа легистов выступала за равенство всех перед законом и считала, что вся общественная жизнь подлежит регулированию со стороны позитивного права (фа), которое выступает как стандарт и мерило поведения человека.
Сторонники легизма полагали, что организация общественного управления должна обеспечиваться Дуровыми наказаниями. Они проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жестоких наказаний и исходили из обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих «хорошее управление», отказывались признавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления. Жестоко карать, по их мнению, следовало даже за малейшее нарушение приказов правителя. Проповедуя своеобразное «равенство» перед законом, неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты стремились лишить знать, чиновников различных княжеств наследственных привилегий во имя централизации власти. Не случайно крайнее ужесточение наказаний, требрвание их неотвратимости было прямо связано с развитием понятия преступления против государства.
Китайский философ Шэнь Дао (ок. 395 — ок. 315 до н.э.), первоначально близкий к даосизму, впоследствии стал проповедовать «почтение к закону» и «уважение к властной силе». С его именем связывают выдвижение на первый план категории «ши» («властная сила»), совмещающей в себе понятия «власть» и «сила» и дающей содержательное наполнение формальному закону. Согласно Шэнь Дао, недостаточно быть достойным, чтобы подчинять народ, но достаточно обладать властной силой, чтобы подчинять достойного.
Легизм представлял собой теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в первой централизованной империи Цинь (221—207 до н.э.), отодвинув тем самым на задний план конфуцианство. Подобное положение вещей сохранялось недолго, поскольку в конце III в. до н.э. империя Цинь рухнула.
Через много столетий во время проведения кампании «критики Конфуция» (1973—1976) идеология легизма в КНР реабилитировалась, в результате чего легисты были официально объявлены прогрессивными реформаторами, боровшимися с консервативными конфуцианцами за победу зарождавшегося феодализма над отжившим рабовладением и идейными предшественниками маоизма.
Таким образом, школа легистов обосновывала идею приоритетной роли закона, обеспечиваемого насильственными мерами государства. Однако данные идеи не были восприняты большинством китайского народа.
Несмотря на концептуальные различия между идеями конфуцианства и легизма, осуществлялись попытки примирить и смягчить противоречия вышеуказанных философских учений. Видное место в этом процессе занимает деятельность известного философа III в. до н. э. ХаньФэя, выступавшего за дополнение законов искусством управления, т.е. за отказ от тяжких наказаний как единственного средства управления обществом и государством.
Общей чертой конфуцианства и легизма была их политическая направленность, стремление организовать жизнь китайского общества на «рациональных», «справедливых» началах, но понимаемых каждым из них по-разному. Влияние конфуцианства и легизма на правосознание способствовало тому, что нормы поведения приобрели большую обязательность и формализм. В результате были систематизированы и закреплены нормы конфуцианской морали.
Таким образом, становление философских основ китайского права — неоднозначный процесс, отражающий особенности развития китайской цивилизации.
На основе вышеизложенных философских концепций сформировалось и китайское правопонимание, предопределяющее негативное отношение к праву вообще, и необходимости правового регулирования общественных отношений в частности.