Становление и развитие консульских функций

Становление и развитие консульских функций исторически тесно связано с консульским институтом, который является одним из древнейших институтов международного права, формирование и совершенствование которого было обусловлено реальными потребностями международной жизни. Так как развивавшиеся международно-экономические связи и мореплавание нуждались в правовой защите, появление института консулов и выполнение консульских функций стало естественным продуктом исторической эволюции.

Большинство авторов, как отечественных, так и зарубежных, по данной тематике считают родиной зарождения консульского института Древнюю Грецию и Древний Рим <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Вейнер Л.П. Консулы в христианских государствах Европы и Североамериканских Соединенных Штатах. СПб., 1894. С. 4 - 6; Бобылев Г.В., Зубков Н.Г. Основы консульской службы. М., 1986. С. 6 - 10; и др.

В Древней Греции институт покровительства иностранцам - проксения (гостеприимство) - стал основным и единственным способом протекции бесправных иностранцев на территории греческих городов-полисов. На начальном этапе появления и развития проксении лишь обеспеченные и знатные горожане могли быть проксенами, т.е. брали на себя ответственность по защите иностранцев, пользуясь в представляемом ими государстве определенными правами и привилегиями: личной неприкосновенностью и неприкосновенностью имущества во время войны; правом выступать перед народным собранием и в совете; проксены могли стать почетными гражданами; освобождались от пошлин <1>. Проксен стал своеобразным гарантом безопасности для иностранцев, находящихся на территории греческих городов-полисов. Постепенно ввиду стремительно развивающегося миграционного процесса вследствие развития торговли и мореплавания институт покровительства иностранцев приобрел государственный масштаб.

--------------------------------

<1> См.: Баскин Ю.А., Крылов Н.Б., Левин Д.Б. и др. Курс международного права: В 7 т. М., 1989. Т. 1: Понятие, предмет и система международного права. С. 40.

Надо отметить, что функции проксенов были обширны: "Они выступали свидетелями при составлении иностранцами завещаний, устанавливали порядок ликвидации наследства иностранца, не оставившего наследников; наблюдали за продажей товаров и обеспечивали иностранцам доступ в храмы для отправления религиозных обрядов в чужом городе-государстве, оказывали всяческое содействие иностранным купцам" <1>. Проксены иногда исполняли и публично-правовые функции, выступая посредниками между государствами. В отношении опекаемых иностранцев они обладали непререкаемым авторитетом, решения их были безапелляционны.

--------------------------------

<1> Бобылев Г.В., Зубков Н.Г. Указ. соч. С. 8.

В Древнем Риме по аналогии с проксенией развивался институт покровительства иностранцам - патронат. Первоначально знатные патроны выступали в личном качестве, охраняя права и интересы иностранцев, однако уже в III в. до н.э. сенат стал назначать их из числа патрицианских семей Древнего Рима. "Патронату были присущи все те функции, что и институту проксенов, кроме права судить опекаемых иностранцев" <1>.

--------------------------------

<1> Санчов В.Л. Учебник консульского права. М., 1923. С. 16; Вейнер Л.П. Указ. соч. С. 7.

Проксения в Античной Греции и институт патроната в Древнем Риме традиционно признаются прообразом консульского института. Греческие проксены и римские патроны выполняли ряд функций, присущих современным консулам (например, функции по защите подданных представляемого государства и оказания им помощи). На это обстоятельство обращает внимание Д. Наумов, который усмотрел в греческой проксении и римском патронате "аналогию с консульствами" <1>. Так же считает и известный российский ученый-международник Г.И. Тункин, который, в частности, отмечал, что "институты покровительства иностранцам рабовладельческой эпохи стали прообразом современного консульского права" <2>. Этой же точки зрения придерживается В.Л. Санчов, утверждая, что "эти древнейшие консульские учреждения, бесспорно, являются прототипами и родоначальниками современных".

--------------------------------

<1> Наумов Д. Консульское право Европы и Америки. М., 1856. С. 9.

<2> Международное право: Учебник / Под ред. Г.И. Тункина. М., 1994. С. 26.

В то же время важно отметить принципиальную разницу между древними институтами покровительства и современной консульской службой. В данном контексте представляется важным сослаться на точку зрения итальянского юриста-международника Д. Анцилотти. В своей работе он пишет: "Там само государство через посредство своих собственных органов оказывало покровительство иностранцам, находящимся на его территории, тогда как в современных условиях отечественное государство покровительствует своим гражданам, назначая для этого своих служащих в государства, где эти граждане находятся" <1>.

--------------------------------

<1> Анцилотти Д. Курс международного права. М., 1961. С. 248.

В Средние века развитие института консулов проходило в зависимости от основных этапов феодализма: период образования феодальных государств (V - IX вв.); феодальной раздробленности (X - XII вв.); возникновение сословных монархий (XIII - XV вв.) и абсолютизма (XVI - XVII вв.). Средние века характеризуются постоянными междоусобицами, состоянием войны, шаткостью государственных образований. Международная обстановка в Европе и на Ближнем Востоке существенно изменилась вследствие падения Римской империи. Все это привело к формированию отдельных, ранее неизвестных, институтов международного права. Так, институт консулов "образовался первоначально в Средиземноморье, очевидно, в X в." <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Курс международного права: В 7 т. Т. 1. С. 45; Вейнер Л.П. Указ. соч. С. 7; Borel F. De l'origine et des fonctions des consuls. СПб., 1807. P. 11.

Широкое распространение институт консулов получил в XI - XII вв. После первых крестовых походов (1095 г.) масса итальянских купцов, которая следовала за войсками вдоль берега моря на своих кораблях, стала предлагать крестоносцам-победителям, взамен их добычи, предметы первой необходимости, в которых они остро нуждались. Получив частично добычу крестоносцев, купцы направлялись в итальянские порты Средиземного моря и вновь привозили для них необходимые товары к берегам Сирии и Палестины. Таким образом завязалась торговля итальянских городов и Востока. Эта связь послужила примером купцам из Франции и Испании. "Заботясь о своих торговых выгодах, купцы не теряли из виду то громадное значение, какое они имели для крестоносцев как источники припасов и, пользуясь этим своим значением, выхлопотали себе различные привилегии и образовывали своеобразные колонии, пользовавшиеся независимостью" <1>. Иностранные купцы были изъяты от юрисдикции местных судов и судились у магистратов колоний, они были освобождены от ввозных и вывозных пошлин и т.д. В каждой колонии (фактории) был свой глава, который носил разные названия. "Деятельность его была очень разнообразна; она-то и послужила источником, из которого образовалась деятельность тех лиц, которые теперь называются консулами" <2>. Первые консульства в Сирии и Палестине были плодами побед крестоносцев.

--------------------------------

<1> Санчов В.Л. Указ. соч. С. 8.

<2> Там же. С. 9.

В начале XII в. сицилийский король Роже I приказал выработать регламент на основании существовавших морских обычаев, долженствовавший руководить торговыми консулами, среди которых были главным образом отставные капитаны, хорошо знакомые с морскими обычаями. Торговые консулы в Мессине и других городах Сицилии почти всегда руководствовались этим регламентом <1>. Регламент короля Роже I можно считать первым писаным государственно-правовым источником консульского права, и хотя он является первым опытом в этой области, все же для современной ему эпохи (XII в.) он достаточно полон <2>. Спустя три столетия сицилийским королем Рене был издан регламент о консулах (1427 г.), которым стали пользоваться все города Италии и Франции. Почин в этой области принадлежал городу Руану. Так же как и о первом регламенте короля Роже, о регламенте короля Рене до нас не дошло почти никаких сведений <3>.

--------------------------------

<1> Borel F. Op. cit. P. 4.

<2> Санчов В.Л. Указ. соч. С. 18.

<3> Там же.

В конце XIII столетия каталонские консулы были в Кастилии, Сицилии и Генуе. Первое назначение консула в Кастилию относится к 1282 г. В Сицилии первое консульство появилось в 1285 г. в городе Палермо с разрешения короля Иакова I. В Генуе каталонские консулы появились после 1282 г. <1>. В XIV столетии каталонские консулы появились в Сардинии (1321 г.), Пизе (1393 г.) и на острове Мальта (1335 г.). Большинство назначений консулов Каталонского королевства во Францию произошло в XV столетии <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 20.

<2> Там же. С. 21.

На протяжении периода XI - XVI вв. появляются сборники национальных законов по вопросам консульской службы, такие как Табула амальфита (сборник законов г. Амальфи, XV в.), Олеронские списки (XI - XII вв.), Консолато дель маре (XII - XIV вв.), Морские законы Висби (XIII - XIV вв.) и др. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2003. С. 342.

Деятельность консула согласовывалась с законами, международными договорами и обычаями. Консулы в мирное время выполняли следующие основные функции: осуществление административной и судебной власти над подданными своего государства; защита прав и интересов своих соотечественников в пределах государства пребывания, в том числе выполнение нотариальных действий, свидетельствование торговых сделок, ведение наследственных дел, наблюдение за выполнением международных договоров и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Вейнер Л.П. Указ. соч. С. 32.

С конца XVI в. развитие консульского института претерпевает значительные изменения. Вместе с падением муниципальных городов (Марсель, Барселона и др.) право назначения консулов перешло в руки верховной власти государств, от которой теперь зависели как выбор консулов, так и определение их деятельности, прав и преимуществ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Вейнер Л.П. Указ. соч. С. 32.

Европейские консулы XII - XVI вв. обладали спектром привилегий дипломатического характера. В период падения абсолютизма и возникновения постоянных дипломатических представительств существование консульств становится невозможным в силу того, что они являлись "в прямом смысле слова государствами в государствах" <1>. Происходит временный отказ от использования института консулов, что нашло свое отражение, в частности, в ст. 40 Версальского договора между Францией и Нидерландами 1739 г.: "В будущем никакие консулы не будут допускаться ни с той, ни с другой стороны" <2>.

--------------------------------

<1> Сабанин Л.В. Посольское и консульское право. М.; Л., 1930. С. 225.

<2> Там же.

С развитием торговли и промышленности, зарождением и развитием мирового рынка европейские государства уже к середине XVIII в. возвратились к испытанному временем институту консулов, но уже совершенно в иных правовых формах <1>. Первым международным актом, в котором это было закреплено, считается франко-испанский фамильный пакт 1769 г. <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Сабанин Л.В. Указ. соч. С. 225; Сафронова Е.В. Становление и развитие консульской службы Российской империи в XVIII - начале XX в. СПб., 2002. С. 17.

<2> См.: Сабанин Л.В. Указ. соч. С. 225.

В конце XVII в. в связи с увеличением числа консульских учреждений, связанным с дальнейшим развитием международной торговли и экономических связей, появляются консульские уставы, регламенты и инструкции, определяющие положение, права, обязанности и привилегии консулов. К их числу, например, относятся морские ордонансы Кольбера (1681 г.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бобылев Г.В., Зубков Н.Г. Указ. соч. С. 19.

В эпоху рыночной экономики консулы стали выполнять более широкую гамму функциональных обязанностей. Это было связано с разработкой и закреплением организационной основы консульской службы в специальных внутригосударственных правовых актах. Круг консульских функций расширился, в частности, задачами информационного характера, что нашло свое закрепление в двусторонних консульских конвенциях. Например, в 1796 г. была заключена франко-испанская консульская конвенция, в 1788 г. - франко-американская, которые положили начало кодификации консульского права. "Таким образом, исторические особенности развития консульских отношений и в настоящее время продолжают определять их специфику" <1>.

--------------------------------

<1> Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право. М., 1999. С. 4.

Наши рекомендации