Источники современного африканского права.
Характеризуя систему источников права в правовых системах африканских государств, прежде всего, необходимо указать на их противоречивый и сложный характер. В одних правовых системах закон является первым источником права, в других — судебный прецедент, в третьих — правовой обычай. Тем не менее, необходимо очертить относительно общую систему этих источников, характерную для правовых систем большинства африканских государств.
Наиболее характерной чертой источников права, как уже отмечалось, является их противоречивость, обусловленная сложностью самих правовых систем, обычно включающих две и более разнотипных подсистемы традиционного и современного права.
Официально главным источником права во многих государствах является закон. Возглавляет систему законодательства конституция, однако роль конституционного регулирования незначительна, поскольку содержательная и формальная составляющая действий конституций различна.
Практически во всех африканских государствах приняты конституции. Однако, их роль в обеспечении государственной стабильности незначительна, поскольку нестабильность государственной власти нередко является следствием военных конфликтов и переворотов.
Необходимо указать на сложный механизм соотношения конституционных норм и норм обычного права. Поскольку нормы традиционного права входят в качестве составляющей в национальную правовую систему, то они должны формально соответствовать нормам конституции. Однако, традиционный уклад жизни общества, обуславливающий доминирование правовых обычаев, оставляет свой отпечаток на конституционном строительстве этих государств.
Закон, как уже отмечалось, является основным источником права в большинстве африканских государств, что отражает заимствование правовых положений у колониального права. В образовавшихся государствах, являющихся в прошлом колониями европейских государств, в частности Франции, в принципе действуют нормы Гражданского и Торгового кодексов Франции, либо в том виде, в каком они были первоначально приняты, например, в Чаде, либо с известными модификациями, осуществленными для колоний, например в Сенегале. А в тех государствах, где были приняты кодифицированные акты, регулирующие данные отрасли права, заметен след французского законодательства.
В Нигерии действуют законы, согласно которым, английское общее право считается источником национального нигерийского права, что отражает колониальное наследие этой страны. Или, например, Высокий суд Танзании и в настоящее время руководствуется английскими прецедентами XIX в.
В англоязычных странах, наряду с законодательством, источником права является судебный прецедент. Обращенный к прошлому, он, пожалуй, более всего связан с колониальным правом и серьезно осложняет проблему его преодоления. Перед этими государствами стоит сложная задача приспособления прецедентного права к потребностям современного правового развития этих государств. Из-за проблемности многих отраслей законодательства большинства африканских государств судебные прецеденты играют значительную роль в качестве источника права.
Важная особенность системы источников современных африканских государств заключается в том, что закон не всегда обладает высшей юридической силой, поскольку важнейшие вопросы жизни общества регулируют акты исполнительной власти, а не законы.
В некоторых государствах конституции предусматривают возможность парламента уполномочить законом президента принимать меры, которые обычно относятся к области закона (Конституция Сенегала в редакции Конституционного закона 1983 г.).
Согласно Конституции Танзании, Парламент страны может предоставить любому лицу и органу власти право издавать постановления, имеющие силу закона. Обычно такое право предоставляется президенту, первому вице-президенту и правительству республики.
Таким образом, важным источником современного африканского права является делегированное законодательство, т.е. нормативно-правовые акты, принятые исполнительными органами государственной власти, приравненные по своей юридической, силе к законам. Они в настоящее время весьма распространены в данных государствах. Например, в условиях суперпрезидентской республики преобладают президентские декреты по сравнению с законами (с 1972 г. любое высказывание президента Конго Мобуту официально рассматривается как имеющее силу закона).
В качестве самостоятельного источника права выступает и обычное право, нормы которого регулируют, как уже отмечалось, важные сферы общественных отношений. Многие положения обычного права получают законодательное закрепление.
Однако, современная тенденция развития правовых систем африканских государств показывает, что обычаи становятся источником права лишь в том случае, если они в какой-то мере санкционированы государством — либо восприняты правоприменительными органами, либо на них имеется отсылка в законе. Национальное законодательство предписывает в общей форме, что суды «должны» или «могут» осуществлять юрисдикцию в соответствии с обычным правом при определенных обстоятельствах, предусмотренных законом. Такую санкцию обычая можно обозначить как первичную или отсылочную.
Таким образом, обычаи в системе источников права в традиционном обществе играют значительную роль, поскольку они содержат в себе элемент постоянства и обретают характер обязательного.
В качестве самостоятельного источника права в правовых системах тех африканских государств, где преобладает мусульманское население, выступают исламско-правовые нормы, регулирующие преимущественно сферы личного статуса граждан, исповедующих ислам.
Нормы международного права также являются источниками права этих государств. В ряде африканских государств на конституционном уровне закрепляется приоритет надлежащим образом ратифицированных международных торговых соглашений и иных международных договоров, затрагивающих, в частности, вопросы статуса лиц, присоединения или изменения территории по отношению к национальному закону (например, в Конституции Сенегала 1963 г.).
Во многих современных африканских государствах предпочтение отдается имплементации норм международного права в национальные законодательства. Например, в ЮАР международное соглашение не становится частью его законодательства, и согласно Конституции, оно становится общеобязательным после принятия соответствующего закона, имплементирующего его нормы в национальное законодательство.