Принципы, общие и специальные задачи оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Под принципами оперативно - розыскной деятельности понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно - правовой формы борьбы с преступностью.
Принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина традиционно относятся к общеправовым принципам.
Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно относят к специальным (отраслевым) принципам.
Принцип законности заключается прежде всего в безусловном и точном соблюдении норм Конституции РФ, исполнении законов и иных нормативных актов, регламентирующих ОРД, всеми должностными лицами органов, ее осуществляющих.
Принцип законности, провозглашенный в комментируемой статье(ст.2 ФЗ об ОРД), получил закрепление и в ряде других статей. В частности, ст. 5 запрещает осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных законом; ст. 6 предусматривает возможность изменения или дополнения приведенного перечня оперативно - розыскных мероприятий только в законодательном порядке; ст. 8 определяет условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ.
Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД согласно ст. 1 комментируемого Закона - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. При этом должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших в связи с этим объектом ОРД. Соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан (ст. 8 и 9), а с другой - регламентацию порядка восстановления нарушенных прав (ст. 5). Таким образом, указанный принцип материализуется в ряде статей комментируемого Закона.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД.
Особо важное значение имеет защита прав и свобод граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам государства, в том числе на конфиденциальной основе. Статьи 16, 17 и 18 комментируемого Закона наделяют их дополнительными правами: правом на вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам при правомерном осуществлении своего общественного долга (ч. 4 ст. 16); правом на сохранение конфиденциальности (ч. 1 ст. 17); на правовую (ч. 2 ст. 18) и физическую (ч. 3 ст. 18) защиту в случае возникновения реальной угрозы жизни, здоровью или их собственности; правом на освобождение от уголовной ответственности (ч. 4 ст. 18) и рядом других специальных прав (см. комментарий к ст. 18).
Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер оперативно - розыскной деятельности, поэтому в теории ОРД он традиционно относится к группе специальных. Конспирация - основной специальный принцип ОРД, отличающий ее от других государственно - правовых форм борьбы с преступностью. Названный принцип означает необходимость и легитимность использования в процессе ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.
Принцип конспирации означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно - розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно - служебными документами.
Принцип конспирации ОРД проявляется, в частности, в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 12 к сведениям, составляющим государственную тайну, отнесен довольно обширный перечень информации, включающий в себя данные об организации и тактике проведения ОРМ (см. комментарий к ст. 12). Организация и тактика ОРД регламентированы ведомственными нормативными актами, с которыми могут знакомиться лишь должностные лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. В этих нормативных актах принцип конспирации получил наибольшую конкретизацию.
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает сущность ОРД и поэтому включен в определение оперативно - розыскной деятельности, сформулированное в ст. 1 комментируемого Закона.
Данный принцип означает тесную взаимосвязь оперативно - розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания (см. комментарий к ст. 11). Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств.
Сочетание гласных и негласных методов позволяет проверять достоверность полученной оперативно - розыскной информации, избегать ошибок в принятии оперативно - розыскных и процессуальных решений. Оно обеспечивает также необходимую конспирацию и зашифровку конфиденциальных источников информации, гарантируя таким образом конституционное право граждан на личную тайну.
Кроме перечисленных в комментируемой статье существует ряд принципов, базирующихся на Конституции РФ и являющихся основополагающими началами оперативно - розыскной деятельности.
Принцип равенства граждан перед законом, закрепленный в ч. 1 ст. 19 Конституции, нашел отражение в ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона, где говорится о том, что гражданство, национальность, имущественное, должностное, социальное положение и другие особенности статуса отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно - розыскных мероприятий (см. комментарий к ст. 8).
Принцип подконтрольности оперативно - розыскной деятельности заключается в установлении законодательной системы судебного, парламентского, прокурорского и ведомственного контроля. Судебный контроль включает в себя, во-первых, выдачу разрешений на проведение оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища (см. комментарий к ст. 9), а во-вторых, рассмотрение жалоб граждан о нарушении их прав должностными лицами органов, осуществляющих ОРД (см. комментарий к ст. 5).
Принцип адекватности (соразмерности) использования оперативно - розыскных мер решаемым задачам борьбы с преступностью означает, что оперативно - розыскные мероприятия могут проводиться только тогда, когда иным путем достичь поставленной цели невозможно. Данный принцип имеет весьма важное значение, поскольку ОРД по своему содержанию в определенной степени ограничивает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни. Часть третья ст. 55 Конституции гласит, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства".
Принцип наступательности оперативно - розыскной деятельности состоит в направленности оперативно - розыскных мероприятий на поиск сведений о признаках преступной деятельности и выявление не известных ранее лиц, намеревающихся совершить преступление. В соответствии с этим принципом оперативно - розыскные меры должны, как правило, носить упреждающий, превентивный характер, быть направленными на предупреждение и пресечение преступлений (см. комментарий к ст. 2).
Принцип разделения полномочий имеет важное значение в организации оперативно - розыскной деятельности. В соответствии с этим принципом органы, осуществляющие ОРД, решают определенные законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации (см. комментарий к ст. 13).
Достижение целей, предусмотренных ФЗ об оперативно-розыскной деятельности, обеспечивается посредством успешного решения оперативно-розыскных задач. Задачи оперативно-розыскной деятельности (ОРД) можно разделить на общие и частные.
Общие задачиорганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вытекают из содержания ст. 2 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности. К ним относятся:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Общие задачи оперативно-розыскной деятельности взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, поэтому их правильно рассматривать как вполне самостоятельные.
Предупреждение и пресечение преступлений – одна из задач оперативно-розыскной деятельности, которая состоит в превентивном воздействии на условия и причины, способствующие совершению преступления, или на поведение конкретноголица (группу лиц) с целью не допустить совершения им общественно опасного деяния.
Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство оперативных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или покушения (ст. 30 Уголовного кодекса РФ).
При использовании оперативно-розыскных сил, средств и методов в профилактике преступлений особое значение придается такой тактической форме оперативно-розыскной деятельности, как оперативно-розыскная профилактика.
Оперативно-розыскная профилактика представляет собой систему целенаправленных оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер, проводимых в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, с целью осуществления за ними оперативного контроля, оказания профилактического воздействия, предупреждения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также использования негласной информации в общепрофилактической работе органов внутренних дел.
Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, является важнейшей задачей оперативно-розыскной деятельности.
Выявление преступлений означает установление наличия в событии или действиях определенных лиц признаков состава того или иного преступления из числа перечисленных в Особенной части Уголовного кодекса РФ (УК РФ). При этом в задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не входит установление наличия всех элементов состава преступления, так как это задача следователя. Поводом к началу производства оперативно-розыскных мероприятий могут послужить достаточные данные, позволяющие полагать, что преступление совершилось в форме законченного деяния или покушения.
Раскрытие преступлений представляет собой деятельность оперативного работника, направленную на получение с помощью специальных сил, средств фактических данных, позволяющих обнаружить лицо, совершившее преступление. Существенно значение оперативно-розыскных мер в выявлении и раскрытии неочевидных преступлений, когда следы преступления скрываются и первичные сведения не содержат информации о лице, его совершившем.
Самостоятельной специфической задачей ОРД является розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания. Решение данной задачи осуществляется посредством применения комплекса оперативно-розыскных и иных мер, проводимых с целью установления места нахождения разыскиваемого его задержания. В большинстве случаев розыск представляет собой комплекс организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и специальных мероприятий, которые осуществляются оперативными подразделениями совместно с органами следствия. В общем плане розыск скрывшихся преступников – это деятельность, направленная на обнаружение известного обвиняемого.
Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, является задачей оперативно-розыскной деятельности, которая в соответствии с федеративным законом «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. относится к компетенции Федеральной службы безопасности (ФСБ).
Под безопасностью государства понимается урегулированная нормами права система общественных отношений, выражаемая в защищенности жизненно важных интересов государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность и др.) как основного института политической системы современного российского общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться.
Наряду с общими выделяются частные задачи, которые конкретизируются для каждого органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с учетом специфики их деятельности.
Задачами криминальной милиции (ст. 8 закона РСФСР «О милиции») являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
Частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих наказание, согласно ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ являются:
o обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;
o выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
o розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;
o содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Соответственно частные задачи отражают специфику оперативного подразделения и в целом не противоречат общим задачам.