Структура и законодательные источники курса «Правоохранительные органы РФ»

Структура учебного курса ПО:В структуре учебной дисциплины правоохранительные органы в РФ принято выделять 3 части:

- общая часть (в которой изучаются основные теоретические положения данного курса, такие, как понятия и признаки судебной власти, правосудия, принципы их, судебная система и прочее).

-особенная часть (в которой изучается организация и деятельность конкретных правоохранительных органов юстиции зарубежных стран).

-специальная часть (в которой изучается организация и деятельность судебных и правоохранительных органов зарубежных стран).

Дисциплина тесно связана с другими процессуальными отраслями, такими, как: - уголовный процесс; - гражданский процесс;

Поскольку в этих дисциплинах отражаются стадии правоохранительной и судебной деятельности, принципы судопроизводства и прочие важные положения.

Источники:

Систему законодательства о правоохранительных органах можно классифицировать как по вертикали – определяя ее иерархическую структуру, так и по горизонтали – выделяя отраслевую и межотраслевую специфику правового регулирования.

В основе иерархической системы законодательства лежит разделение нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы и органов государственной власти, их принявших. На этом основании нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность судебной власти и правоохранительных органов, подразделяются по вертикали на следующие уровни:

1- Высший уровень в иерархии нормативных актов, регулирующих правоохранительную деятельность, занимает Конституция РФ

2- Второй уровень занимают законы (в том числе федеральные конституционные законы, федеральные законы), основы законодательства (например, Основы законодательства РФ о нотариате).

В массиве федеральных законов особое место занимают кодифицированные акты – кодексы(Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) и др. )

3- Третий уровень занимают нормативные указы Президента РФ

4- Следующий уровень правовых актов о правоохранительных органах составляют нормативные постановления Правительства РФ.

-Значимую ступень в иерархии нормативных актов о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности занимают так называемые ведомственные нормативные правовые акты. Они издаются по линии Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, МВД России, других правоохранительных органов.

- Особое место среди источников занимают правовые позиции Европейского Суда по правам человека (далее – ЕСПЧ), которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации.

- Важное значение для правоохранительной деятельности имеют также решения высших судебных органов России, среди которых, прежде всего, необходимо назвать постановления Конституционного Суда РФ.

4. Понятие судебной власти и ее место в системе разделения властей. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной. (ФКЗ "О судебной системе РФ)

Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов пытаются разрешать, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Наиболее широкое признание получила и продолжает сохранять его вплоть до настоящего времени идея, в соответствии с которой основные направления (ветви) государственной власти следовало бы разделять и вверять “в разные руки”. Это должно будет мешать узурпаторским намерениям, а вместе с этим злоупотреблению властью и произволу.

Чаще всего сторонники данной идеи (концепции) придерживаются мнения, что государственная власть в целом включает три направления (ветви):

• законодательную;

• исполнительную;

• судебную.

Гос.власть- власть, выражаемая в официальных формах, опирающаяся на аппарат принуждения и распространяющая свое влияние на все население.

Судебная власть — одно из проявлений государственной власти в целом. Следовательно, ее понятие производно от общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности.

Признаки судебной власти:

1)Является разновидностью государственной власти, которая установлена законодательством – ст.10,11 К РФ

2) Исключительность.

Судебная власть принадлежит судам, образующим судебную систему

3) Подзаконность.

Реализуется в трех направлениях:

1. Все суды организованы в соответствии с КРФ и другими Законами.

2. Компетенция всех судов определяется только Законами.

3. При разрешении дел, судьи руководствуются К РФ и ФЗ, поэтому, если какой-то подзаконный акт или закон субъекта РФ им противоречит, то судья не должен применять эти нормативные акты.

4) Самостоятельность и независимость.

5) Правоприменительный характер.

Судьи в своей деятельности по разрешению дел не создают новых норм права, а применяют действующие нормы права.

6) Полнота власти.

Соотношение ветвей власти

Обобщенное знание полномочий судов (их “возможностей и способностей”) ориентирует относительно их роли и места в системе всех учреждений, реализующих в целом государственную власть, а равно и соотношения названных выше трех ее ветвей (отраслей). Оно позволяет наполнить конкретным содержанием широко употребляемое, хотя и несколько упрощенное объяснение сути разделения властей:

законодатель — законодательствует, исполнительные органы — исполняют законы, а суды — судят.

Во всяком случае, один только приведенный выше перечень судебных полномочий свидетельствует о том, что за формулой “суды судят” скрывается весьма емкая и разнообразная деятельность, которая в целом существенно отличается от того, что должны делать законодательные и исполнительные органы.

Круг судебных полномочий говорит и о том, что данная власть призвана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями власти. А это позволяет делать вывод также о равнозначности, равноправности и паритетности всех ветвей власти.

В современном мире четко просматривается признание положения о том, что суды должны занять свое место на вершине пирамиды правоохранительных органов.

Признание высокой социальной значимости судебной власти проявилось весьма недвусмысленно и в восстановлении конституционного контроля как одного из ее основных полномочий. Это закреплено сначала в Конституции РФ, а затем и в законах о Конституционном Суде РФ 1991 и 1994 гг. Следующим шагом стало предоставление всем судам возможности проверять законность решений местных представительных и всех исполнительных органов.

Конституция РФ 1993 г. явилась логическим завершением эволюции в данной области. В ч. 2 ст. 46 говорится: “Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд”. Это конституционное положение существенно развито и дополнено другим: “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом” (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Еще более детально конкретизирует такого рода полномочия судов ч. 3 ст. 5 Закона о судебной системе, где сказано: “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу”.

За сравнительно непродолжительное время, прошедшее после принятия ныне действующей Конституции РФ, тенденция более широкого привлечения судов к контролю за действиями и решениями органов, осуществляющих другие ветви государственной власти, дает о себе знать все чаще и ощутимее. Состоялся ряд решений высших судебных инстанций, свидетельствующих о том, что суды и впредь будут проявлять активность в данной сфере и станут делать это в расширяющихся масштабах.

5. Взаимоотношения суда, органов прокуратуры, предварительного следствия, министерства юстиции, адвокатуры. (Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью)

В соответствии с п. 14 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью правоохранительные органы, а также органы прокуратуры взаимодействуют с судами и органами юстиции, которые не являются субъектами координации. Это делается в целях повышения эффективности координационной деятельности. Взаимодействие правоохранительных органов, в частности, с судами по вопросам борьбы с преступностью осуществляется с соблюдением принципа самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчиненности только Конституции РФ и федеральным законам.

Председатели судов, их заместители могут принимать участие в работе координационных совещаний правоохранительных органов в качестве наблюдателей, не обладающих правом решающего голоса, информировать участников координации о деятельности судебных органов. Сказанное верно и в отношении руководителей органов юстиции.

Взаимодействие с судами может проводиться в следующих согласованных формах:

• взаимного информирования о состоянии преступности и судимости;

• использования данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;

• взаимного консультирования по правовым вопросам;

• совместной работы по подготовке законопроектов по борьбе с преступностью;

• проведения совместных семинаров, конференций и иных форумов;

• участия судей в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;

• направления совместных информационных писем, справок, обзоров;

• совместного участия в подготовке постановлений Пленума ВС РФ.

Взаимодействие органов прокуратуры с органами юстиции может осуществляться в таких согласованных формах, как:

• проведение совместных учебных занятий.

• взаимный обмен информацией о принятии или издании представительными и исполнительными органами субъектов РФ, а также издание федеральными министерствами и другими ведомствами незаконных нормативных правовых актов (законов, постановлений и др.) и мерах, принятых по приведению их в соответствии с законами.

• взаимное информирование о других нарушениях законов, допускаемых подконтрольными Минюсту России органами ФССП России, ФСИН России, органами нотариата и адвокатуры;

• участие представителей органов юстиции в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;

• проведение прокурорскими работниками и работниками Минюста России совместных или одновременных проверок исполнения законов в Главных управлениях Минюста России по субъектам РФ, а также в названных выше подконтрольных Минюсту России органах;

• совместное участие в профилактической работе;

• совместная подготовка проектов законов и других правовых актов по борьбе с преступностью;

Наши рекомендации