Критерии классификации правовых систем.
Как отмечает С.С. Алексеев, систем столь же много, сколь велико количество и многообразие ныне существующих государственных образований, да к тому же в облике, несущем следы, а подчас ведущие категории и ценности ушедших в прошлое культур и цивилизаций. Это наглядно и убедительно подтверждает то обстоятельство, что именно в праве концентрируется «связь времен», духовные, интеллектуальные достижения человечества, оставляемые предшествующими поколениями, начиная от античности, а быть может, и более древних цивилизаций, своим потомкам, будущим цивилизациям, культурам. Это в значительной мере и предопределяет сам факт существования отдельных ареалов, «группировок», или, по сложившейся в юриспруденции специфической терминологии, — семей юридических систем.
На вопрос о том, по каким критериям следует классифицировать правовые системы, компаративисты, как уже было отмечено, отвечают по-разному. Некоторые исследователи предлагают один- единственный критерий для классификации правовых систем. Например, А. Леви-Ульман в основу своей классификации положил один компонент правовой системы, а именно, роль правовых источников.
Другие обосновывают необходимость использования нескольких критериев. Так, по мнению X. Коха, У. Магнуса, П. Винкле'ра фон Моренфельса, при проведении более глубоких сравнительноправовых исследований критерии классификации должны быть расширены. В этом случае каждый правопорядок следует изучать также в аспекте культурно-исторического развития и влияния глобальных правовых идей, с точки зрения особенностей правовой системы в целом (ее устройство и механизм функционирования органов юстиции), правового образования и участников правового оборота, основных процессуальных принципов (принципов судопроизводства) и источников права. Разумеется, список вышеприведенных критериев не является исчерпывающим, и для отдельных областей правового регулирования можно выделить и другие отличительные черты и тем самым увеличить число критериев уже существующих правовых семей или формировать их иначе, группируя критерии по другому принципу.
Кроме того, принципиальное значение имеет то обстоятельство, что, как правило, среди основных критериев классификации правовых систем имеют место как общецивилизационные, так и сугубо правовые факторы. Однако, по поводу приоритетности этих факторов отсутствует единство мнений. Если, по мнению X. Коха, У. Магнуса, П. Винклера фон Моренфельса, приоритетными являются общецивилизационные факторы, то С.С. Алексеев при классификации правовых систем приоритет отдает критериям юридического порядка.
В компаративистской литературе при классификации правовых систем выделяют романо-германскую правовую семью и семью общего права как классические, базовые семьи. Что касается остальных правовых систем, то к ним относятся как к второстепенным, не главным.
На самом деле нельзя недооценивать значение и роль всех правовых семей, формирующих правовую панораму мира. Как известно, заимствование правовых положений в рамках правовой аккультурации, в основном, происходило в одностороннем направлении, а именно, традиционные и религиозные правовые системы воспринимали многие правовые положения у романо-германского и общего права. Однако, заимствованные правовые положения не смогли заменить правовые принципы, определяющие функционирование данных правовых систем. Удельный вес заимствованных правовых норм, институтов и даже отраслей в рамках национальных правовых систем, относящихся к традиционной либо религиозной правовой семье, иногда значительнее по сравнению с нормами «собственного» права. Однако отнесение этих национальных правовых систем к романо-германской правовой семье либо к семье общего права не соответствует реальному состоянию их функционирования.
Объективное изучение правовой панорамы современного мира требует отказа от идей европоцентризма при сохранении должной и заслуженной оценки вклада западной правовой традиции, которая является фундаментом формирования и функционирования романо-германского и общего права, в истории общеправового развития человечества.
Отмечая узость традиционных западных концепций права Г. Дж. Берман предлагает создать интегрированную, единую юриспруденцию, объединяющую традиционные школы и выходящую за их пределы. Эта новая юриспруденция (социальная теория права) должна основываться не только на разуме, но и на чувствах, интуиции и вере, на идее, что в право надо верить, иначе оно не будет работать. Социальная теория права должна продвинуться далее от изучения западных систем права и западной правовой традиции к изучению систем и традиций права, не принадлежащих Западу, т.е. вопросам взаимодействия западного и не западного права и, таким образом, к выработке общего правового языка человечества, к преодолению кризиса западной традиции права.
Таким образом, для проведения научно обоснованной классификации правовых систем, учитывающей как объективные, так и субъективные факторы, необходимо выделить следующие группы критериев классификации правовых систем: общецивилизационные критерии и правовые критерии.
Общецивилизационные критерии, в широком понимании, отражают идеологические, политические, религиозные, культурные особенности формирования и развития общества, самым непосредственным образом оказывающие влияние на процесс возникновения, развития и функционирования правовых систем.
Общецивилизационные критерии отражают основополагающие принципы, показывающие закономерности и динамику развития правовых систем в тесной связи с развитием политической, духовной, религиозной и культурной жизни общества на разных этапах его трансформации. Таким образом, данные критерии показывают генетические корни правовых систем, их диалектическую связь с такими составляющими факторами цивилизации, как религия, мораль, политика, экономика, социальная структура, даже этнография и экология.
Важнейшим компонентом общецивилизационных критериев является религиозный фактор. Благодаря правовому регулированию, не в последнюю очередь, обеспечивается структурирование общества и сохраняется его единство, а религиозные мировоззрения и догмы способствуют объединению людей в рамках единых канонов, столь необходимых для общественного развития. Роль религии в разные периоды развития общества, государства и права, а также правовой системы, трудно переоценить. Вместе с тем, в зависимости от степени влияния религиозного фактора классификация правовых систем становится более объективной'.
Сложившиеся на протяжении столетий и даже тысячелетий традиции и обычаи играли и продолжают играть определяющую роль в формировании образа жизни и поведения людей, проживающих в разных обществах. Более того, в некоторых обществах традиции и обычаи по-прежнему формируют поведение человека и в правовой сфере. Например, правовой менталитет китайцев по-прежнему определяется традициями, уходящими своими корнями в конфуцианство. Поэтому степень воздействия традиций и обычаев как компонентов общецивилизационных критериев на общественную, в том числе и правовую жизнь, служит основанием для классификации правовых систем.
История развития различных обществ является важнейшим фактором, объясняющим закономерности их трансформации на разных этапах. Исторические особенности имеют свои проявления и в правовой жизни, иными словами, тип правовой системы не в последнюю очередь определяется именно! особенностями исторического развития обществ. Соответственно, исторический фактор, входящий в общецивилизационные критерии, служит основанием для классификации правовых систем.
Важно обратить внимание и на геокультурный фактор как составляющий компонент общецивилизационных критериев, выступающий своеобразныммакрокритерием классификации, отличающим западные системы права от незападных, определяющий правовую культуру и правовое сознания населения, проживающего в рамках этих правовых систем. Геокультура выступает как система устойчивых культурных реалий и представлений, формируется на определенной территории в результате сосуществования, переплетения, взаимодействия, столкновения различных вероисповеданий, культурных традиций и норм, ценностных установок, направленных на восприятие особенностей функционирования общества. Геокультурный фактор является основанием для отнесения различных правовых систем и культур к различным правовым традициям. Например, благодаря этому фактору становится возможным установление генетической связи романо-гер-манского и общего права с западной традицией права.
Таким образом, роль общецивилизационных критериев весьма существенна для научно обоснованной диагностики современной правовой панорамы мира. Их дополнение правовыми критериями позволяет провести объектовую классификацию правовых систем, отражающую специфику их функционирования.
Правовые критерии классификации правовых систем заключаются в связанности правовых элементов одним общим правопорядком специфического типа. Основными критериями правового характера, являющиеся универсальными для классификации правовых систем, являются следующие.
Правовые традиции являются критерием правового характера. Однако они производны от общецивилизационных критериев, поскольку правовые традиции отражают не столько сугубо правовые особенности развития общества, сколько в них отражаются общецирилизационные факторы и их роль в формировании и функционировании правовых систем. Правовые традиции отражают сущностно-содержательную сторону правовых систем и являются главным основанием отнесения национальных правовых систем к той или иной правовой семье.
Под словом «традиция» Г. Дж. Берман понимает идею непрерывности между прошлым и будущим. То есть, не простое повторение прошлого, не формальную приверженность ему, а использование прошлого опыта для решения новых проблем, ощущение исторической непрерывности и развития.
В юридической литературе выработаны понятия «западной традиции права» и «незападной традиции права», что является основанием выделения разных типов правопонимания, т.е. под влиянием правовых традиций формируются те или иные типы правопонимания, выступающих как правовой критерий классификации правовых систем.
В понятие правопониманиявходит система правовых идей, представлений, теоретических концепций, отражающих закономерности возникновения, эволюции и функционирования права. Кроме того, именно правопонимание отражает познание, восприятие и оценку права и его реальной роли в жизни общества.
Важное место среди правовых критериев занимают особенности происхождения и эволюции различных правовых систем, отражающие особенности функционирования правовых систем на разных этапах их развития. На основе данного критерия можно выявить специфику правовых систем не только в'прошлом, но и рассматривать их современное состояние. Эти факторы являются важнейшими критериями для классификации правовых систем.
Система источников права, закрепляющих правовые нормы, служит материализованными формами их выражения. Практически во всех классификациях правовых систем источники права служат важнейшим критерием, поскольку именно в них наиболее ярко выражаются особенности разных правовых систем, а также в них содержатся основные правовые принципы их функционирования. Например, Коран является основополагающим источником исламского права, отражающим всю специфику данной правовой системы. Что касается общего права, то основные принципы его формирования и функционирования содержатся в его главном источнике — судебном прецеденте.
Структура права, а также специфические институты разных правовых систем являются следующими правовыми критериями классификации правовых систем. Структура права отражает наличие определенных уровней изложения правового материала в рамках правовых отраслей, институтов и норм. Данный критерий придает классификации правовых систем объективный характер. Например, стержнем структуры романо-германского права является деление права на публичное и частное права. Данное положение может служить критерием для отнесения национальных правовых систем к данной правовой семье. Например, специфическим институтом исламского права является институт вакфа[1], а индусского права — институт священной собственности[2], романо-германского права — обязательственное право.
Юридическая техника, представляющая собой совокупность приемов и правил, используемых не только при разработке содержания и структуры нормативно-правовых актов, но и их реализации. Данный критерий также является достаточно востребованным при классификации правовых систем. Юридическая техника состоит из юридической терминологии и юридических конструкций. Например, логическая структура норм романо-германского права в этом плане является достаточно показательной.
Итак, благодаря аккумулированию особенностей общецивилизационного развития, в частности исторического, культурного, религиозного, духовно-этического и политического развития, и правовых критериев, обусловливающих специфику формирования и развития правовой жизни общества, характерные для той или иной правовой системы, становится возможным проведение объективной их классификации.