Вступление в процесс для дачи заключения по делу (ст.47 ГПК)
Как указано в ч.1 ст.47 ГПК, в случаях, предусмотренных ФЗ, органы государственной власти, органы МСУ в целях осуществления возложенных на них обязанностей вступают в процесс и дают заключения по делу. Если сопоставить круг субъектов, указанных в ст.46 ГПК и ст.47 ГПК, то видно, что во второй форме участвует более узкий круг субъектов, То есть только государственные органы и органы МСУ, организаций и граждан тут уже нет, они заключения не дают.
Ст.273 ГПК – заключение органов опеки по делам об усыновлении; ст.284 ГПК – признание гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным; ст.288 ГПК – дела об эмансипации; ст.28 СК - признание брака недействительным; ст.66 СК – если родитель, проживающий отдельно, предъявляет иск об устранении препятствий в общении с ребенком, то орган опеки дает заключение; ст.70, 72, 73 СК – дела о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав; ст.125 СК – усыновление; ст.140 СК – дела об отмене усыновления.
+ в ст.79 СК – общая норма о том, что органы опеки участвуют во всех делах, связанных со спорами о детях
Ч.2 ст.47 ГПК – в необходимых случаях суд может привлечь соответствующие органы для дачи заключения по делу, в т.ч. если это прямо законом и не предусмотрено. В практике – если производится раздел домовладения, то для того, чтобы выяснить, можно ли провести отдельную систему отопления и канализации, привлекаются органы коммунального хозяйства, органы санитарного и пожарного надзора. Если возникает спор о перепланировке или переустройстве какого-либо помещения, то также могут привлекаться органы архитектуры и градостроительства, также может привлекаться государственная жилищная инспекция. Если возникают земельные споры, связанные с межеванием, установлением границ земельного участка, то могут привлекаться органы по землеустройству. Споры – касающиеся прав на недвижимое имущество - привлекаются органы Росреестра. Это решает сам суд, исходя из обстоятельств дела.
Кроме того, возможны и иные формы – органы опеки всегда привлекаются при исполнении решений суда об отобрании ребенка. Возможно участие органов опеки в качестве третьих лиц с самостоятельными требованиями в процессуальном смысле – например, один родитель предъявляет иск к другому родителю о лишении родительских прав; в этом случае по ст.70 СК привлекается орган опеки и попечительства, он исследует все материалы дела и приходит к выводу, что надо лишить родительских прав обоих родителей. Тогда он предъявляет собственные требования и выступает как третье лицо, но только в процессуальном смысле этого слова. Также возможно участие данных органов в качестве процессуальных ответчиков – например, если произошло усыновление ребенка, то в силу тайны усыновления родители могут не знать усыновителей, поэтому они предъявляют иск об отмене усыновления к органу опеки, затем в ходе разбирательства дела устанавливается, кто усыновил ребенка и производится замена процессуального ответчика на материальных ответчиков, То есть на усыновителей.
Процессуальное положение
– оно аналогично положению прокурора. Более того, ст.46 ГПК прямо отсылает к ст.45 ГПК. Учитывая сходство основных форм участия прокурора и других процессуальных истцов, необходимо отметить различия:
1) первая форма (возбуждение дела) – прокурор может возбудить любое гражданское дело, если гражданин по уважительной причине не может сам обратиться в суд; другие процессуальные истцы могут возбудить только ту категорию дел, которая прямо указана в законе. Ст.45 ГПК – нет такого условия, как обязательная просьба гражданина, То есть если гражданин по объективным уважительным причинам не может обратиться в суд, то прокурор вправе возбудить дело независимо от такой просьбы. При этом должно соблюдаться общее правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (ст.1 ГК). Прокурор не может по своей инициативе предъявить иск о расторжении брака. Другие процессуальные истцы – по ст.46 ГПК они могут защищать других лиц только по их просьбе, в то же время в ст.46 ГПК нет такого условия, как уважительная причина – поэтому государственные органы могут защищать права граждан и в тех случаях, когда они сами имеют возможность себя защитить. Например, если потребитель обратился в органы Роспотребнадзора за защитой своих прав потребителя.
2) вторая форма – прокурор дает заключение только в случаях, прямо предусмотренных ГПК и другими законами. Другие государственные органы могут давать заключения как в случаях, указанных в законе, так и в случаях, когда суд признал это необходимым. Прокурор дает заключение по делу в целом, другие государственные органы – дают заключения только по предмету своей компетенции. Если решается спор о расторжении брака, разделе имущества и о том, с кем останутся дети – в данном случае к компетенции органов опеки относится только зашита прав детей, по разделу имущества они заключение давать не будут.
Заключение прокурора, государственных органов и заключения эксперта
Отличие – прокурор и государственные органы в своем заключении выражают свое мнение, как по вопросам факта, так и по вопросам права. То есть с одной стороны они оценивают обстоятельства дела и с другой стороны высказывают свое мнение, как должен быть решен правовой спор. Эксперт – он дает заключение только по вопросам факта, не имеет права делать выводы по правовым вопросам.
Недостатком ГПК является то, что для лиц, которые перечислены в ст.46 ГПК и ст.47 ГПК, нет определенного наименования или отдельного термина. До революции использовался термин «правозаступники», сейчас – термин «процессуальные истцы», но, во-первых, самого понятия «процессуальные истцы» в самом ГПК нет; во-вторых, даже с точки зрения теории этот термин является не очень удачным, Так как во-первых, он содержит в себе тавтологию (истцами являются участники гражданского процесса, То есть вне процесса истцов нет, поэтому, строго говоря, непроцессуальных истцов быть не может, все истцы – процессуальные); во-вторых, данный термин отражает только первую форму участия данных лиц, То есть обращение в суд с исковым заявление в защиту прав других лиц, и полностью игнорируется вторая форма участия – дача заключения по делу. Из-за отсутствия определенного термина на практике зачастую суды вынуждены применять к таким субъектам те понятия, которые к ним отношения не имеют. Например, во многих решениях можно увидеть фразу – «В качестве третьего лица по делу участвовал орган опеки и попечительства». Хотя, строго говоря, третьими лицами они быть не могут, Так как третьи лица – это лица, имеющие материальный интерес, а органы опеки никакого материального интереса не имеют, своих прав они не защищают, они имеют только процессуальный интерес. Даже формально в ст.34 ГПК отдельно упоминаются третьи лица и отдельно – субъекты, указанные в ст.46, 47 ГПК, То есть и закон и теория четко разграничивают данных лиц, но на практике – происходит смешение этих лиц.
Судебное представительство
Регулируется главой 5 ГПК, ФЗ от 31.05.02 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ», ФЗ от 21.11.11 «О бесплатной юридической помощи».
В целом, судебное представительство – это осуществляемая в суде деятельность одного лица (представителя) от имени и в интересах другого лица (представляемого). Право иметь представителя в суде закреплено в ст.48 ГПК, и оно взаимосвязано с положениями ст.48 Конституции, где каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Если говорить о причинах судебного представительства, то можно назвать:
1) невозможность или нежелание стороны лично участвовать в деле. Некоторые субъекты, в силу своей специфики, могут участвовать в деле только через представителей: юридические лица, органы государственной власти, органы МСУ;
2) необходимость квалифицированной юридической помощи;
3) чисто психологическая, то есть неуверенность в себе и желание иметь представителя в целях моральной поддержки.
В рамках судебного представительства можно выделить 2 группы правоотношений:
1) внутренние отношения, которые возникают между представляемым и представителем. Данные отношения регулируются нормами материального права (гражданского, семейного, трудового права).
2) внешние отношения, которые возникают между представителем и судом. Они регулируются нормами процессуального права.
Когда мы говорим о судебном представительстве как институте гражданского процесса, то нас интересуют внешние отношения, которые складываются между судом и представителем. Поскольку представитель действует от имени представляемого, то де-юре действия представителя - это действия самого представляемого, и они порождают правовые последствия для представляемого лица. Это относится только к правомерным действиям, которые совершаются в рамках имеющихся полномочий представителя. Если же представитель совершает противоправные действия, то последствия наступают для него самого. Например, если представитель будет нарушать порядок заседания, то оштрафуют его, а не представляемого. Если представитель совершит подлог документов, то он и будет нести уголовную ответственность.
Право иметь представителя принадлежит лицам, участвующим в деле (кроме прокурора).
Согласно ст.49 ГПК представителями могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия, кроме лиц, указанных в ст.51 ГПК. Отсюда можно сделать вывод, что представитель должен отвечать 3 требованиям:
1) Дееспособность. Однако из этого правила есть исключение: согласно ст.62 СК несовершеннолетние родители, по достижении 16 лет самостоятельно осуществляют свои родительские права, а в числе данных прав есть право на защиту своих детей. Следовательно, законным представителем лицо может быть с 16 лет, еще не обладая полной дееспособностью.
2) Надлежащим образом оформленные полномочия. Этот вопрос регулируется ст.53 ГПК.
3) Отсутствие нормативного запрета на представительство в суде. Согласно ст.51 ГПК не могут быть представителями судьи, следователи и прокуроры. Из этого запрета есть 2 исключения: когда они действуют в качестве законных представителей, а также, когда они представляют соответствующие органы.
По сути, есть и третье исключение, которое вытекает из ч.3 ст.40 ГПК: если судья, следователь или прокурор является соучастником, то другие соучастники могут поручить ему ведение дела. Больше в ГПК нормативных запретов нет, но они могут содержаться в других ФЗ. В ст.26 ФЗ «Об адвокатуре» указаны случаи, когда адвокат не может принимать поручения на ведение дела:
1) общий запрет принимать поручение, которое носит заведомо незаконный характер;
2) адвокат не может быть представителем, когда он имеет собственный интерес по делу, отличный от интересов доверителя;
3) если адвокат уже участвовал в деле в другом статусе: судьи, прокурора, третейского судьи, арбитра и т.д.
4) если в деле участвует должностное лицо, с которым адвокат состоит в родственных или семейных отношениях
5)если адвокат уже оказывает помощь другому лицу, интересы которого противоречат интересам доверителя.
Есть глава 2 ГПК, посвященная отводам, и среди отводимых лиц отсутствуют представители, следовательно, нельзя заявить отвод адвокату или другому представителю. Вопрос решается не об отводе, а о допуске представителя к участию в деле. Если имеются нормативные запреты, то выносится определение об отказе в допуске данного представителя к участию деле. Статья 6 «Основ законодательства РФ о нотариате», где указано, что нотариус может осуществлять только нотариальную, научную и педагогическую деятельность, при этом в качестве нотариальных услуг не рассматривается услуга представительства в суде, следовательно, нотариус не может быть представителем в суде. Кроме того в ст.17 ФЗ «О государственной и гражданской службе» предусмотрено, что государственные служащие не могут быть представителями и поверенными в том органе, в котором они работают. Следовательно, представителями не могут быть работники аппарата суда.
Помимо данных требований возникают вопросы: поскольку в ст.48 Конституции говорится о праве на квалифицированную юридическую помощь, то периодически обсуждается вопрос об адвокатской монополии, то есть обязательном участии адвоката по гражданским делам. Государство периодически предпринимает попытки ввести «адвокатскую монополию»: первая попытка была в 1995 г., когда Правительство РФ утвердило Положение «О лицензировании платных юридических услуг», оказывать их могли либо адвокаты, либо частнопрактикующие юристы, получившие лицензию Минюста. Это положение продействовало до 2001 г., когда был принят ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который не предусматривал платных юридических услуг, и в нем было установлено, что виды лицензируемой деятельности могут устанавливаться только в ФЗ, соответственно, Положение «О лицензировании платных юридических услуг» с 2001 г. не имеет юридической силы.
Вторая попытка - в 2002 г., когда был принят ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»: в п.4 ст. 2 предусмотрено, что представлять интересы в суде организаций и органов государственной власти, органов МСУ могут только адвокаты, либо работники, состоящие в штате данных органов и организаций. То есть, по сути, это адвокатская монополия. В ст.49 ГПК четко названы требования, которые предъявляются к судебному представителю, и не предусмотрена возможность устанавливать дополнительные требования другими законами. Налицо явное противоречие между ГПК и ФЗ «Об адвокатуре», поэтому мы обращаемся к ст.1 ГПК и применяем ГПК. Если мы обратимся к ст.6 ГПК, то там установлен принцип равенства всех перед законом и судом. В данном случае получается, что граждане могут обращаться к кому угодно, а организация – только к адвокатам, хотя граждане более нуждаются в адвокатской помощи. Получается, что организации и граждане поставлены в неравные условия. Требования ст.2 ФЗ «Об адвокатуре», как только он был принят, очень легко обходились. В настоящее время никаких требований к квалификации представителя в гражданском процессе нет.
Представительство по делам, связанным с государственной тайной
Некоторые суды отказывались допускать к участию в деле адвокатов, не имеющих допуска к государственной тайне. Адвокаты дошли до Конституционного Суда РФ, и было принято определение от 05.06.04 № 314-О. Конституционный Суд РФ разъяснил, что поскольку в ГПК отсутствует такое требование к представителю, то введение такого ограничения, не предусмотренного законом, противоречит ст.48 Конституции. Поэтому нужно допускать любых представителей, при наличии у них полномочий, а защита государственной тайны осуществляется с помощью других механизмов: суд должен провести закрытое заседание, и все представители предупреждаются об уголовной ответственности за разглашение государственной тайны. Конституционный Суд РФ посчитал это достаточной гарантией.
Виды судебного представительства
В литературе выделяют добровольное или договорное представительство, возникающее по воле представляемого.
Законное представительство - возникает в силу прямого указания закона
Официальное представительство - представительство по назначению суда (ст.50 ГПК)
Общественное представительство (ст.27 ФЗ «Об общественных объединениях», где предусмотрено, что такие объединения могут защищать интересы своих членов) - основанием будет членство в организации.
Уставное представительство (ст.121 ГК, где предусмотрено, что ассоциации и союзы юридических лиц, в соответствии со своим уставом осуществляют защиту прав и интересов своих участников).
Если обратиться к ГПК, то более правильно выделить 3 вида судебного представительства:
1) добровольное (договорное)
2) законное
3) представительство по назначению суда.
В основе добровольного представительства лежит волеизъявление представляемого, в основе законного представительства – прямое указание закона, в основе представительства по назначению суда – решение суда. В основе добровольного представительства может быть трудовой договор, договор поручения, договор об оказании услуг, транспортной экспедиции и иные договоры.
Законное представительство (ст.52 ГК). По ч.1 этой статьи интересы недееспособных лиц или лиц, не обладающих полной дееспособностью, защищают их родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица, которым такое право предоставлено ФЗ. Например, по ст.53 СК это могут быть приемные родители. В ст.35 ГК указано, что если недееспособный или несовершеннолетний помещен под надзор в детское учреждение, медицинскую организацию или иное учреждение, то таким лицам опекуны и попечители не назначаются, а их функции выполняют соответствующие учреждения. В остальных случаях, опекун или попечитель должен быть назначен в течение одного месяца после признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Если в течение месяца законный представитель не назначен, то его функции временно выполняет сам орган опеки и попечительства (ст.35 ГК). В ст.71 Кодекса торгового мореплавания и в ст.30 Кодекса внутреннего водного транспорта предусмотрено, что капитан судна является представителем грузовладельца и судовладельца. В ст.5 Консульского Устава РФ предусмотрено, что консульские упреждения за рубежом выполняют ряд функций, которые перечислены в данной статье и иные функции, предусмотренные законодательством РФ. Указом Президента от 05.11.98 № 1330 утверждено Положение «О консульском учреждении РФ». В п.8 данного Положения указано, что консульские учреждения осуществляют представительство граждан РФ в судебных и иных учреждениях в государстве пребывания, если данные граждане в связи с их отсутствием или по другим причинам не могут самостоятельно себя защищать. В ст.39 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусмотрено, что администрация и медицинский персонал медицинского стационара выполняют функции законных представителей своих пациентов, но при этом нужно учитывать должностные инструкции и другие внутренние документы стационара, где предусмотрено данное право. Ст.1265 ГК предусматривает, что если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (кроме случаев, когда псевдоним является общеизвестным и не скрывает личность автора) законным представителем автора признается издатель, до тех пор, пока автор не раскроет свою личность. В ст.62 ГК и ст.48 ГПК предусмотрено, что от имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии (ликвидатор). В ч.2 ст.52 ГПК предусмотрено, что интересы гражданина, признанного безвестно отсутствующим представляет в суде лицо, в доверительное управление которому передано имущество данного гражданина. Здесь можно увидеть расхождения между ГПК и ГК. Так по ст.1042 ГК доверительный управляющий действует в интересах соответствующего лица, но от своего имени и на договоре ставится отметка «ДУ». То есть, с точки зрения ГК доверительный управляющий не является представителем, так как действует от своего имени, а в ГПК он действует от имени представляемого.
Ст.48 ГПК говорит о том, что дела организаций в суде ведут их органы, действующие в пределах полномочий, определенных ФЗ, учредительными документами и иными правовыми актами, либо их представители. Следовательно, руководитель организации, в силу своего служебного положения, также может представлять интересы организации. Поэтому иногда в литературе руководителя, действующего на основании устава (без доверенности) относят к числу законных представителей. В данном случае неправильно считать руководителя законным представителем организации, поскольку он действует не как представитель, а как орган управления. Не случайно в ст.48 ГПК отдельно упоминаются органы и отдельно представители. Соответственно, например, директор акционерного общества будет выступать как единоличный орган управления, а не представитель по закону. Это надо учитывать, Так как если мы будем считать, что руководитель – это законный представитель, то любая доверенность, выданная им – это доверенность, выданная в порядке передоверия, значит по ст.1088 ГК она подлежит нотариальному удостоверению. В ч.3 ст.53 ГПК предусмотрено, что доверенности от имени организаций должны быть подписаны руководителем или иным уполномоченным должностным лицом и скреплены печатью организации, То есть нотариальное удостоверение не требуется. Стало быть, это не доверенность в порядке передоверия, а обычная доверенность.
Согласно ст.50 ГПК суд назначает адвоката в качестве представителя ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в иных, предусмотренных ФЗ случаях. Непосредственно в ГПК больше нет норм, которые прямо указывают на назначение адвоката, однако это логически вытекает из содержания норм ГПК, а именно согласно ст.305 ГПК дела о госпитализации в психиатрический стационар рассматриваются с обязательным участием представителя гражданина, который госпитализируется. Если у такого гражданина нет представителя, то суд назначает адвоката. Если сопоставить ст.50 и ст.52 ГПК, то можно увидеть некоторую коллизию: по ст.50 ГПК, если не известно место жительства гражданина, то ему назначается адвокат, а по ч.2 ст.52 ГПК, если гражданин признан безвестно отсутствующим, то его интересы представляет доверительный управляющий. Если доверительный управляющий назначен, то в таком случае оснований для назначения адвоката не имеется. Надо также учитывать, что если ответчик безвестно отсутствует, но еще не признан таковым по решению суда, то должен назначаться адвокат по ст.50 ГПК. Даже если доверительный управляющий назначен, то он может защищать интересы гражданина только в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Следовательно, если спор касается другого имущества, либо носит неимущественный характер, то для защиты интересов гражданина должно назначаться адвокат по ст.50 ГПК.
Оформление полномочий представителя
Что касается добровольного представительства, то по ч.1 ст.53 ГПК полномочия добровольного представителя должны быть выражены в доверенности, оформленной в соответствии с законом. Под законом имеется в виду ст.185 ГК. Согласно ч.2 ст.53 ГПК доверенности граждан должны быть удостоверены нотариально и предусмотрен упрощенный порядок удостоверения доверенностей, приравненный к нотариальному. Так, доверенность можно удостоверить по месту работы или учебы доверителя, по месту жительства доверителя, по месту нахождения учреждения социальной защиты, а также по месту прохождения военной службы, если это доверенность военнослужащих, членов их семей или работников воинских частей соединений или военных учебных заведений.
Предусмотрено, что доверенности лиц, которые находятся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником места лишения свободы. Здесь права выбора нет, к таким лицам нотариус не приглашается, поэтому только начальник исправительного учреждения может удостоверить доверенность. Виды исправительных учреждений перечислены в ст.43 УИК и там отсутствует такой вид учреждения как СИЗО. Поэтому, по общему правилу, начальник СИЗО не имеет право удостоверять доверенности на представительство в суде. В ст.74 УИК предусмотрено, что СИЗО может выполнять функцию исправительного учреждения для некоторых категорий осужденных: которые оставлены на хозяйственное обслуживание, у которых срок лишения свободы не превышает 6 месяцев, которые подлежат этапированию в другие учреждения, либо которые привлекаются к участию в каких-либо следственных действиях. Для данных лиц СИЗО является местом лишения свободы, значит, их доверенности удостоверяются начальником СИЗО. Если доверителем является организации, то ставится подпись руководителя и печать. Если доверитель обращается к адвокату, то его полномочия подтверждаются ордером, который выдается адвокатским образованием. По общему правилу, адвокат действует на основании ордера и доверенность ему не нужна. Необходимость оформления доверенности возникает в случаях, предусмотренных ст.54 ГПК. В ч.6 ст.53 ГПК предусмотрен упрощенный порядок оформления полномочий представителя: либо письменное заявление доверителя, либо устное заявление, которое заносится в протокол судебного заседания. В этом случае доверенность не нужна. Но поскольку здесь личность доверителя нотариусом не подтверждается, то такое заявление должно быть сделано непосредственно в суде. Личность доверителя проверяет сам судья. В остальных случаях, если есть доверенность, то лицо может лично не приходить в суд и на основании ст.167 ГПК направить заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.
Что касается законных представителей, то они должны представить документы, подтверждающие их статус и полномочия. Если это родители, то свидетельство о рождении ребенка; если это усыновители – решение суда об усыновлении, но поскольку усыновление является тайным, то обычно усыновители записываются в качестве родителей ребенка, оформляется новое свидетельство о рождении и полномочия усыновителей подтверждаются также как и у родителей. Если это опекуны и попечители, то их полномочия подтверждаются решениями органа опеки и попечительства об их назначении. Для приемных родителей согласно ст.153.1 СК – договор о передаче ребенка в приемную семью.
Если это представительство по назначению суда, то документом, подтверждающим полномочия представителя, служит ордер адвокатского образования и определение суда.
Объем полномочий представителей
Объем полномочий добровольного представителя – в соответствии со ст.54 ГПК – такой представитель может совершать все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемому, кроме тех полномочий, которые прямо перечислены в данной статье, То есть полномочия делятся на 2 вида: общие и специальные. Общие – возникают в силу самого факта представительства, специальные – должны быть особо оговорены в доверенности. Это, прежде всего, – распорядительные права (ст.39 ГПК); далее – надо оговаривать право подписания искового заявления и предъявления его в суд (это – 2 самостоятельных права), поэтому, если оговорено право на подписание иска, но нет права на предъявление, то представитель может написать исковое заявление, подписать его, а дальше ничего с ним нельзя уже сделать. Также – право на передачу спора в третейский суд; право на передоверие; право на обжалование судебных постановлений; право на предъявление исполнительного документа о взыскании; право получения присужденного имущества или денег. Кроме того, если обратиться к ст.57 ФЗ «Об исполнительном производстве», то она требует оговаривать также право на отзыв исполнительного документа, а также право на обжалование решений и действий судебного пристава-исполнителя. В данном случае доверитель сам решает, предоставлять специальные полномочия или нет. При этом либо он оговаривает каждое полномочие отдельно, либо может быть общее указание, что представитель наделяется всеми полномочиями, предусмотренными в ст.54 ГПК.
Объем полномочий законных представителей – ч.3 ст.52 ГПК – законные представители совершают все процессуальные действия от имени представляемого с ограничениями, предусмотренными законом. То есть здесь нет деления на общие и специальные полномочия, законные представители совершают все действия (ст. 35 ГПК и ст.39 ГПК). Ограничения – они содержатся в ст.37 ГК – опекун не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение тех сделок, которые направлены на отказ от прав подопечного или уменьшение его имущества. В частности – выдел доли, раздел общего имущества и т.д. Следовательно, чтобы заключить мировое соглашение, предусматривающее раздел имущества подопечного, либо отказаться от иска, законный представитель может совершать только с согласия органа опеки и попечительства (ст.37 ГК). Ст.64 СК – родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено противоречие в их интересах. Кроме этих изъятий, в остальном никаких ограничений у законных представителей нет.
Объем полномочий представителя, назначенного судом – в ГПК существует пробел, Так как данный вопрос никак не урегулирован, и аналогия здесь тоже невозможна, Так как представительство по назначительству суда – это самостоятельный вид судебного представительства, который не относится ни к добровольному, ни к законному. Данный пробел восполнен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от 19.12.03 № 23 – в п.10 указано, что, так как адвокат назначается не по воле представляемого, то он не имеет специальных полномочий, предусмотренных в ст.54 ГПК. При этом подчеркнуто, что он не может признать иск и не может признавать факты. Единственное исключение – право на обжалование судебных постановлений. Несмотря на то, что это специальное полномочие, адвокат, назначенный судом, может подать жалобу, если нарушены права представляемого.
Соотношение понятий «законные представители» и «процессуальные истцы»
Ст.46 ГПК предусматривает, что в случаях, предусмотренных законом, соответствующие органы и организации, а также отдельные граждане могут защищать интересы других лиц. Ст.52 ГПК – также предусматривает деятельность законных представителей, полномочия которых возникают в силу закона. Таким образом, обе эти статьи предусматривают защиту прав других лиц на основании закона. Тем не менее, необходимо различать процессуальных истцов и законных представителей, Так как это разные категории участников процессуальных отношений. Процессуальные истцы относятся к лицам, участвующим в деле; законные представители – к лицам, участвующим в деле, не относятся. Процессуальные истцы возбуждают гражданское дело, следовательно, они выступают на стороне истца; законные представители могут выступать на любой стороне. Процессуальные истцы действуют от своего имени; законные представители – от имени представляемого. Процессуальные истцы обращаются в суд только по просьбе материального истца кроме некоторых исключений; законные представители участвуют в гражданском процессе независимо от просьбы представляемого. Законные представители защищают интересы только тех лиц, которые не обладают полной дееспособностью; для процессуальных истцов такого ограничения нет, они могут защищать интересы полностью дееспособных граждан. Процессуальные истцы освобождаются от всех судебных расходов (при обращении в суд они пошлину не платят); законные представители несут судебные расходы на общих основаниях. Процессуальный истец в силу ст.46 ГПК может отказаться от иска только с согласия материального истца или его законного представителя, То есть, если они настаивают на защите своих прав, то дело продолжается; законный представитель может отказаться от иска без согласия других лиц, главное – чтобы при этом соблюдалось общее требование ст.39 ГПК (отказ от иска не должен противоречить закону или нарушать права других лиц).
Процессуальные сроки(глава 9 ГПК)
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.07 № 52 «О сроках рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях»
Процессуальный срок – это промежуток времени, установленный законом или назначенный судом для совершения отдельного процессуального действия или совокупности процессуальных действий.
Значение процессуальных сроков вытекает из задач судопроизводства, которые определены в ст.2 ГПК (правильное и своевременное рассмотрение гражданских дел), То есть суд должен быть скорым и правым.
Кроме ГПК – ст.6 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г. – каждый имеет право на судопроизводство в разумный срок. Ст.14 Международного Пакта «О гражданских и политических правах» 1966 г. – каждый имеет право на рассмотрение его дела без неоправданной задержки. Необходимость соблюдения процессуальных сроков прямо вытекает их международных обязательств РФ.
Нарушение процессуальных сроков существенно подрывает ценность судебной защиты и умаляет авторитет судебной власти. Поэтому в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 52 – грубое или систематическое нарушение судьей процессуальных сроков, которое повлекло волокиту и нарушение прав и законных интересов граждан и организаций с учетом конкретных обстоятельств, может служить основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности вплоть до досрочного прекращения полномочий. На основании ст.12.1 Закона «О статусе судей» если судья нарушает процессуальные сроки и затягивает судебное разбирательство, то на основании ст.6.1 ГПК участник процесса может обратиться к председателю соответствующего суда, а если это мировой судья – то к председателю районного суда с заявлением об ускорении процесса. Тот рассматривает данное заявление и может дать указание судье о необходимости рассмотрения дела в установленные сроки. При этом председатель не вправе давать указания по существу дела, но при этом может определить дату следующего заседания. Кроме того, в ГПК в настоящее время есть глава 22.1, которая предусматривает взыскание компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также компенсации за нарушение прав на исполнение судебного акта в разумный срок. Таким образом, судьи несут дисциплинарную ответственность, а государство – материальную ответственность за нарушение процессуальных сроков.
Виды процессуальных сроков
Разные основания определения:
I. По способу установления: (ст.107 ГПК)
- сроки, установленные законом (нормативные)
- сроки, назначаемые судом
Смысл классификации: во-первых, как указано в ч.1 ст.107 ГПК, суд назначает сроки в тех случаях, когда они не установлены законом, То есть приоритет имеют нормативные сроки. Во-вторых, если срок установлен законом, то он восстанавливается на основании ст.112 ГПК. Если срок назначен судом, то он продлевается по ст.111 ГПК. Из этого правила есть 2 исключения: ст.382 ГПК, ст.391.6 ГПК – там предусмотрено продление сроков рассмотрения кассационной или надзорной жалобы и изучения дела в Верховном Суде РФ. Пример – ст.154 ГПК – это сроки рассмотрения гражданского дела в суде 1 инстанции (установлены законом).
Ст.169 ГПК – при отложении дела суд назначает дату следующего заседания; ст.136 ГПК – суд назначает срок для устранения недостатков искового заявления.
II. По порядку исчисления сроков:
Ч.2 ст.107 ГПК – срок может определяться датой, либо указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, либо периодом.
3 вида:
1) определяемые датой (ст.169 ГПК – отложение разбирательства дела)
2) определяемые событием (ст.42, 43 ГПК – третьи лица могут вступить в процесс до принятия судебного постановления судом 1 инстанции; ст.19 ГПК – отводы могут быть заявлены до начала рассмотрения дела по существу)
3) определяемые периодом:
а) сроки, определяемые годами
б) сроки, определяемые месяцами
в) сроки, определяемые днями
г) сроки, определяемые часами
Значение классификации – определить своевременность совершения процессуальных действий. Например, если срок определен конкретной датой, то процессуальное действие должно быть совершено именно в этот день (свидетели должны явиться в суд в день судебного заседания). Если срок определен периодом – то процессуальное действие может быть совершено в любое время в течение данного периода.
Сроки, которые исчисляются в годах: ст.250 ГПК предусматривает срок обращения в суд – 1 год по делам об оспаривании результатов голосования с момента опубликования результатов выборов или референдума. В ст.409 ГПК предусмотрен срок 3 года со дня вступления решения в законную силу по делам о признании иностранных судебных решений.
Сроки, которые исчисляются в месяцах: ст.154 ГПК – срок рассмотрения дела в 1 инстанции – 2 месяца, а у миро