Права пользования лесными участками. Виды использования лесов.
Право пользования землями лесного фонда осуществляется в следующих видах.
1. Заготовка древесины. Заготовка древесины является основным видом лесопрльзования. Она осуществляется в порядке рубок. Различают два вида рубок: рубку главного и промежуточного пользования. Рубки главного пользования осуществляются, как правило, в перестойных и спелых древостоях лесов первой и второй группы.
В лесах третьей группы рубки главного пользования имеют эксплуатационный характер, осуществляются повсеместно в пределах расчетной лесосеки и способами, обеспечивающими своевременное их восстановление. Заготовка древесины при рубках главного пользования в объеме, превышающем расчетную лесосеку, запрещается.
В лесах второй группы рубки главного пользования проводится выборочно в местах, где имеется достаточный объем перестойного и спелого древостоя и обеспечивается основная задача – восстановление лесов с ценными породами лесов и сохранение природоохранных функций этих лесов. В лесах первой группы рубки главного пользования могут проводить только в исключительных случаях для улучшения состояния древостоев и усиления природоохранных функций этих лесов.
Рубки промежуточного пользования в зависимости от целевого назначения могут быть нескольких видов: рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции леса, связанные с необходимостью улучшения функциональной роли насаждений (например, водоохранное назначение). Эти виды рубок проводятся, как правило, только в лесах первой группы, а размер заготовки в этих случаях определяется по материалам лесоустройства.
Лесной кодекс также предусматривает проведение и прочих рубок, к которым можно отнести расчистку леса в связи со строительством гидроузлов и иных объектов, прокладкой просек и другие.
Заготовка древесины при рубках главного пользования и рубках промежуточного пользования осуществляется в соответствии с региональными правилами рубок (наставлениями), утверждаемыми Федеральной службой управления лесным хозяйством России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Заготовка живицы. Под живицей понимается смола хвойных деревьев. Заготовка живицы представляет собой сбор смолы хвойных деревьев путем подсочки (неглубоких надрезов на деревьях для стока смолы).
Живица используется в промышленности в качестве основного сырья для производства канифоли, скипидара и других продуктов. Заготовка живицы производится в хвойных перестойных и зрелых древостоях, которые затем предназначаются для рубки. Не допускается передача указанных древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок главного пользования и подсочки этих древостоев.
3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов и побочное лесопользование.Под второстепенными лесными ресурсами понимаются береста, кора, пни, луб, хвойная лапка и тому подобное, заготовка которых проводится для промышленной переработки или развития лесных промыслов. Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К побочному лесопользованию относится сенокошение, выпас скота, размещение пасек и ульев, заготовка соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений, технического сырья, сбор мха, подстилки, камыша и т.п. Побочное лесопользование может осуществляется как гражданами, так и юридическими лицами.
4. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства. Право пользования лесом в целях охотничьего хозяйства проводится с учетом правил охраны животного мира и среды обитания животных. Это сложный вид лесопользования, так как здесь нужен очень внимательный подход к живой природе, нарушение баланса которой ведет к негативным последствиям. Лесопользователями могут выступать как граждане, так и юридические лица.
5. Пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях. Участки лесного фонда могут предоставляться для этих целей предприятиям, организациям и учреждениям, в задачи которых, согласно их уставам и положениям о них, входит проведение таких работ с обеспечением им особых условий работы. Проведение научно-исследовательских работ на участках лесного фонда соответствующими организациями осуществляется бесплатно. Лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством может ограничить или запретить гражданам и юридическим лицам пользование этими участками лесного фонда, если данное лесопользо-вание несовместимо с целями проведения научно-исследовательских работ.
6. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. Данный вид лесопользования осуществляется в целях организации отдыха населения в пределах зеленых и пригородных, а также лесопарковых зон.* На участках лесного фонда, предоставленных для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах. Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей утверждается органами государственной власти субъектов РФ.
Право пользования земельными участками лесного фонда осуществляется с соблюдением следующих принципов.
1) Строго целевой порядок использования лесных объектов И земельных участков лесного фонда, на которых расположены эти леса. При этом целевое назначение используемых лесов можно подразделить на:
а) общее целевое назначение, продиктованное правовым режимом группы лесов или категории защитности, к которым отнесен используемый лесной массив. Так, в лесах второй группы применяется ограниченный режим пользования лесным фондом; на особо защитных участках леса осуществляется ограниченный режим лесопользования; в лесах третьей группы ведется преимущественно хозяйственная эксплуатация без ущерба для экологической функции этих лесов (ст. 58 ЛК РФ);
б) специальное целевое назначение, обусловленное соответствующим разрешением, вынесенным специально уполномоченным на то государственным органом при предоставлении специального-участка лесного фонда. Порядок и условия пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях определяются органами представительной власти субъектов РФ (ст. 122 ЛК РФ); в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях (ст. 123 ЛК РФ); в использовании участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства (ст. 121 ЛК РФ);
2) Платный характер использования земель лесного фонда (ст. 68 ЛК РФ), за исключением случаев предоставления льгот отдельным категориям лесопользователей вплоть до полного освобождения от плату (ст. 103-107 ЛК РФ). Конкретные ставки лесных податей и арендной платы определяются по результатам лесных торгов, конкурсов, а в случаях предоставления лесопользователям участков лесного фонда на основании прямых переговоров с органами управления лесным хозяйством в субъектах РФ.
Ставки лесных податей и арендной платы взимаются в форме денежных платежей и включают плату за землю лесного фонда.
3) Рациональный характер использования земель лесного фонда. В этих целях пользователи лесного фонда обязаны обеспечить сохранение экологических (средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных) и иных природных свойств лесов; многоцелевое непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей в лесной продукции; сохранение экологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия;
повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики; рациональное использование земель лесного фонда, повышение их плодородия и охрану; воспроизводство, улучшение породного состава, повышение продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов.
4) Приоритетное положение земель, связанных с ведением лесного хозяйства, в силу чего перевод лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также изъятия земель лесного фонда устанавливается Правительством РФ.
Перевод земель лесного фонда в лесах первой группы в земли других категорий для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных Правительством РФ по представлению органа исполнительной власти субъекта РФ. В лесах первой группы многолесной зоны перевод лесных земель в нелесные, а также изъятие земель лесного фонда для строительства линейных объектов, расширения населенных пунктов производится органом исполнительной власти субъекта РФ по представлению органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ.
В лесах второй и третьей групп перевод лесных земель в нелесные в целях, несвязанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также изъятие земель лесного фонда осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ (ст. 52 ЛК РФ).
Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется пользователями лесного фонда с разрешения органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ.
Порядок использования земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ, законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
5) Свобода хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда, в силу которой не допускается вмешательство в хозяйственную деятельность лесопользователей, связанную с использованием лесных ресурсов, за исключением случаев нарушения лесопользователями лесного и природоохранительного законодательства. Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению, а причиненные им убытки возмещению.
6) Законность хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда, в случае нарушения которой государственные органы в соответствии со своей компетенцией вправе вмешиваться в деятельность лесопользователей, приостанавливая и ограничивая права пользования лесным фондом (ст. 26 ЛК РФ) вплоть до полного прекращения права лесо-пользования (ст. 28, 29 ЛК РФ).
7) Безопасность хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда. В случае, если юридические лица или граждане, проводя работы, которые отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов, не обеспечивают при этом охрану лесов от пожаров, устранение вредного влияния на лесной фонд, такие работы могут быть приостановлены или запрещены органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления лесным хозяйством в субъекте РФ и государственных Органов охраны окружающей среды до устранения причин, явившихся основанием для приостановления или запрещения работ.
Безопасность хозяйственной деятельности по использованию земель лесного фонда выражается в следующих обязанностях лесопользователей:
а) вести работы способами, не допускающими эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние воспроизводство лесов и других природных объектов;
б) соблюдать правила противопожарной безопасности;*
в) соблюдать санитарные правила в лесах РФ;*
г) производить очистку лесосек от порубочных остатков, то есть устранять причины и условия, способствующие возникновению пожаров и антисанитарного состояния лесных угодий, соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные иными нормативно-техническими документами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органрв, государственных органов охраны окружающей среды, данные в пределах их компетенции.
Противопожарные правила (Правила пожарной безопасности в лесах РФ) включают в себя:
а) запреты на совершения определенных действий. Так, п. 5-а Правил запрещает разводить костры в хвойных молодняках, на участках поврежденного леса, на торфяниках и др.;
б) установление обязанностей совершать определенные виды действий, направленные на устранение причин и условий возникновения пожаров.
Например, обязанности обеспечить наличие противопожарного оборудования; содержать полосы отвода вдоль железных и шоссейных дорог очищенными от древесного хлама, обеспечивать машины, работающие на лесных дорогах, исправными искрогасителями и т.п. (п. 7-д, 2б-а Правил и др.).
Санитарные правила в лесах РФ установлены в целях сохранения биологической устойчивости насаждений, предупреждения широкого развития патологических процессов в лесах, снижения ущерба от болезней и вредителей (п. 2.1 Правил). Они тесно связаны с правилами пожарной безопасности, поскольку, например, санитарно-оздоровительные мероприятия назначают в первую очередь в насаждениях, поврежденных пожаром (п. 2.4 Правил).
8) Соблюдение норм рубки леса, определенные при предоставлении лесных угодий в пользование. Правило о соблюдении полагает, с одной стороны, что заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каждому владельцу лесного фонда в целом, по группе лесов и хозяйствам, в размерах, не превышающих расчетную лесосеку, а с другой стороны, что после этой деятельности не должны оставаться недорубы (начатые рубкой лесосеки).
Лесным кодексом РФ предусмотрено несколько видов субъектов правоотношений по использованию земель лесного фонда.
В соответствии со ст. 13 ЛК РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Лесной кодекс РФ (ст. 82) определяет права лесопользователей при осуществлении ими лесопользования. В ст. 83 ЛК РФ установлены обязанности лесопользователей при осуществлении ими лесопользования, а ст. 84 ЛК РФ защищает и устанавливает гарантии прав лесопользователей.
Под лесопользователями понимаются юридические лица, в том числе и иностранные, граждане РФ, а также лица без гражданства, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Их права и обязанности сводятся к конкретным функциям по использованию земель лесного фонда:
осуществлять пользование лесным фондом в пределах только тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах;
самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом; соблюдать лесное и природоохранное законодательство;
вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв исключительными или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов.