Компетенция по делам международного наследования

Как и в других делах с иностранным элементом, вопрос о компетенции соответствующих должностных лиц и органов государств в делах международного наследования представляет первостепенную важность и должен разрешаться в самом начале. От правильности выбора национального правопорядка, органы и должностные лица которого компетентны оформить наследственные права наследников при международном наследовании, зависят определение коллизионной системы и, следовательно, применимых материальных норм. В конечном счете от разрешения этого вопроса зависит действительность и эффективность юридических документов, выдаваемых наследникам в подтверждение их прав на имущество, входящее в международное наследство.

Российские правоприменители при обращении к ним заинтересованных лиц разрешают вопрос о своей компетенции в конкретном наследственном деле с иностранным элементом на основании международных договоров Российской Федерации с иностранным государством, на территории которого находится наследственное имущество или где проживал наследодатель, или внутренних норм о компетенции.

В международных договорах России о правовой помощи с иностранными государствами разрешение вопроса о компетенции по наследственным делам осуществляется отдельно для оформления наследственных прав на движимое и недвижимое имущество. Анализ данных соглашений показывает, что здесь возможны два варианта:

- для оформления наследственных прав на движимое имущество компетентны учреждения государства по месту последнего места жительства наследодателя, а в отношении недвижимого имущества компетентны учреждения государства по месту нахождения недвижимости. В частности, такой подход предусмотрен в Минской конвенции 1993 г. (ст. 48) и ее Кишиневской редакции 2002 г. (ст. 51), двусторонних соглашениях РФ о правовой помощи с Азербайджаном (ст. 45) <1>, Болгарией (ст. 35) <2>, Ираном (ст. 39) <3>, Кыргызстаном (ст. 45) <4>, Латвией (ст. 45) <5>, Молдовой (ст. 45) <6>, Монголией (ст. 41), Чехией и Словакией (ст. 43), Эстонией (ст. 45) <7>;

--------------------------------

<1> Однако, согласно п. 2 ст. 45 Договора с Азербайджаном, "если все движимое наследственное имущество находится на территории Договаривающейся Стороны, где наследодатель не имел последнего постоянного местожительства, то по заявлению наследника или отказополучателя, если с этим согласны все наследники, производство по делу о наследовании ведут учреждения этой Договаривающейся Стороны".

<2> То же самое, что и в Договоре с Азербайджаном. Пункт 3 ст. 35.

<3> То же. Пункт 2 ст. 39.

<4> То же. Пункт 2 ст. 45.

<5> То же.

<6> То же.

<7> То же.

- для оформления наследственных прав на движимое имущество компетентны учреждения государства гражданства наследодателя, а в отношении недвижимого - учреждения государства по месту его нахождения, такой подход предусмотрен в соглашениях с Венгрией (ст. 40) <1>, Вьетнамом (ст. 38), КНДР (ст. 39) <2>, Польшей (ст. 42) <3>, Румынией (ст. 40) <4>.

--------------------------------

<1> То же. Пункт 4 ст. 40.

<2> То же. Пункт 4 ст. 39.

<3> То же. Пункт 3 ст. 42.

<4> То же. Пункт 4 ст. 40.

Отсутствуют нормы о компетенции по наследственным делам в Алжире, Греции, Ираке, Испании, Йемене, на Кипре, в Китае, Тунисе, Финляндии.

При решении вопроса о компетенции в международном наследственном деле в отсутствие соответствующих международных договоров следует иметь в виду следующее.

Внутреннее право России наделяет компетенцией по оформлению наследственных прав нотариусов по месту открытия наследства (ст. 70 Основ законодательства РФ о нотариате). Место открытия наследства, в зависимости от которого мы выбираем компетентного нотариуса или иное компетентное учреждение, - это элемент наследственного правоотношения, который определяется, по общему правилу, в соответствии с применимым к самому наследованию правом <1>. Этим правом может быть и иностранное право. В то же время абз. 2 ст. 1115 ГК РФ в совокупности со ст. 70 Основ законодательства РФ о нотариате ведет к признанию практически исключительной компетенции российского нотариуса при регулировании международного наследования: для этого достаточно нахождения любого наследственного имущества на территории России. Представляется, однако, рациональным ограничительное толкование данного правила, когда исключительная компетенция российского нотариуса признается только в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории России, а также иных прав на имущество, требующих государственной регистрации или выполнения аналогичных формальностей. В остальных случаях более предпочтительно регулирование наследства учреждениями государства по месту жительства наследодателя. Только если компетентные органы данного государства не предпринимают в разумные сроки мер по оформлению наследственных прав наследников, нотариус может завести наследственное дело в России. В принципе материальная норма абз. 2 ст. 1115 ГК РФ может применяться только после определения российского права в качестве применимого при регулировании наследования с иностранным элементом. Поэтому выбор компетентного в наследственном деле учреждения исключительно на основе внутренних норм носит предварительный характер и может быть скорректирован на этапе определения применимого права.

--------------------------------

<1> См. подробнее п. 12.3 настоящей главы.

После квалификации наследственного правоотношения как включающего иностранный элемент и разрешения вопроса о компетенции учреждений государства по ведению наследственного дела и оформлению прав наследников следует перейти к определению применимого к наследованию права.

Наши рекомендации