Функции и компетенция органов дознания.

Дознание, будучи одной из двух форм предварительного расследования уголовных дел, как и ОРД, могут осуществлять только такие государственные органы и должностные лица, которые в законодательном порядке наделены соответствующей компетенцией.

К их числу отнесены органы внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные и специализированные структуры (управления, отделы, отделения) полиции, а также все другие органы исполнительной власти (соответственно — ФСБ, ФТС, ФСИН, и др.), которые наделены федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД.

Функции органов дознания могут осуществлять также:

— командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов,

— подразделения и должностные лица ФССП2,

— а также государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Дознание как одну из форм предварительного расследования призваны осуществлять непосредственно, как правило, лица, занимающие должности дознавателей либо занимающие другие должности работники, на которых руководством соответствующих органов возложены обязанности по производству дознания. Такую же функцию могут выполнять — в случаях, специально оговоренных в УПК, — следователи Следственного комитета.

На все названные органы дознания и соответствующих должностных лиц возложены обязанности по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях, по выявлению, собиранию и анализу доказательств, их предварительной оценке, по оформлению материалов, направляемых в суд для принятия итогового решения, а также по совершению ряда иных предусмотренных законом действий, которые должны выполняться при предварительном расследовании различных категорий уголовных дел.

По делам такого рода о преступлениях, как правило, небольшой и средней тяжести они начинают и заканчивают предварительное расследование. Им предоставлена возможность выполнять большинство следственных действий, разрешенных уголовно-процессуальным законодательством, в том числе действий, в ходе которых проверяются упомянутые выше результаты (данные), получаемые при проведении ОРМ. Дознание может завершиться установлением такой отвечающей требованиям закона совокупности доказательств, опираясь на которые суд (после, разумеется, тщательного их исследования и проверки по правилам судебного разбирательства) сформулирует итоговое решение по поводу основных вопросов, обычно возникающих в связи с конкретным уголовным делом, — вопросов о виновности лица, совершившего преступление, и о мере его наказания.

Органы дознания и соответствующие должностные лица — наряду с осуществлением полного раскрытия преступлений сравнительно небольшой тяжести и сложности — призваны выполнять также большой объем такой работы в сфере расследования уголовных дел, которая называется неотложными следственными действиями. Суть этой работы заключается в безотлагательном, в сжатые сроки выполнении всех допускаемых по правилам, установленным УПК, так называемых действий «по горячим следам», обеспечивающих прежде всего быстрое и своевременное выявление и фиксацию доказательств, которые будут необходимы для раскрытия преступлений, отличающихся повышенной тяжестью и изощренностью, и изобличения лиц, их совершивших.

По окончании таких действий собранные доказательства и иные материалы передаются органам следствия, которые уполномочены доводить предварительное расследование подобных дел до конца, в том числе до решения вопроса об их направлении в суд для принятия итоговых решений.

Среди органов дознания следует особо выделить структуры российской полиции. Именно на их долю приходится выявление и раскрытие подавляющего большинства преступлений, совершаемых ежегодно. Делают они это путем осуществления ОРД путем полного расследования (в форме дознания) дел о преступлениях сравнительно небольшой тяжести и сложности, а также путем активного участия (совершения неотложных следственных действий) в раскрытии дел о преступлениях тяжких и особо тяжких.

К сфере деятельности различных служб полиции (подразделений ОРД, дознания, уголовного розыска, по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, с коррупцией) отнесены все уголовные дела, кроме тех, которыми должны заниматься органы дознания, действующие в составе других федеральных исполнительных органов (служб и иных ведомств), имеющих свои конкретные, специальные задачи и цели — охрану государственной безопасности (ФСБ), обеспечение государственных интересов во внешнеэкономических отношениях (ФТС), исполнение уголовных наказаний (ФСИН), исполнение судебных решений имущественного характера и поддержание порядка в судах (ФССП), искоренение злоупотреблений в сфере обращения наркотиков (ФСКН) и т.п.

Для полной характеристики органов дознания и осуществляемой ими деятельности следует иметь в виду, что действующее законодательство допускает возможность осуществления в исключительных случаях некоторых действий, напоминающих дознание, лицами, не имеющими отношения к органам дознания, перечисленным выше. УПК разрешает возбуждать уголовные дела и совершать неотложные действия:

— капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

— руководителям геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

— главам российских дипломатических представительств и консульских учреждений — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

70. Функции и компетенция органов предварительного следствия.

Предварительное следствие по уголовным делам с учетом подследственности производится следователями Следственного комитета РФ, следователями органов внутренних дел, следователями федеральной службы безопасности. В указанных ведомствах созданы следственные аппараты, т. е. специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений.

Следственный аппарат органов внутренних дел представляет собой самостоятельную структуру в системе МВД, возглавляемую Следственным комитетом МВД РФ. Следственный комитет :

· осуществляет процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел;

· оказывает помощь в их расследовании;

· производит непосредственное расследование наиболее сложных уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях;

· вносит в государственные органы, общественные объединения и другие организации представления о принятии мер по устранению выявленных причин и условий, способствовавших их совершению;

· организует контроль за соблюдением законности в деятельности подразделений органов внутренних дел и обеспечением процессуальной самостоятельности следователей.

Следственный комитет возглавляет начальник, который имеет заместителей; отделы возглавляются начальниками отделов.

В штате Следственного комитета имеются должности следственных работников, которые непосредственно осуществляют расследование преступлений, старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам, старшие следователи и следователи. Все следователи Следственного комитета назначаются на должность его начальником.

Руководитель следственного органа обладает процессуальными полномочиями в соответствии с действующим законодательством (ст.39 УПК РФ). «1. Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям;

2) отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия;

3) вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.

При осуществлении полномочий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, начальник следственного отдела вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

В министерствах внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлениях (главных управлениях) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также в управлениях внутренних дел на транспорте и режимных объектах образованы следственные управления (отделы), которые являются структурными подразделениями указанных министерств и управлений внутренних дел.

Следственное управление (отдел) возглавляет начальник, который подчиняется непосредственно начальнику соответствующего органа внутренних дел, являясь одновременно его заместителем, а также начальнику Следственного комитета МВД РФ. Структурно следственное управление (отдел) состоит из отделов, отделений и групп. В его составе имеются следователи по особо важным де- лам, старшие следователи и следователи.

В городских, районных органах внутренних дел, органах внутренних дел на транспорте и режимных объектах образованы следственные подразделения (отделы, отделения, группы).

Следственные отделы и отделения возглавляются начальниками, которые организуют работу в соответствующем органе внутренних дел и по должности являются заместителями начальников органов внутренних дел. В штатах следственных подразделений имеются старшие следователи и следователи. В некоторых органах внутренних дел с учетом объема работы по штату может быть все- го один следователь.

Основной задачей следственных подразделений является расследование преступлений, отнесенных к подследственности органов внутренних дел. В зависимости от оперативной обстановки и штатных возможностей распределение служебных обязанностей следственных работников осуществляется посредством закрепления определенных территорий или специализации на расследовании отдельных категорий преступлений.

Работа следователя по находящимся в его производстве делам и материалам выполняется в соответствии с уголовно-процессуальным законом и при тесном взаимодействии с работниками других служб органов внутренних дел. Это взаимодействие строится на основе взаимного обмена информацией, согласованного планирования, четкого разграничения компетенции, прав и обязанностей следователя и органа дознания, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности. В соответствии с Федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. одним из основных на- правлений деятельности органов Федеральной службы безопасности является борьба с преступностью. Они осу- ществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению. пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На эти органы федеральным законом и иными нормативны- ми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с пре- ступностью (ст. 10).

Деятельность органов ФСБ в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Федеральным за- коном «Об оперативно-розыскной деятельности», уголов- ным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Фе- деральной службы безопасности РФ.

Следственный аппарат органов ФСБ построен в соответствии с системой этих органов и имеет два звена.

В ФСБ имеется Следственное управление, а в территориальных органах безопасности – следственные отделы (отделения). Непосредственно расследование преступлений осуществляют следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам, которым присваиваются соответствующие воинские звания, начальники следственных отделов (управлений, отделений) осуществляют процессуальный контроль за деятельностью подчиненных следователей. Их полномочия аналогичны полномочиям начальников следственных отделов органов внутренних дел.

Министерство юстиции РФ: структура, функции и полномочия.

Министерство юстиции РФ (далее — Минюст) — одно из старейших российских министерств. Начало его существованию положено в 1802 г. В настоящее время статус Минюста, его обширная и многоплановая сфера деятельности, основные задачи и полномочия определяются главным образом предписаниями ст. 32 Федерального конституцион- ного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ, 1997, No 51, ст. 5712) и п. 1—3, 7 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. No 1313 (ред. от 15 февраля 2012 г.)1.

Предписания этих и ряда других правовых актов дают возможность судить о сферах деятельности, задачах, полномочиях и структуре не только центрального аппарата Минюста, но и подведомственной ему системы территориальных органов, служб и учреждений (государственных и негосударственных), а равно о том, какая роль отведена им (центральному аппарату и подведомственным структурам) в осуществлении правоохранительной деятельности в целом и одной из важных ее функций — организационного обеспечения деятельности судов.

.Минюст России осуществляет следующие полномочия:

1) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;

2) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

3) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, и иными НПА осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;

5) участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;

7) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;

8) проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов;

10) принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;

11) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;

12) обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;

13) координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;

14) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

15) осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;

16) обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации соответствующую информацию Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

17) проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

18) осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

19) организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

21) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в Российскую Федерацию, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;

Выполнение множества задач , поставленных перед Минюстом России , обеспечивается развитой организационной структурой . Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ , который по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности министра юстиции РФ . Министр имеет заместителей министра , назначаемых на должность и освобождаемых Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Заместителем министра юстиции РФ в соответствии с Указом Президента от 29 марта 1998 года является Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека . В Минюсте России образуется коллегия в составе министра и его заместителей , руководителей , подведомственных Минюсту России федеральных служб и федерального агентства , входящих в неё по должности , а также других лиц. Состав коллегии Минюста России утверждается Президентом РФ . Структуру Минюста России составляет центральный аппарат ,включающий в себя одиннадцать департаментов по основным видам деятельности ; аппарат Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека ; территориальные органы ; федеральные службы ; федеральные государственные учреждения .

Система органов юстиции состоит из четырёх звеньев под руководством Министерства юстиции РФ . Нижестоящим звеном по отношению к Минюсту России являются главные управления Минюста России , которые образованы в федеральных округах . Управления Минюста России по субъектам РФ составляют следующее звено органов юстиции . Нижним звеном Минюста России являются управления юстиции городов и районов . В соответствии с Положением Министерство юстиции РФ осуществляет свою деятельность непосредственно или через территориальные органы (п.5). Поэтому территориальные органы выполняют примерно те же функции , что и Минюст России , только на региональном уровне (например , международное сотрудничество) либо вышестоящими звеньями . Министерству юстиции РФ подведомственны две федеральные службы :ФССП России и ФСИН России

Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ: структура и компетенция.

Служба судебных приставов РФ входит в состав Министерства юстиции РФ. Возглавляет ее один из заместителей министра юстиции РФ. Он же признается главным судебным приставом Российской Федерации. Заместитель министра юстиции РФ — Главный судебный пристав РФ:

— осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов;

— издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности службы судебных приставов и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками службы судебных приставов;

— в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов;

— осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов;

— рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности; — несет предусмотренную законодательством Российской

Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

Служба судебных приставов состоит из:

— департамента судебных приставов Министерства юстиции РФ;

— службы судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ, возглавляемой заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом;

— служб судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемых заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации — главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;

— районных, межрайонных или соответствующих им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделений судебных приставов, состоящих из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемых старшими судебными приставами.

Причем Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации:

— осуществляет руководство соответствующей службой судебных приставов;

— образует подразделения судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность;

— назначает на должность и освобождает от должности судебных приставов, организует их профессиональную и специальную подготовку и проводит их аттестацию;

— перемещает в случае необходимости судебных приставов из одних подразделений в другие в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе;

— в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру подразделений судебных приставов;

— поощряет судебных приставов за успехи в работе и налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины;

Возглавляющий же подразделение судебных приставов старший судебный пристав:

— организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов;

— обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании;

— координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса,

свидетелей, судебных приставов-исполнителей;

— является распорядителем депозитного счета подразделения судебных приставов;

— осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Согласно приказу Министерства юстиции РФ № 546к от 25 апреля 2000 г. Департамент судебных приставов возглавляет заместитель главного судебного пристава – руководитель департамента. У него есть первый заместитель и три заместителя, один из которых одновременно является начальником отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Помимо названного отдела в состав Департамента судебных приставов входят также отделы:

— организации исполнения судебных решений; — организации исполнения международных обязательств;

— правового обеспечения;

— организации исполнения актов специально уполномоченных органов;

— организационного обеспечения и статистической информации;

— розыска должников, имущества и взаимодействия с правоохранительными органами;

— по особо важным исполнительным производствам;

— делопроизводства.

Отделы возглавляются начальниками отделов. В некоторых отделах есть должности заместителей начальников отделов и консультантов. В отделах трудятся главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты первой и второй категории.

Судебный пристав это состоящее на государственной службе должностное лицо, назначенное и вступившее в соответствующую должность. Судебным приставом не может быть гражданин другой страны, или лицо, не достигшее двадцатилетнего возраста, не имеющее среднего образования (для старшего судебного пристава — высшего юридического образования), ранее судимое, либо не способное по своим деловым и личным качествам, а также по со- стоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. В связи с чем судебные приставы наделяются определенным кругом полномочий.

Различают два вида судебных приставов:

— судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, или иначе — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, и

— судебные приставы-исполнители, исполняющие судебные акты и акты других органов (судебные приставы-исполнители).

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

— обеспечить в суде безопасность судей, заседателей, участ- ников судебного процесса и свидетелей;

— выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с со- блюдением порядка в суде;

— исполнять решения суда и судьи о применении к подсуди- мому и другим гражданам предусмотренные законом меры процес- суального принуждения;

— обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

— проверять подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивать по поручению судьи доставку к месту проведения су- дебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

— поддерживать общественный порядок в судебных помещениях;

— взаимодействовать с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ : структура и задачи.

Федеральная служба исполнения наказаний. В состав этой федеральной службы, поступившей в ведение Минюста сравнительно недавно — в 1998 г., входят:

1)учреждения, исполняющие уголовные наказания (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы), следственные изоляторы

2)территориальные органы — создаваемые в федеральных округах и субъектах РФ главные управления или управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН, УФСИН).

В вéдении органов и учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, находятся также предприятия и учреждения (в том числе научно-исследовательские и образовательные), специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. В эту систему входят и уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие наказания, не связанные с лишением свободы, т.е. наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено .Систему этих учреждений и органов возглавляет центральный аппарат ФСИН. Руководство всей системой и центральным аппаратом возложено на директора ФСИН, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Основными задачами ФСИН, ее территориальных органов и учреждений являются:

— исполнение уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;

— контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

— обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

— охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением, где содержатся лица, подвергаемые принудительным мерам медицинского характера по судебным решениям.

— создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

— организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.

Центральным органом уголовно-исполнительной системы является Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ. Оно создано на основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. No 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»130 и Федерального закона от 21 июля 1998 г. No 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в за- конодательные акты Российской Федерации в связи с реформирова- нием уголовно-исполнительной системы»131 для обеспечения орга- низации исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ дей- ствует с учетом положений Указов Президента РФ от 8 октября 1997 г. No 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»132 и от 28 июля 1998 г. No 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации»133.

Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ состоит из:

1) подразделений (управления охраны, оперативного управле- ния, управления безопасности, управления следственных изоляторов и тюрем, Оперативно-технического и поискового управления («Л») — обособленного подразделения в виде филиала, технических ме- роприятий, управления воспитательной работы с осужденными, управления конвоирования и спецперевозок, правового управления, управления инженерно-технического обеспечения, связи и вооруже- ния, управление по борьбе с организованной и экономической пре- ступностью, управления организации действий в особых условиях, отдела военно-мобилизационной подготовки и гражданской оборо- ны)

2) подразделений (управления кадров, управления по работе с личным составом, управления профессионального образования)

3) подразделений (производственного управления, управления

главного инженера, центральная инспекция технического надзора)

4) подразделений (финансово-экономического управления, управления материально-технического и хозяйственного обеспече- ния, управления бухгалтерского учета и отчетности, медицинского управления)

5) подразделений (организационно-инспекторского управления, управления делопроизводства и контроля):

Перед Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции РФ стоят задачи:

1) обеспечения организации исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно- исполнительной системы;

2) организации исполнения уголовных наказаний и примене- ния мер медицинского характера в соответствии с действующим за- конодательством Российской Федерации, размещения и перевода осужденных (заключенных);

3) организации содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;

4) обеспечения правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторах, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений, содержащихся в них осужденных, а также охраны объектов уголовно- исполнительной системы;

5) организации конвоирования осужденных (заключенных) и спецперевозок и т.д<

Наши рекомендации