Порядок резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установлен нормами ЗК РФ и принятым в их развитие постановлением Правительства РФ, которым утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно данному положению для резервирования земель необходимо:

принятие уполномоченным органом РФ, субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о резервировании земель;

наличие схемы резервируемых земель, а также перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, которые в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании;

обязательная государственная регистрация ограничений прав на земельные участки полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель в ЕГРП;

внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании.

Таким образом, резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд является ограничением права и подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с положениями указанного закона государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством ограничения такого права, а также единственным доказательством его существования.

Несоблюдение указанного выше порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе, отсутствие в данных ЕГРП информации об ограничении прав на соответствующий участок, не является резервированием участка для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, любое планируемое использование участка для государственных или муниципальных нужд, не оформленное как резервирование соответствующего участка в установленном порядке, не может являться законным и обоснованным основанием для отказа в приобретении права собственности на соответствующий участок.

Вместе с тем, уполномоченные органы власти, принимая решение об отказе в предоставлении в собственность земельных участков, нередко в качестве обоснования такого решения указывают на то, что соответствующий участок попадает в зону планируемого размещения объектов различного назначения, например, улично-дорожной сети, жилого назначения, природного комплекса и т.п. При этом, как правило, доказательств соблюдения порядка резервирования соответствующего участка уполномоченным органом не представляется, данных в ЕГРП об ограничении прав на участок путем резервирования участка (или его части) не имеется. Подобные отказы являются незаконными и могут быть обжалованы в судебном порядке.

43. Понятие и общая характеристика управления в области исполь­зования и охраны земель.

Земельный фонд страны – земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, которая несет ответственность перед обществом за состояние, использование и охрану земель. Анализируя данную тему, студенты должны исходить из тезиса, что в основе государственного управления лежит принцип устойчивого развития – предоставление широких правомочий в вопросах осуществления земельной политики субъектам Российской Федерации, региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления.

Управление земельными ресурсами – это урегулированная нормами права деятельность государственных, муниципальных и иных управленческих органов (структур, должностных лиц), призванная обеспечить рациональное использование и охрану земель.

Управление использованием земельного фонда Российской Федерации подразделяется по направлениям и объемам предоставленной компетенции на следующие виды:

− общее – его осуществляют (органы общей компетенции) Президент РФ, Правительство РФ, правительства (органы исполнительной власти) субъектов РФ, органы местного самоуправления, оно распространяется на всю территорию Российской Федерации (субъекта, муниципального образования) независимо от категорий земель и форм собственности;

− специальное (межведомственное) управление находится в компетенции Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, органов (служб) санитарно-эпидемиологического надзора и архитектурно-строительного контроля. Они осуществляют свои функции (например, контроля) независимо от ведомственной принадлежности предприятий, организаций, формы и вида собственности на землю;

− отраслевое (ведомственное) управление осуществляют различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения, например, Министерство связи РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство обороны РФ и др. Они отвечают за организацию рационального землепользования и внутриведомственного контроля за охраной земель. На закрепленных земельных территориях они организуют проведение мероприятий, связанных с рекультивацией и мелиорацией земель, внутрихозяйственным землеустройством;

− внутрихозяйственное управление могут осуществлять, например, общее собрание членов сельскохозяйственного производственного кооператива, общее собрание членов садоводческого, огороднического, дачного товарищества, потребительского кооператива, других коммерческих и некоммерческих объединений. В их компетенцию входит ведение внутрихозяйственного учета, кадастра, мониторинга земель, перераспределение освободившихся земельных участков, решение споров между совладельцами земельных участков, организация мероприятий по охране и рациональному использованию земельных участков и прочие внутрихозяйственные вопросы.

Общественные организации (объединения), движения, занимающиеся экологической деятельностью на территории Российской Федерации, а также международные организации, в том числе специализированные (МАГАТЭ, ФАО, ЮНЕСКО, Международный союз охраны природы, ГРИНПИС) в соответствии с действующим экологическим законодательством вправе: оказывать содействие органам государственного и муниципального управления в охране земельных ресурсов; участвовать в государственной экологической экспертизе; создавать общественные экологические фонды и проводить общественную экологическую экспертизу; требовать отмены решений о размещении, строительстве и эксплуатации экологически вредных объектов; требовать предоставления современной экологической информации о качественном состоянии земель; осуществлять общественный контроль за охраной и рациональным использованием земель.

Компетенция субъектов управления земельными ресурсами определена ЗК РФ и целым рядом специальных нормативных актов (например, ФКЗ от 17.12.1997 г. "О Правительстве Российской Федерации"17, ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"18 и т.д.).

Правительство РФ в соответствии с ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" управляет объектами федеральной собственности, утверждает и реализует федеральные целевые программы обеспечения рационального использования и мелиорации земель, распределяет и перераспределяет земли федеральной собственности, изымает земли для федеральных нужд.

Администрации (правительства) субъектов Российской Федерации определяют основные направления земельной политики в пределах своей территории; осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности субъекта; предоставление в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в собственности субъекта, а также устанавливают порядок:

– определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки;

– порядок формирования земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель субъекта;

– определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности субъекта для их продажи.

Исполнительные органы субъектов РФ осуществляют перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в государственной собственности субъекта, а также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности, организуют производство земельного контроля за использованием и охраной земель и проч.

Органы местного самоуправления определяют ставки земельного налога, осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальной земельной собственностью, регулируют планировку и застройку территорий муниципальных образований, устанавливают нормативы земельных участков, предоставляемых гражданам, определяют порядок использования и охраны муниципальных земель, организуют разработку и занимаются реализацией генеральных планов, проектов застройки и планировки городов и др. населенных пунктов, контролируют использование земель.

44.Разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципаль­ных образований в области использования и охраны земель.

ЗК РФ разграничивает полномочия Российской Феде­рации и ее субъектов в области регулирования земель­ных отношений, а также определяет виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, устанавливает особенности оборота земельных участков, фиксирует пра­вовой режим каждой из категорий земель.

К ведению Российской Федерации согласно ст. 9 ЗК РФ относятся:

· установление основ федеральной политики в сфере регулирования земельных отношений;

· установление ограничений прав собственников и арендаторов земельных участков, землепользовате­лей, землевладельцев, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

· государственное управление в осуществлении мони­торинга земель, государственного земельного контро­ля, землеустройства;

· установление порядка резервирования земель, изъя­тия земельных участков для государственных и муни­ципальных нужд;

· резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации;

· разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране земель;

· управление и распоряжение земельными участками, составляющими собственность Российской Федерации.

Субъекты РФ обладают полномочиями:

· по изъятию земель для нужд субъектов РФ;

· по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в гра­ницах данных субъектов РФ;

· по управлению и распоряжению земельными участ­ками, находящимися в собственности данных субъек­тов РФ;

· иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления ст. 11 ЗК РФ относит:

· изъятие земельных участков для муниципальных нужд;

· установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, терри­торий других муниципальных образований с учетом требований законодательства РФ;

· разработку и реализацию местных программ по использованию и охране земель;

· управление и распоряжение земельными участками, входящими в состав муниципальной собственности;

· иные полномочия по решению вопросов местного зна­чения в области использования и охраны земель.

45. Государственный мониторинг земель (понятие, задачи и порядок осуществления).

Мониторинг земель— система наблюдения за состояни­ем земель для своевременного выявления различных из­менений, их оценки, а также предупреждения и устране­ния последствий негативных процессов.

Мониторинг имеют право осуществлять только государ­ственные органы управления земельным фондом РФ.

Мониторинг земель является составной частью монито­ринга состояния окружающей природной среды и проводит­ся в соответствии с федеральными, региональными и мест­ными программами.

Предмет мониторинга — целостный земельный фонд РФ независимо от форм собственности на земли и их целевого назначения.

Объект мониторинга — все земли в стране вне зависи­мости от форм собственности, их целевого назначения и ха­рактера использования.

Мониторинг земель проводится отдельно по землям сель­скохозяйственного назначения, землям населенных пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения.

Можно выделить задачи мониторинга:

1. своевременное выявление изменений состояния зе­мель и оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2. информационное обеспечение государственного зе­мельного контроля за использованием и охраной зе­мель, иных функций государственного и муниципаль­ного управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3. информационное обеспечение ведения государствен­ного земельного кадастра, землеустройства;

4. обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

Мониторинг проводит Росреестр во взаимодействии с дру­гими федеральными органами исполнительной власти, орга­нами исполнительной власти субъектов РФ и органами мест­ного самоуправления.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на вечное хранение в госу­дарственный фонд. Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственно­го (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, который ежегодно предо­ставляет Росреестр.

Государственный мониторинг проводится на трех уров­нях:

1) федеральный уровень — мониторинг ведется по всей территории Российской Федерации;

2) региональный уровень — проводится в пределах опре­деленных экономических, геополитических и административ­ных границ;

3) локальный уровень — проводится на объектах ниже регионального уровня, вплоть до отдельных землепользова­телей, землевладельцев, собственников и арендаторов зе­мельных участков.

46. Государственный кадастр земель (понятие, принципы его ве­дения, состав сведений и документов государственного кадастрово­го учета, порядок ведения государственного кадастрового учета).

Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» устанавливается обязательный када­стровый учет земель. Никто не имеет права скрывать запрашиваемые сведения, необходимые для ведения кадаст­ра (за исключением сведений, представляющих коммерчес­кую тайну), или отказываться от предоставления органам Росреестра этих сведений.

Проведение государственного кадастрового учета земель­ных участков не может быть приостановлено более чем на один месяц. В случае если в указанный срок заявителем не будут устранены причины приостановления проведения го­сударственного кадастрового учета, заявителю в письменной форме направляется отказ в проведении государственного кадастрового учета. Решение об отказе в проведении такого учета в пятидневный срок направляется в письменной фор­ме заявителю с указанием причин такого отказа.

Отказ в проведении государственного кадастрового уче­та земельных участков или уклонение соответствующего органа от проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованными лицами могут быть обжалованы в суде или в арбитражном суде. Кадастровые сведения об определенном земельном участке в виде выпи­сок предоставляются по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно.

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность (штраф) за непредставле­ние или несвоевременное представление в государственный орган или должностному лицу сведений, необходимых для осуществления этим органом его законной деятельности.

Требования органов, ведущих государственный земель­ный кадастр, к пользователям земли о предоставлении ими сведений, необходимых для полноценного, достоверного ка­дастра, ограничиваются ни сроками, ни субъектами земле­пользования (собственниками, арендаторами и др.), ни тер­риторией (регионом) расположения данных земельных участков.

Землепользователи вправе получать бесплатно докумен­тальные сведения о своих земельных участках, зафиксиро­ванных в Едином государственном реестре и других докумен­тах земельного кадастра, в 10-дневный срок. Они также вправе оспаривать эти сведения, если по каким-либо причи­нам считают их недостоверными или ошибочными.

Государственный земельный кадастр— это системати­зированный свод документированных сведений об объ­ектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участ­ков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В него включается вся информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для всей страны системе. Объекты государственного када­стрового учета — это земельные участки и прочно связан­ные с ними объекты недвижимого имущества.

Порядок ведения государственного земельного кадастра установлен Федеральным законом «О государственном када­стре недвижимости».

Целями государственного земельного кадастра являются:

1. государственное и муниципальное управление зе­мельными участками;

2. государственный контроль за использованием земель и их охраной;

3. мероприятия, цель которых — сохранение и повыше­ние плодородия земель;

4. государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5. землеустройство;

6. экономическая оценка земель и учет стоимости земель в составе природных ресурсов;

7. установление обоснованной платы за землю;

8. иные виды деятельности, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участ­ками.

На всей территории Российской Федерации земель­ный кадастр ведется по единой системе.

В обязанность всех субъектов РФ входит соблюдение еди­ного порядка ведения земельного кадастра. Законодательно установлены единые формы документов и их перечень (со­став). Этим достигается полнота и достоверность сведений земельного кадастра.

Документальные данные земельного кадастра регуляр­но обновляются в соответствии с изменяющимся правовым положением земельных участков и субъектов землепользо­вания, а также с учетом совершаемых сделок, агропроизводственного состояния угодий и других ограничений, в том чис­ле сервитутов.

Земельный кадастр призван служить публичным интере­сам государства в сфере рационального использования и охраны земельных ресурсов страны. Физическое или юри­дическое лицо, совершающее сделку, предмет которой — земельный участок и находящееся на нем недвижимое иму­щество, не может ее совершить, не получив от органов, ведущих земельный кадастр, достоверные сведения об осо­бенностях правового положения предмета данной сделки. В случае возникновения земельных споров документы земельного кадастра служат судам объективным помощником для вынесения правильного решения по конкретному земель­ному спору.

Содержание государственного земельного кадастра заключается в государственном и муниципальном управлении такими процессами:

контроль и охрана земель;

меры по повышению плодородия почв;

государственная регистрация прав на землю;

землеустройство;

экономическая оценка земель и учет их стоимости для установления обоснованной платы за землю.

Земельный кадастр способствует повышению эффектив­ности любой из функций государственного и муниципально­го управления, так как он обеспечивает органы управления и их должностных лиц объективными сведениями о землях и земельно-правовых отношениях, а именно:

1. о рациональном использовании и охране земельныхресурсов страны;

2. оценке качества сельскохозяйственных угодий, необ­ходимых для проведения землеустройства и меропри­ятий по повышению плодородия и доходности земель;

3. состоянии плодородия почв, необходимых лесохозяйственным организациям, несущим ответственность за правильное использование этих земель.

Кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного це­левого назначения. Она основывается на классификации зе­мель по целевому назначению и виду функционального ис­пользования (территориального зонирования).

Общее государственное управление по ведению зе­мельного кадастра осуществляется Правительством РФ, а на региональном уровне — органами исполни­тельной власти субъектов РФ.

Росреестр и его органы на местах являются федеральны­ми органами специальной компетенции.

Органам местного самоуправления также предоставляет­ся право включать в государственный земельный кадастр до­полнительные сведения за счет средств местных бюджетов. Порядок внесения таких сведений установлен органами ис­полнительной власти субъектов РФ.

Ведение государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обра­ботке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Обязательно соблюдается единый порядок ведения зе­мельного кадастра, законодательно определены единые фор­мы документов и их перечень (состав) для достижения пол­ноты и достоверности сведений земельного кадастра. Все эти сведения вносятся в документы государственного земельно­го кадастра на основании данных о межевании земельных участков, а также сведений, представленных правообладате­лями земельных участков, и иных обследований и изысканий.

В отношении каждой категории земель применяют опре­деленный перечень сведений о земельных участках, которые заносятся в Единый государственный реестр земель и дру­гие кадастровые документы.

Документирование сведений государственного земель­ного кадастра может осуществляться на бумажных или элек­тронных носителях. При наличии расхождений в сведениях приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носи­телях, если иное не установлено федеральным законом.

Единый государственный реестр земель и кадастровые дела хранятся вечно, их уничтожение и изъятие не допуска­ются.

Россия, субъекты РФ или муниципальные образования, физические лица или юридические лица имеют право на про­ведение оценки любых принадлежащих им объектов оцен­щиком на основаниях и условиях, предусмотренных феде­ральным законом. Заинтересованные лица могут обжаловать результаты проведения оценки объекта в порядке, установ­ленном законодательством РФ.

47. Понятие целевого назначения земель и разрешенного исполь­зования земельных участков. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Отличительной особенностью правового режима от­дельного земельного участка считается его принад­лежность к той или иной категории земель, которая определяется в соответствии с ее целевым назначением.

В составе земель Российской Федерации выделяются их категории:

1. земли сельскохозяйственного назначения; ими при­знаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначен­ные для этих целей. В составе земель сельскохозяйст­венного назначения принято выделять сельскохозяйст­венные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооруже­ниями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной про­дукции. Земли сельскохозяйственного назначения ис­пользуются для ведения сельскохозяйственного про­изводства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей;

2. земли населенных пунктов; ими признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделен­ные их чертой от земель других категорий. Порядок использования земель поселений определяется в со­ответствии с зонами. Документы зонирования терри­торий утверждаются и изменяются правилами земле­пользования и застройки;

3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специ­ального назначения; это земли, которые расположе­ны за чертой поселений и используются для обеспе­чения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач;

4. земли особо охраняемых территорий и объектов; к ним относятся земли, имеющие особое природоох­ранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное зна­чение;

5. земли лесного фонда; к ним относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не по­крытые ею, но предназначенные для ее восстанов­ления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.);

6. земли водного фонда; это земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов;

7. земли запаса — земли, находящиеся в государствен­ной или муниципальной собственности и не предо­ставленные гражданам или юридическим лицам, за ис­ключением земель фонда перераспределения земель. Использование земель запаса допускается после пе­ревода их в другую категорию.

Отнесение и перевод земель из одной категории в другую осуществляются в отношении следующих ви­дов земельных территорий конкретными компетент­ными органами власти и управления:

1. земель, находящихся в федеральной собственно­сти, — Правительством РФ;

2. находящихся в собственности субъектов РФ и земель сельскохозяйственного назначения, которые находят­ся в муниципальной собственности, — органами ис­полнительной власти субъектов РФ;

3. находящихся в муниципальной собственности, за ис­ключением земель сельскохозяйственного назначе­ния, — органами местного самоуправления;

4. находящихся в частной собственности:

а) сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов РФ;

б) иного целевого предназначения — органами мест­ного самоуправления, v

Требования к процессу перевода земель из одной ка­тегории в другую в соответствии с целевым назначе­нием устанавливаются на федеральном законодатель­ном уровне. Установленные категории земель в обязательном порядке указываются в документах:

1. актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и ор­ганов местного самоуправления о предоставлении земельных участков физическим лицам;

2. гражданско - правовых и административных договорах о земельных участках;

3. документах государственного земельного кадастра;

4. документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5. иных документах в законодательно установленных случаях.

48. Землеустройство (понятие, виды землеустроительных работ, организация и порядок проведения землеустройства. Землеустроитель­ная документация).

Землеустройство— это спектр мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации их раци­онального использования и охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустрой­ства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридиче­скими лицами земельных участков для ведения сельско­хозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для обеспечения традиционного образа жизни.

Основаниями обязательного проведения землеустрой­ства могут быть:

1. изменение границ объектов землеустройства;

2. предоставление и изъятие земельных участков;

3. определение границ частей объектов землеустрой­ства, ограниченных в использовании;

4. перераспределение земельных участков, использу­емых гражданами и юридическими лицами для сель­скохозяйственного производства;

5. выявление нарушенных земель и земель, подвержен­ных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, уплотнению, вторичному засолению, иссушению, загрязнению отходами производства и потребления, заражению радиоактивными и химиче­скими веществами и другим вредным воздействиям;

6. проведение мероприятий по восстановлению и кон­сервации деградированных и нарушенных земель, их рекультивации, а также защите земель от эрозии, се­лей, иссушения, подтопления, заболачивания, вторич­ного засоления, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и хи­мическими веществами и других отрицательных воз­действий.

Землеустройство проводят на основании:

· решений федеральных органов государственной вла­сти, а также органов государственной власти субъек­тов РФ и органов местного самоуправления;

· судебных решений.

Межеванием объектов землеустройства называются работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением та­ких границ межевыми знаками и определением их координат.

Установление и закрепление границ на местности принято выполнять при получении гражданами и юридиче­скими лицами новых земельных участков, при купле-прода­же, мене, дарении всего участка или его части.

Восстановление границ земельного участка выполня­ется при возникновении межевых споров, а также в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ земельных участков по просьбе граждан и юридических лиц.

Внутрихозяйственное землеустройство обычно про­водят в целях организации рационального использования зе­мель сельскохозяйственного назначения и их охраны.

Землеустроительный процесс регламентируется нор­мами Федерального закона «О землеустройстве».

Землеустроительный процесс— порядок совершения землеустроительных действий.

Они происходят в следующей последовательности:

1) проводятся подготовительные работы;

2) разрабатываются прогнозы, схемы, проекты земле­устройства;

3) рассматривается и утверждается проектная докумен­тация;

4) проекты переносятся в натуру (на местность прове­дения);

5) землеустроительные материалы и документы выдаются всем заинтересованным лицам.

Местной администрацией принимается решение о нача­ле проведения землеустроительных работ или об отказе в ходатайстве (он должен быть обоснован и может быть об­жалован в вышестоящем государственном органе).

По принятии решения о проведении землеустройства производится подготовка землеустроительного дела. Она за­ключается в сборе, систематизации и обработке необхо­димых материалов, проведении при необходимости обследо­ваний и изучении объекта по специально составляемой для этого программе.

Разработка проекта — это главная стадия землеустро­ительного процесса. На этом этапе производится эскизное и техническое проектирование, анализируются различные ва­рианты и из них выбирается наиболее отвечающий правовым й экономическим интересам заявителя. Проект составляется при участии заинтересованных сторон. Его отдельные ста­дии и окончательный вариант обсуждаются с заявителем и при необходимости корректируются. Возникающие споры рассматриваются и разрешаются в административном порядке.

Проект межхозяйственного и внутрихозяйственного земле­устройства утверждается заказчиком (владельцем земельного участка), а затем уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или главой администрации района. Утвержденный проект при участии представителей заинте­ресованных сторон переносится в натуру.

Заключительная стадия землеустройства — это оформ­ление и выдача материалов проектирования. Вся проектная документация состоит из графической и текстовой частей. Графическая часть — это чертеж основного проекта и чертежи рабочих проектов (мелиорации земель, противоэрозионных мероприятий). Текстовая часть — это сводные расчетные показатели, экспликации земель, ведомость трансформации угодий, пояснительная записка.

Утвержденный проект обязателен для исполнения соб­ственниками земли и землепользователями (арендаторами и др.).

Наши рекомендации