Африканское обычное право в колониальный период.

В XIX в. Африка подпадает под влияние английских колониза­торов, в результате чего на ее территорию начинает распростра­няться колониальное право. Постепенно вся Африка, за неболь­шим исключением, была колонизирована европейскими держава­ми. Колониальные власти — английские, французские, португаль­ские и бельгийские стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Например, на территории Французской Африки (Алжир, Марокко и др.) распространилось французское право, на территории анг­лийских колоний (ЮАР, Нигерия и др.) — общее английское право, португальское право (Ангола и Мозамбик) и т.д.

Колониальное право послужило катализатором распада нату­рального хозяйства и одновременно ускорило развитие товарно-денежных отношений, что явилось причиной ограничения сферы действия обычного права.

Вместе с тем, в условиях сохранения феодальных (даже до­феодальных) отношений колонизаторы не смогли полностью вытеснить традиционное обычное право и поэтому стремились использовать нормы обычного права для укрепления своей власти. Главное требование к применению норм обычного права заключалось в том, чтобы они не противоречили колониальному праву. Таким образом, нормы обычного права продолжали приме­няться, хотя, как уже отмечалось, сфера их применения была строго ограничена. Так, например, Ордонанс 1874 г. для Золотого Берега (Гана) постановил, что в колонии действует общее право, справедливость и статуты общего3характера, которые действо­вали в Англии на 24 июля 1874 г., то есть на момент издания Ордонанса. Там же указывалось, что по всем вопросам, в кото­рых имеется конфликт или расхождение между нормами спра­ведливости и нормами общего права, относящимися к одному и тому же вопросу, предпочтение должно отдаваться нормам спра­ведливости.

Колонизаторы пытались использовать местные традиционные нормы и институты в целях создания нового модернизированного права для обеспечения своего колониального господства. Напри­мер, это отразилось в признании английскими колонизаторами юрисдикции местных (туземных) судов и санкционировании мес­тного обычного права. Английским судам, согласно английскому колониальному законодательству, было предоставлено право ру­ководствоваться положениями обычного права при рассмотрении гражданских и уголовных дел по отношению к африканцам. Эти суды руководствовались и английским общим правом в той мере, в которой они соответствовали местным условиям.

Нормы обычного права уточнялись английскими судами с по­мощью асессоров, т.е. знатоков обычного права, которые были помощниками при этих судах.

В колониальный период обычное право подверглось большим изменениям. В частности, появляется частная собственность на землю, что не было знакомо традиционному африканскому обыч­ному праву. Также необходимо отметить переход от матрилинейных к патрилинейным порядкам наследования.

Таким образом, с установлением колониальной власти на тер­ритории Африки возникает дуализм права. С одной стороны, дей­ствовали нормы колониального права, а с другой стороны, дей­ствовало африканское обычное право, официально признанное колониальными властями, приспособленное ими к целям и зада­чам колониальной политики.

Колониальное право преимущественно регулировало сферы административно-правовых, торгово-правовых и уголовно-право­вых отношений. Уголовное право практически полностью состоя­ло из законов метрополии. Основным источником колониального права являлись не законы, а акты исполнительной власти стран метрополии. Например, «Приказом в тайный совет», изданным английским правительством, регулировались основные вопросы жизни колониальных территорий. Однако, колониальное право не могло регулировать все сферы жизни колоний, поскольку на этих территориях до его проникновения действовало как обычное пра­во, так и религиозное право.

К сфере применения обычного права относились вопросы семейного, земельного и наследственного права, а также некото­рые сферы гражданско-правовых отношений (например, традици­онные договоры дарения и т.д.). В тех районах, где до колониза­ции их территорий отсутствовали первичные формы государ­ственности и права, внедрение обычаев в правовую норму было осуществлено колониальными властями. И соответственно, обыч­ное право превратилось в составную часть, придаток колониаль­ной правовой системы.

В результате правовые системы колониальных территорий стали чрезвычайно сложными, поскольку конфликт местного и колониаль­ного права усугублялся противоречиями между правовыми система­ми разных народностей, втянутых в новые для них правоотношения. Сталкивались правовое положение и правосознание не только афри­канцев и европейцев, но и африканцев разных этнических групп.

В колониальный период существовал также дуализм судеб­ной системы, который проявлялся в характере деятельности колониальных судов и местных судов. Колониальные суды дей­ствовали на основе права государств метрополии и колониально­го законодательства и свою юрисдикцию распространяли преиму­щественно на граждан этих государств, где в качестве судей вы­ступали профессиональные европейские судьи. Местные суды действовали на основе обычного права, и юрисдикция этих судов распространялась исключительно на местных кителей.

Действие общего права стало распространяться на террито­рию английских колоний с момента создания высших английских судов, в частности, Апелляционного суда Западной Африки, созданного в 1867 г., Апелляционного суда Восточной Африки, созданного в 1902 г., а также верховных и высоких судов коло­ниальных территорий. Как уже отмечалось, суды руководствова­лись английским общим правом, а также местными законодатель­ными актами. Они выступали в качестве апелляционной инстан­ции по отношению к местным («туземным») судам.

Местные суды при вынесении решений на основе обычного права обязаны были до известной степени согласовывать их ре­шения с английским общим правом. В то же время вышестоящие суды были связаны решениями африканских судов обычного пра­ва и должны были принимать во внимание «местное право и обычай».

Наши рекомендации