Вопрос 9. Виды юридических лиц. Организационно-правовые формы деятельности юридических лиц.
Юридические лица могут классифицироваться по различным критериям. Впрочем, в любом случае основание классификации должно иметь юридическое значение, т. е. разделение соответствующих организаций — юридических лиц на различные группы в зависимости от особенностей их правового положения.
Юридические лица различаются по нескольким видам.
В зависимости от порядка их создания делятся на юридических лиц частного права и юридических лиц публичного права (ч. 2 ст. 81 ГК). Первые создаются за волеизъявлением учредителей на основании учредительных документов, вторые — распорядительным актом Президента, органа государственной власти, органа власти или органа местного самоуправления (например, органы государственной и муниципальной власти и управления, государственное высшее учебное заведение, государственная библиотека и др.). Однако это разделение ни в коем случае не отражается на возможности участия юридических лиц публичного права в гражданских отношениях, поскольку согласно ст. 82 ГК на последних распространяются положения этого Кодекса, если другое не установлено законом, то есть в гражданских отношениях они приравниваются к юридическим лицам частного права.
В зависимости от способа создания юридические лица делятся на: юридических лиц, которые создаются в нормативно-явочном порядке, и юридических лиц, которые создаются в распорядительном порядке.
По цели деятельности юридические лица делятся на: предпринимательские и непредпринимательские общества. Как уже указывалось, предпринимательские общества имеют основной целью получение прибыли и распределение его между участниками. Финансируются они за счет вкладов участников (хозяйственные общества), паевых взносов членов (производственные кооперативы) и доходов, которые получены в процессе предпринимательской деятельности, а также других источников. Непредпринимательские общества не имеют основной целью получение прибыли для его следующего распределения между участниками и непосредственно направляют свою деятельность на удовлетворение тех или иных потребностей дестинаторам (третьих лиц, для удовлетворения нужд которых создаются данные юридические лица) или своих духовных или иных интересов. Деятельность этих юридических лиц финансируется за счет имущества, переданного учредителями, взносов членов, пожертвований юридических и физических лиц и тому подобное. К ним закон относит благотворительные и негосударственные пенсионные фонды, благотворительные и религиозные организации, творческие союзы, политические партии и тому подобное.
В зависимости от прав, которые учредители (участники, члены) могут иметь в отношении юридического лица или его имущества, юридические лица делятся на: юридических лиц, в отношении которых их участники имеют корпоративные права — хозяйственные общества, кооперативы; юридических лиц, в отношении которых учредители не имеют имущественных прав, но имеют членские права — творческие союзы, религиозные и благотворительные организации; юридических лиц, на имущество которых учредители имеют другие вещные права, — государственные акционерные общества.
По правовому режиму имущества все юридические лица делятся на: юридических лиц — собственников имущества (все частные юридические лица), юридических лиц — несобственников имущества, которые, впрочем, имеют на него иное вещное право (коммунальные учреждения, казенные предприятия, государственные акционерные общества). Несобственники имущества — это юридические лица публичного права. Для них имущественный признак носит несколько формальный характер, ибо они не являются субъектами права собственности, а потому не становятся собственниками имущества, что им передается учредителями. Введения конструкции юридического лица публичного права — не собственника обуславливается тем, что государственная и коммунальная собственность является ценностью не как таковые, а лишь в связи с тем, что они должны использоваться с целью удовлетворения потребностей общества и государства в целом. Поэтому не совсем понятно появление в ГК ст. 329, в соответствии с которой предусматривается, что юридическое лицо публичного права приобретает право собственности на имущество, переданное ему в собственность, и на имущество, приобретенное им в собственность на основаниях, не запрещенных законом, поскольку это противоречит ч. 3 ст. 81 ГК, которой предусмотрено: ГК устанавливает порядок создания, организационно-правовые формы, правовой статус и тому подобное лишь юридических лиц частного права (ч. 3 ст. 81).
В зависимости от состава учредителей юридические лица делятся на: юридических лиц, учредителями которых может быть только государство, территориальные общины в лице компетентных органов (казенное предприятие, коммунальное предприятие); юридических лиц, учредителями которых могут быть только физические лица (религиозные организации, объединения физических лиц, творческие союзы) юридических лиц, учредителями которых могут быть только юридические лица (открытые и корпоративные негосударственные пенсионные фонды); юридических лиц, учредителями которых могут быть любые лица, то есть и физические, и юридические (хозяйственные общества).
По количественному составу учредителей отдельных организационно-правовых форм юридические лица делятся на: юридических лиц, создаваемых несколькими лицами (хозяйственные общества) и юридических лиц, которые создаются одним лицом (общества одного лица — акционерного общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью). Акционерное общество может быть создано одним лицом или может состоять из одного лица (например, в случае приобретения одним акционером всех акций общества). В этом случае законодатель предусмотрел прямой порядок возникновения акционерного общества одного лица. Сведения об этом подлежат регистрации и опубликованию. Но акционерное общество не может иметь единственным участником другое предпринимательское общество, участником которого является одно лицо (ст. 153 ГК).
Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом. При этом лицо может быть участником лишь одного общества с ограниченной ответственностью, которое имеет одного участника. К тому же, как и при создании акционерного общества одним лицом, предусматривается ограничение, согласно которому общество с ограниченной ответственностью не может иметь единственным участником другое хозяйственное общество, участником которого является одно лицо (ч. 2 ст. 141 ГК).
Общество с дополнительной ответственностью может быть создано одним лицом (ч. 2 ст. 114 ГК).
Таким образом, можно прийти к выводу, что общество одного лица может возникать по воле одного учредителя, который формирует уставный фонд, а может сложиться уже в процессе существования юридического лица путем преобразования общества, которое основано на объединении капиталов нескольких лиц, в общество, единственным участником которого останется только одно лицо.
В связи с появлением обществ одного лица, возникает вопрос: сохраняются ли в отношении этой формы признаки и функции, присущие вообще юридическому лицу? Может ли речь идти о том, что у этого общества существует какая-то иная воля, чем у основателя? В действующих хозяйственных обществах складывается взвешенная система органов (общее собрание, исполнительный орган, ревизионная комиссия), которые находятся во взаимодействии. Что же происходит в обществе одного лица?
Юридическое лицо — организация, существование которой законодатель не связывает, по общему правилу, с определенным количеством людей, хотя иногда предполагает это количество как обязательное условие для создания некоторых видов юридических лиц (например, страховых компаний). Причем независимо от количества учредителей юридического лица, их собственный интерес имеет вторичный характер, на первое место всегда становится интерес юридического лица. Общество одного лица, как и любое другое юридическое лицо, имеет также особую волю, отличающуюся от воли учредителя, и особые интересы. Хотя основатель фактически единолично формирует органы управления этого общества, а может и сам войти в состав таких органов (органа), что, безусловно, будет влиять на их (его) деятельность, но уже на основании того, что его воля реализуется через эти органы (орган), она непременно в чем-то изменится, то есть не будет совпадать во всем с волей основателя, а значит превратится в самостоятельную волю юридического лица. Учредитель данного общества подчиняет свою деятельность интересам юридического лица, цели его создания, то есть реализует интерес именно юридического лица.
За организационными признаками юридические лица делятся на простые и сложные. Усматривается, что простые юридические лица — это те, что возникают на базе собственности физических лиц, на основе собственности физических и юридических лиц, на базе собственности государства, когда участник гражданских отношений отделяет долю своего имущества для создания юридического лица. Сложными являются юридические лица, которые возникают при объединении нескольких юридических лиц (объединения потребительской и промышленной кооперации, объединения, создают объединения физических лиц).
В зависимости от наличия экономической зависимости юридические лица делятся на: главную юридическое лицо и зависимую юридическое лицо (зависимое хозяйственное общество).
До недавнего времени считали, что отношения зависимости возникают между субъектами гражданского оборота только на основании заключения договоров и прекращаются надлежащим их исполнением. В рыночных условиях зависимость может возникать и из других оснований. Отношения экономической зависимости юридических лиц уже нашли свое закрепление в законодательстве многих стран мира, а юридически самостоятельные субъекты, связанные этими отношениями, получили название аффилированных лиц. Термин «аффилированные лица» (от англ. to affiliate, affiliation — присоединять, связывать) имеет много значений, но все они определяют взаимоотношения между двумя или большим кругом субъектов хозяйствования, которые основаны на различных формах зависимости и контроля.
В условиях перехода Украины к рыночной экономики в процессе концентрации производства также наблюдается появление между самостоятельными юридическими лицами отношений субординации, подчинения, то есть превращение юридически самостоятельных субъектов права на экономически зависимых субъектов. И в указанных случаях на помощь приходит институт юридического лица. Об этом свидетельствует появление в законодательстве Украины терминов: «аффилированные», «связанные», «связанные», «зависимые» юридические лица, а в ГК — зависимого хозяйственного общества. Так, согласно ст. 118 ГК хозяйственное общество (общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерное общество считается зависимым, если другому (главному) хозяйственному обществу принадлежит двадцать или больше процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью или двадцать или больше процентов простых акций акционерного общества.
По особенностям правового положения юридические лица делятся на: национальные (резидентов), которые созданы и действуют согласно законодательству Украины; иностранные (нерезидентов), которые созданы с законодательством, отличным от законодательства Украины, хотя осуществляют на территории Украины в том или ином объеме хозяйственную деятельность.
Приведенная классификация может существовать наряду с другими, в основу которых могут быть положены другие критерии.
Организационно-правовая форма юридического лица — определенный тип организации, в которой должна создаваться и действовать юридическое лицо того или иного вида. ГК устанавливает организационно-правовые формы только для такого вида юридических лиц, как юридические лица частного права (ч. 3 ст. 81). Согласно ст. 83 ГК они могут создаваться в форме обществ, учреждений и в иных формах, установленных законом. Таким образом, только законодатель может устанавливать организационно-правовые формы существования юридических лиц частного права. Олицетворение юридического лица каждой организационно-правовой формы находит свое отражение в присущем только этой форме учредительном документе.
Впрочем каждая из организационно-правовых форм юридических лиц частного права может иметь свои виды, особенности правового статуса которых тоже устанавливаются, за правилом, законом (ч. 3 ст. 83, ч. 2 ст. 85 ГК). При этом законодатель устанавливает, что положения главы 7 ГК «Общие положения о юридическом лице» применяются ко всем обществам и учреждениям, если другие правила для отдельных видов обществ или учреждений не установленных законом (ч. 4 ст. 83).
Таким образом, вид организационно-правовой формы юридического лица — это тип организации, которая имеет совокупность конкретных признаков, объективно отличающих ее от других юридических лиц одной организационно-правовой формы.
Рассмотрим каждую из организационно-правовых форм юридических лиц частного права. Согласно ч. 2 ст. 83 ГК общество — это организация, созданная путем объединения лиц (участников), которые имеют право участия в этом обществе. Следует заметить: данное легальное определение не учитывает, что такой вид общества, как хозяйственное общество — это организация, которая создается не только объединением лиц, а объединением имущества или, если речь идет о товариществе одного лица, — исключительно выделением имущества.
Общества делятся на предпринимательские и непредпринимательские. Предпринимательские общества — это юридические лица, которые создаются исключительно как хозяйственные общества или производственные кооперативы и осуществляют предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и следующего его распределения между участниками (ст. 84 ГК). Непредпринимательские общества — общества, которые не имеют целью получения прибыли для его следующего распределения между участниками (ч. 1 ст. 85 ГК). Таким образом, как системообразующий (квалифицирующий) критерий для различия юридических лиц частного права на предпринимательские и непредпринимательские в ЦК избран функциональный критерий — осуществление непредпринимательской деятельности. Безусловно, с этим согласиться нельзя, поскольку все юридические лица частного права имеют право заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, установленных законом. Поэтому единственным системообразующим критерием их различения следует считать запрет распределения прибыли в пользу или участников юридического лица, или других заранее определенных лиц, в частности, учредителей учреждений.
Рассмотрим такой вид предпринимательских обществ, как хозяйственное общество. Хозяйственное общество — юридическое лицо, уставный (составленный) капитал которой разделенный на частицы между участниками. Названное общество — родовое понятие, которое объединяет пять самостоятельных видов товариществ: полное товарищество, коммандитное, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерное общество. Для них общим признаком является наличие уставного капитала, разделенного на доли между участниками. Участником указанных обществ могут быть физические или юридические лица. Ограничение относительно участия в хозяйственных обществах может быть установлено законом.
Одновременно каждый из видов хозяйственного общества имеет свои особые признаки.
Одним из видов предпринимательских обществ производственный кооператив представляет собой добровольное объединение физических лиц на основе членства для ведения совместной хозяйственной и иной деятельности на принципах их обязательного трудового участия с целью получения прибыли. Правовые, организационные, экономические и социальные основы функционирования кооперации в Украине определяются Законом Украины «О кооперации» от 10 июля 2003 г.
Кооператив создается его учредителями на добровольных началах на учредительном собрании и действует на основании устава. Количество членов кооператива не может быть меньше чем три лица. По направлениям деятельности производственный кооператив может быть торгово-закупочным, транспортным, образовательным, туристическим, медицинским и тому подобное.
Производственный кооператив отличается от хозяйственных обществ такими признаками: это — добровольное объединение субъектов гражданского права — физических лиц, которые достигли 16-летнего возраста; деятельность кооператива основывается на принципах членства участников; имущественная обособленность кооператива базируется на праве собственности на объединенное имущество его членами (вступительные, паевые и другие обязательные взносы); кооператив — единственный собственник этого имущества. Член кооператива не имеет права распоряжаться кооперативным паем.
Непредпринимательские общества имеют различные виды, которые отличаются друг от друга особенностями организационной структуры, способами обособления имущества и способами участия в гражданском обороте, ответственностью. Впрочем, в отличие от предпринимательских обществ, в отношении которых закон устанавливает исчерпывающий перечень их видов, непредпринимательские общества такого исчерпывающего перечня не имеют.
Одним из видов непредпринимательских обществ являются потребительские кооперативы, которые функционируют сегодня и на основании Закона Украины «О кооперации» и Закона Украины «О потребительской кооперации» от 10 апреля 1992 г., поскольку Законом Украины «О кооперации» не было внесено никаких изменений до последнего. Оба закона определяют правовые, экономические и социальные основы деятельности потребительской кооперации в Украине, включая и деятельность потребительских обществ.
Потребительский кооператив (потребительское общество) — кооператив, который образуется путем объединения физических и /или юридических лиц Украины (они действуют через своих представителей) для организации торгового обслуживания, заготовок сельскохозяйственной продукции, сырья, производства продукции и предоставления других услуг с целью удовлетворения потребительских потребностей его членов (ст. 2 Закона Украины «О кооперации»).
Имущество кооператива состоит из паевых взносов его членов. Потребительский кооператив в отличие от производственного, хотя и занимается хозяйственной деятельностью, но она не связана с получением прибыли. Прибыль направляется на удовлетворение определенных потребностей членов кооператива. Кроме того, члены потребительского кооператива не должны принимать участия своим трудом в деятельности кооператива и не несут ответственности за его долги.
Кредитный союз. Одним из видов непредпринимательских обществ являются кредитные союзы, которые действуют на основании Закона Украины «О кредитных союзах» от 20 декабря 2001 г.
Кредитный союз — это неприбыльная организация, основанная физическими лицами, профессиональными союзами, их объединениями на кооперативных началах с целью удовлетворения потребностей ее членов во взаимном кредитовании и предоставлении финансовых услуг за счет объединенных денежных взносов членов кредитного союза. Исключительным видом деятельности кредитного союза является предоставление своим членам финансовых услуг. Кредитный союз создается на основании решения учредительного собрания. Численность учредителей (членов), а ими могут быть исключительно физические лица, не может быть менее чем 50 человек, которых согласно закону объединяет хотя бы одно из следующих признаков: общее место работы или учебы или принадлежность к одному профессиональному союзу, объединению профессиональных союзов, другой общественной или религиозной организации или жительства в одном селе, поселке, городе, районе, области. Кредитный союз — юридическое лицо, действует на основании устава. Органами ее управления является общее собрание членов, наблюдательный совет, правление, кредитный комитет. Последний орган является специальным. Он назначается наблюдательным советом, подотчетен общему собранию и отвечает за организацию кредитной деятельности союза.
Непредпринимательские общества могут функционировать в форме объединений граждан, являющихся добровольными общественными группировками, созданными на основе единства интересов для совместной реализации физическими лицами своих прав и свобод.
Объединение граждан в свою очередь делятся на политические партии и общественные организации, которые к 5 апреля 2001 г. создавались и функционировали на основании Закона Украины «Об объединении граждан» от 16 июня 1992 г. 5 апреля 2001 г. принят Закон Украины «О политических партии в Украине», который стал специальным по отношению к Закону от 16 июня 1992 г., хотя оба они регулируют вопросы, связанные с членством в политических партиях и порядком их образования, формированием имущественной базы политических партий и тому подобное, но решают их неодинаково.
Политическая партия — это зарегистрированное согласно закону добровольное объединение граждан — сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, которое имеет своей целью содействие формированию, выражению политической воли граждан, участвует в выборах и других политических мероприятиях.
Общественная организация — это объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов.
Учредителями этих организаций являются граждане. Так, членами объединений граждан, кроме объединений молодежи и детских объединений могут быть лица, которые достигли 14-летнего возраста. Они входят в их состав на началах членства, но никаких прав на имущество организации не имеют.
К общественным организациям относятся профессиональные союзы, которые на сегодня функционируют на основании Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15 сентября 1999 г. Профессиональный союз (профсоюз) — добровольная неприбыльная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами за родом их профессиональной (трудовой) деятельности (обучения). Профессиональные союзы создаются с целью осуществления представительства и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов ее членов. Профсоюзы действуют на основании уставов, которые принимаются съездами, конференциями, учредительными или общим собранием членов профсоюза соответствующего уровня.
Благотворительные организации. Общие принципы благотворительности, правовое регулирование благотворительной деятельности осуществляется на основе Закона Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16 сентября 1997 г.
Благотворительная организация — негосударственная организация, главной целью деятельности которой является осуществление благотворительной деятельности — бескорыстной деятельности, что не предусматривает получения прибыли, в интересах общества или отдельных категорий лиц.
Творческие союзы — добровольное объединение профессиональных творческих работников соответствующего профессионального направления в области культуры и искусства, имеющее фиксированное членство и действует на основании устава. Правовой статус названных союзов регулируется Законом Украины «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах» от 7 октября 1997 г. Творческий союз действует на принципах добровольного объединения ее членов, принадлежащих к одному профессионального направления культуры и искусства (музыки, архитектуры, дизайна, журналистики, кинематографии, композиторов, мастеров народного искусства, писателей, театральных деятелей, фотохудожников, художников, кобзарей, рекламистов), самоуправления, взаимопомощи и сотрудничества, невмешательства в творческий процесс, свободного выбора форм и методов творческой деятельности, признание авторских прав. В каждом профессиональном направлении может быть создано одно или более добровольных творческих объединений.
Религиозные организации — самые старые субъекты права, которые стали основой для образования отдельной самостоятельной системы, в основе которой лежит религиозная вера физических лиц. На сегодня — это функциональные виды предпринимательских юридических лиц, которые создаются с единственной целью — удовлетворение религиозных потребностей граждан исповедовать и распространять веру и действуют на основании конституционно-правового принципа отделения от государства и в соответствии со своей иерархической и институционной структуры.
Правовой статус религиозных организаций регулируется Законом Украины «О свободе совести и религиозные организации» (далее — Закон) от 23 апреля 1991 г. К таким организациям, а Закон закрепляет исчерпывающий перечень, относятся: религиозные общества, религиозные управления и центры, монастыри, религиозные братства, миссионерские общества (миссии), духовные (религиозные) учебные заведения, а также объединения, состоящие из вышеупомянутых религиозных организаций (ст. 7 Закона). На другие организации, образованные по религиозному признаку, действие этого Закона не распространяется.
Общими признаками религиозных организаций являются: общность интересов граждан, которые объединяются; добровольность объединения; отсутствие фиксированного членства; действие на основании уставов; похожая система органов управления; тождественное направление средств и имущества после их ликвидации.
К непредпринимательским юридическим лицам относятся и учреждения.
Учреждение — это организация, созданная одним или несколькими лицами (учредителями), которые не берут участия в управлении ею, путем объединения (выделения) их имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества (ч. 3 ст. 83 ГК).
В современных условиях учреждения, как правило, выполняют социально-культурные, управленческие и иные общественно полезные функции, направляют свою деятельность на удовлетворение тех или иных неимущественных потребностей.
Учреждения не имеют основной целью получение прибыли, поскольку в соответствии со ст. 86 ГК они наряду со своей основной деятельностью могут заниматься и предпринимательской, если иное не установлено законом и если данная деятельность соответствует цели, для которой они созданы, и способствует ее достижению. Прибыль, которую получает учреждение от этой деятельности, не может распределяться между ее учредителями, а должен быть направлен на достижение целей, установленных для нее учредителем (-лями). Отсюда, учреждение — это организационно-правовая форма непредпринимательских юридических лиц, которую условно можно назвать формой применения и назначения имущества для достижения идеальных социально значимых целей, которая функционирует на принципах, существенно отличающихся от тех, которые заложены в механизм функционирования иной организационно-правовой формы — общества.
К признакам, которые характеризуют учреждение как самостоятельную организационно-правовую форму непредпринимательской юридического лица, относятся: цель, которая имеет общественно значимые цели в зависимости от сферы деятельности и определяется ее учредителем (-ями), которым может быть как физическое, так и юридическое лицо(-а); создание без намерения получения прибыли, хотя возможность осуществления предпринимательской деятельности, которая относительно основной цели имеет подчиненный характер, не исключается; наличие особого учредительного документа — учредительного акта; отсутствие членства; особый порядок формирования имущества, перечень которого приводится в учредительном акте и передача учредителем которого (в случае его смерти — обязанным лицом) осуществляется уже после государственной регистрации учреждения; целевое назначение имущества; запрет на управление учреждения учредителем(-ами); запрет на распределение прибыли между участниками (учредителями); правоотношения участия, возникающие между учреждением и его участниками и имеют чисто организационный характер; особый порядок изменения целей деятельности учреждения, а также структуры ее органов управления.
Учитывая то, что на уровне ЦК невозможно урегулировать особенности правового статуса всех видов учреждений, в основе деления которых на виды лежит функциональный критерий, возникает потребность в регламентировании их деятельности на уровне специального законодательства.
Для создания учреждения необходимо желание (волеизъявление) одного или нескольких лиц — его учредителей, которое воплощается в учредительном акте, и регистрация учреждения в установленном законом порядке. Орган государственной регистрации легитимирует своим актом возникновения учреждения, что, как правило, должна функционировать бессрочно.