Вопрос 11. Органы юридического лица.
Юридическое лицо — самостоятельный относительно своих участников субъект гражданских правоотношений. Она приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в пределах прав, предоставленных им по закону или уставу.
Орган юридического лица (далее — орган) — это юридическая конструкция, создаваемая правом с целью дать возможность сформировать и выразить волю юридического лица, отстаивать его интересы. Между юридическим лицом и его органом правовые отношения не возникают. Действия органа — это действия самого юридического лица. Орган — это законный представитель юридического лица, поскольку его полномочия основаны на предписаниях закона и могут осуществляться без доверенности. Поэтому его надо рассматривать как институционально-функционального представителя юридического лица. Институциональность представительства органа проявляется в утверждении на законодательном уровне механизма обретения последней гражданских прав и обязанностей непосредственно через свои органы, установление не только возможности, но и необходимости формирования соответствующих органов последней, их состав, порядок создания, а также компетенции. Функциональность органа проявляется в осуществлении им в интересах последней своих полномочий в рамках определенной законом (уставом) компетенции.
Органы юридического лица могут быть:
по составу — коллегиальными (правление, дирекция, совет) и единоличными (президент, директор). Коллегиальные органы, по правилу, избираются, единоличные — назначаются;
по назначению — волесоздающие и волевыявлющие (исполнительные). В частности, общее собрание является высшим органом акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, но они только формируют волю последнего, а выражать ее может или правление акционерного общества — коллегиальный исполнительный орган, либо единоличный исполнительный орган.
Юридическое лицо может иметь как один орган (совет, правление), так одновременно и несколько органов (общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление и тому подобное). Порядок назначения или избрания органов управления, а также иные правила, регламентирующие их деятельность, устанавливаются законами и учредительным документом юридического лица.
Структурное построение органов юридического лица полностью зависит от вида последней. По общему правилу, органами управления обществом являются общие сборы его участников и исполнительный орган, если иное не установлено законом. Исключения касаются, прежде всего, полных и коммандитных обществ, а также обществ, которые имеют специальную правоспособность. Так, органами корпоративных инвестиционных фондов, которые осуществляют деятельность исключительно по совместному инвестированию, согласно Закону Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды») являются общее собрание акционеров и наблюдательный (наблюдательный) совет. Образование других органов в этих фондах запрещено (ст. 14). Однако управление активами этого фонда на основании соответствующего договора осуществляет компания по управлению активами. В отношениях с третьими лицами указанная компания должна действовать от имени и в интересах корпоративного инвестиционного фонда на основании договора об управлении активами (ст. 11). Согласно Закону Украины «О кредитных союзах» органами управления кредитного союза является общее собрание его членов, наблюдательный совет, ревизионная комиссия, кредитный комитет и правление. Причем решением общего собрания членов кредитного союза могут быть созданы и другие органы управления. Кредитный комитет является специальным органом, ответственным за организацию кредитной деятельности союза. Он назначается наблюдательным советом, подотчетен общему собранию и наблюдательному совету и несет перед ними ответственность за эффективность кредитной деятельности союза.
В акционерных обществах может к тому же быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа и защиту прав акционеров общества (ч. 1 ст. 160 ГК). Таким образом, наблюдательный совет — это орган, который сочетает в себе и управленческие и контрольные функции. Создание наблюдательного совета является обязательным в акционерных обществах с количеством акционеров − владельцев простых акций 10 лиц и больше. В обществе с количеством акционеров − владельцев простых акций 9 человек и меньше в случае отсутствия наблюдательного совета его полномочия осуществляются общим собранием (ч. 2 ст. 51 Закона Украины «Об акционерных обществах»).
В структуре органов общества выделяют высший орган — общее собрание участников как волесоздающий орган, который определяет вопросы, связанные с жизнедеятельностью общества на всех этапах его существования вплоть до принятия решения о прекращении деятельности (ч. 5 пп. «е», «й» ст. 41, ч. 1 ст. 59, ч. 3 ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах», ч. 2 ст. 15 Закона Украины «О кооперации»). Согласно законодательству именно этот орган формирует иные органы управления и органы контроля, в частности ревизионную комиссию, причем исполнительные органы подотчетны общему собранию (ч. 5 пп. «в», «г» ст. 41, ч. 1 ст. 59, ч. 3 ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах», ч. 2 ст. 15 Закона Украины «О кооперации»). Относительно учредительного собрания, то они не являются разновидностью общих собраний участников, потому что общее собрание — это орган управления обществом, а на момент созыва учредительного собрания общества как субъекта права еще не существует, то есть нет субъекта, в котором осуществляется управление.
Признание общего собрания участников (акционеров, членов) высшим органом управления общества означает, что деятельность этого органа — способ осуществления обществом своей дееспособности. Так, согласно ч. 5 п. «д» ст. 41, ч. 1 ст. 59, ч. 3 ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах», ч. 1 пп. 11-12 вв. 33 Закона Украины «Об акционерных обществах» общее собрание АО, ООО, ОДО утверждает годовые результаты деятельности этих обществ, порядок распределения прибыли, срок и порядок выплаты доли прибыли (дивидендов), а согласно ч. 1 ст. 59, ч. 3 ст. 65 Закона Украины «О хозяйственных обществах» общее собрание ООО, ОДО утверждают договоры (сделки), заключенные на сумму, превышающую указанную в уставе этих обществ. Отсутствие такого решения влечет за собой недействительность сделки.
Решение общего собрания участников общества — это особый юридический акт, который принимается в процессе реализации указанным органом своей компетенции и направленный на формирование воли юридического лица.
Исполнительный орган общества создается по решению общего собрания общества с установлением его компетенцию и состав. Этот орган подотчетен в своей деятельности общему собранию участников (акционеров) общества, организует выполнение их решений и несет перед ними ответственность за эффективность работы общества.
При решении вопросов в рамках своей компетенции исполнительный орган юридического лица действует самостоятельно и никакой другой орган не имеет права давать ему юридически обязательные указания. Полномочия исполнительного органа на совершение сделок определяются в соответствии с принципом общей правоспособности юридического лица, то есть исполнительный орган может совершать любые сделки, не запрещенные законом. Однако следует учитывать, что предпринимательские общества, занимающиеся исключительными видами предпринимательской деятельности (страховой, банковской и т. п.) и не могут заниматься никакими другими видами деятельности, имеют специальную правоспособность.
Учреждение создается по волеизъявлению лица, которое стоит за ней или даже уже перестала существовать, поскольку учредительный акт о ее создании может содержаться и в завещании. Исходя из того, что управлять юридическим лицом можно или путем создания в ее структуре соответствующих органов, или путем закрепления за участниками последней права своими действиями приобретать для нее определенные права и обязанности, по управлению учреждением законодатель избирает первый путь и устанавливает, что в учреждении обязательно создается такой исполнительный орган, как правление, к которому применяются положения ст. 99 ГК о исполнительный орган общества, хотя учредительным актом может быть предусмотрено создание и других органов управления учреждением с определением порядка их формирования и состава. В отличие от обществ закон запрещает учредителям учреждения принимать участие в ее управлении как единолично, так и через систему ее органов. Таким образом, воля учреждения — это волеизъявление его учредителя (-лей), которое проводится в жизнь ее правлением. Этим объясняется то, что в учреждении нет волесоздающего органа, а существует лишь волевыявляющий (исполнительный) орган — правление.
В соответствии с законом полномочия органа, который действует от имени юридического лица, могут быть ограничены компетентными органами. Это касается ограничений полномочий, прежде всего, исполнительного органа юридического лица, который в отличие от других ее органов представляет юридическое лицо в гражданском обороте, без доверенности совершая от его имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.
Подытоживая сказанное, органы юридического лица можно классифицировать в зависимости и от компетенции, которой они наделяются на разных этапах функционирования юридического лица, на основные (постоянные) и специальные (временные).