Оперативно-розыскное мероприятие «Оперативное внедрение».
Оперативное внедрение – вершина оперативно-розыскной деятельности. Интересы борьбы с организованной преступностью требуют упреждающих мероприятий оперативного характера для получения информации о преступных действиях и замыслах организованных групп. Поэтому для добычи сведений в ходе контактов с представителями криминальной среды так, чтобы они не знали, что в отношении них проводится оперативно-розыскное мероприятие, применяется проникновение в указанную сферу и общение офицеров особого назначения с лицами, входящими в сферу и инфраструктуру социально-аномальной среды, под легендой, в том числе с имитацией противоправной деятельности, а также с реальным участием в противоправной деятельности и иных проявлениях социальной патологии, ей свойственных. Однако последнее возможно, если законодатель предоставляет указанной категории сотрудников оперативных подразделений дискреционные полномочия. В этом случае соответствующие лица и их сообщества, оказавшиеся в орбите оперативно-розыскной деятельности, хотя и подозревают о том, что они потенциальные объекты оперативно-розыскных мероприятий, однако не находят подтверждения своим предположениям, сомнениям относительно того, попали ли они в поле зрения оперативно-розыскной деятельности или нет и продолжают свою противоправную деятельность, полагая, что о ней никому, и прежде всего органам, осуществляющим ОРД, не известно.
Предпосылки применения подобного способа добывания информации создают оперативно-розыскные законы большинства стран. Однако законодатель по-разному в той или иной стране отвечает на вопрос о том, разрешено ли оперативному работнику (офицеру особого назначения) совершать, хотя бы и формально, противоправные деяния, обусловленные пребыванием его в сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды.
Но практика показывает, что без внедрения в такие группы соответствующих источников информации разоблачить преступную группу зачастую невозможно. Именно в оперативном внедрении проявляется творчество руководителей и артистизм исполнителей, сочетающиеся, увы, с немалым риском: идущие на этот шаг рискуют жизнью и это оправдывает себя лишь в следующих ситуациях:
когда доказательства о преступной деятельности не могут быть получены в ходе процессуальных действий;
в условиях дефицита времени, когда процедура принятия решения о возбуждении уголовного дела, его регистрации, создание оперативно-следственной группы, распределения функций между ее членами и т.п. не позволяет предотвратить готовящееся преступление или участники криминального формирования могут скрыться от правосудия.
Оперативное внедрение осуществляется, как правило, оперативными работниками, действующими под легендой, с лицами, заподозренными в совершении преступления. Внедренные лица могут имитировать преступную деятельность, совершать малозначительные преступления, причинять вред законным интересам других лиц при условии правомерного исполнения служебного долга. Достаточно детальных критериев противоправной деятельности внедренного сотрудника пока не разработано. Представляется, что данный сотрудник не имеет права совершать тяжкие преступления, лишать жизни граждан и т.п. В своей деятельности, по нашему мнению, он должен руководствоваться требованиями как ст. 16 Федерального Закона об ОРД, так и нормами Морально-этического кодекса оперативного сотрудника, предложенного настоящей работе.
При осуществлении внедрения оперативные сотрудник имеют право пользоваться документами, зашифровывающими его принадлежность к правоохранительным органам, в том числе сведений о работе, об используемом транспортном средстве и т.п.
Для разоблачения деятельности организованных преступны; сообществ внедрение сотрудника может быть долговременные длящимся несколько месяцев или лет. Кратковременное внедрение может иметь место от нескольких часов до нескольких суток.
Права лиц, внедряемых в состав преступных группировок дополнительно защищены. Сведения о них составляют государственную тайну и могут подлежать опубликованию или преданы гласности только с их письменного согласия.