Вопрос 3.Самовольное строительство и его последствия.

Жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.

Лицо, которое осуществило или осуществляет самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает права собственности на него.

Право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано за лицом, осуществившим самовольное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество.

Если собственник (пользователь) земельного участка возражает против признания права собственности на недвижимое имущество за лицом, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство на его земельном участке, или если это нарушает права других лиц, имущество подлежит сносу лицом, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство, или за его счет.

По требованию владельца (пользователя) земельного участка суд может признать за ним право собственности на недвижимое имущество, которое самовольно построено на нем, если это не нарушает права других лиц.

Лицо, осуществившее самовольное строительство, имеет право на возмещение расходов на строительство, если право собственности на недвижимое имущество признано за собственником (пользователем) земельного участка, на котором оно размещено.

В случае существенного отклонения от проекта, противоречит общественным интересам или нарушает права других лиц, существенного нарушения строительных норм и правил суд по иску соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления может принять решение, которым обязать лицо, которое осуществило (осуществляет ) строительство, провести соответствующую перестройку.

Если проведение такой перестройки невозможно или лицо, которое осуществило (осуществляет) строительство, отказывается от ее проведения, такое недвижимое имущество по решению суда подлежит сносу за счет лица, которое осуществило (осуществляет) строительство. Лицо, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство, обязано возместить расходы, связанные с приведением земельного участка в прежнее состояние.

Статья 376 ГКУ предусматривает условия, при которых построенные объекты признаются как самовольное строительство:

1) если объекты строят на земельном участке, не была отведена для этой цели;

2) если строительство осуществляется без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта. Проект выполняется с соблюдением архитектурных, строительных, санитарных, пожарных норм и правил;

3) если строительство проведено с существенными нарушениями строительных норм и правил.

При приведенных условиях самовольным строительством могут быть признаны жилые дома, здания, сооружения, иное недвижимое имущество (гараж, дача, различные пристройки). Субъектами, которые осуществляют самовольное строительство, могут быть как физические, так и юридические лица.

Правовые последствия самовольного строительства - невозможность приобретения права собственности на него лицом, осуществившим такое строительство.

Результат строительства не расценивается как объект недвижимости, регистрация прав на него не производится. Лицо, совершившее самовольное строительство, является собственником только строительных материалов.

В ГК впервые предусмотрена возможность судебного признания права собственности на самовольно построенное недвижимое имущество, если такое строительство осуществлено на земельном участке, не была отведена для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество. Введение судебной процедуры признания права собственности на самовольно построенное недвижимое имущество пришло на смену административном порядке решения подобных дел. Ранее лицо, осуществившее самовольное строительство, обращалась в органы местной власти о узаконивания такого строительства. Чаще всего, после уплаты административного штрафа, решением органа строительство узаконювалось. Такая практика имела ряд негативных моментов, которые, возможно, будут устраняться в ходе судебной процедуры признания права собственности. В этой ситуации лицо должно заявить иск о признании права собственности. Такое требование рассматривается как один из способов защиты права собственности (ст. 392 ГКУ). Однако в случае самовольного строительства это требование приобретает специфической интерпретации, речь не может идти о защите права собственности, поскольку нет еще самого права. Если решение суда будет вынесено в пользу лица, то следующим шагом должен быть факт государственной регистрации права собственности.

Снос самовольного строительства как санкция за его совершение может быть применено при следующих условиях: 1) если владелец (пользователь) земельного участка возражает против признания права собственности на недвижимое имущество за лицом, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство на его земельном участке (ч. 4 ст. 376 ГКУ).

Но собственник земельного участка и не может возражать против признания права собственности за лицом, поскольку такое признание лицо обращается в суд. Речь должна идти о том, что владелец по обращению застройщика возражает против предоставления ему земельного участка под уже построенное недвижимое имущество. Такое отрицание, выраженное в надлежащей форме (решение местного совета об отказе в закреплении земельного участка коммунальной собственности или письменный отказ частного владельца. Форма отказа в предоставлении земельного участка должен быть законодательно определена), лишает застройщика возможности обращаться в суд о признании права собственности. И, наоборот, решения собственника о предоставлении земельного участка под уже построенное недвижимое имущество является основанием для последующего обращения в суд о признании права собственности на самовольно построенное недвижимое имущество. Если же суд при рассмотрении дела придет к выводу о невозможности признания за лицом права собственности и откажет в удовлетворении исковых требований, тогда может быть применено снос. Опять же снос не может применяться само по себе.

Согласно ст. 105 ГК 1963 p. снос, как следствие самовольного строительства, применялось по решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе совета. Поскольку в ст. 376 ГКУ не определено, на каком основании производится снос, а в ч. 7 этой же статьи говорится именно о судебный порядок решения вопроса о сносе в случае существенного отклонения от проекта и невозможности проведения перестройки, то и в этой ситуации целесообразно применять именно судебный порядок. То есть орган местной власти относительно земельного участка коммунальной собственности или иной собственник (пользователь) земельного участка должен обратиться в суд с требованием о сносе самовольно построенного имущества, поскольку собственник земельного участка отказал в ее предоставлении под уже построенное имущество.

Поэтому ч. 4 ст. 376 ГКУ должна быть уточнена так: если владелец (пользователь) земельного участка возражает против закрепления земельного участка лицу под уже построенное недвижимое имущество или если самовольным строительством нарушены права других лиц, имущество по решению суда подлежит снесению лицом, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство, или за его счет.

Снос может быть применено, если самовольное строительство нарушает права других лиц (ч. 4 ст. 376 ГКУ). Факт нарушения прав должен быть этими лицами доказан и установлен судом. По иску этих лиц самовольное строительство сносится.

В отличие от ранее действовавшей нормы ст. 105 ГК 1963 p., согласно которой в случае самовольного строительства объект по иску местного совета мог быть передан на его баланс, норма ст. 376 ГКУ устанавливает иное правило. Любой владелец земельного участка (не только местный совет, но и физические и юридические лица) или пользователь земельного участка может обратиться в суд с требованием о признании за ним права собственности на самовольно построенный объект, если это не нарушает права других лиц. Его безопасность должна быть подтверждена заключениями санитарного, пожарного, архитектурного надзора.

Гарантией имущественных интересов лиц, осуществивших самовольное строительство, является право на возмещение расходов, произведенных во время строительства (стоимость строительных материалов, работ и т. п), если право собственности признано за собственником земельного участка либо его пользователем.

Норма данной статьи не предусматривает сохранение права пользования самовольно построенным объектом (например, жилым домом для проживания самого застройщика или членов его семьи). Но такое возможно, если есть взаимное согласие и согласованность условий пользования между лицом, которое осуществило самовольное строительство, и владельцем (пользователем) земельного участка.

В случае существенного отклонения от проекта, что противоречит интересам или нарушает права других лиц, существенного нарушения строительных норм и правил лицо, осуществляющее самовольное строительство по требованию органов государственной власти или местного самоуправления, обязана привести объект согласно установленных норм и правил.

Если такое требование добровольно не исполняется, то суд может обязать лицо провести соответствующую перестройку. При этом нужно учитывать техническую возможность перестройки.

Если же проведение перестройки невозможно из-за технических обстоятельств или лицо отказывается от ее проведения, то по решению суда объект сносится за счет лица, осуществившего самовольное строительство. Такое лицо также несет все расходы, связанные с приведением земельного участка в прежнее состояние, существовавшее до строительства.

Вопрос 4. Общие положения о праве собственности юридических лиц.

Юридическими лицами признаются организации, которые имеют отделенное имущество, могут от своего имени приобретать имущественных и личных неимущественных прав, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, хозяйственном суде или третейском суде.

Юридическое лицо является определенным структурным образованием, специально рассчитанным на то, чтобы владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, вступать в сделки в гражданском обороте и иметь свое лицо в указанном обороте.

По действующему ГК Украины субъектами отношений собственности выступают негосударственные юридические лица (хозяйственные общества, кооперативы, общественные и религиозные организации, политические партии, объединения и тому подобное). Несколько иные правомочия установлено для государственных юридических лиц, за которыми имущество закрепляется на праве полного хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Праву собственности юридических лиц определенных организационно-правовых форм присущи особенности приобретения и прекращения владения, пользования и распоряжения имуществом.

Вместе с тем можно отметить общие закономерности, характеризующие право собственности юридических лиц.

1. Юридическое лицо является единственным собственником принадлежащего ей имущества. Учредители (участники) юридического лица на его имущество имеют лишь обязательственные права, если речь идет о хозяйственных обществах, кооперативах, либо вообще не имеют имущественных прав, если речь идет о общественные объединения, религиозные организации, фонды и тому подобное.

2. В собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве вкладов (вклады) учредителями (участниками, членами), а также имущество, произведенное и приобретенное юридическим лицом по иным основаниям в процессе деятельности.

3. Юридические лица, как и другие собственники, имеют право осуществлять относительно своего имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушают охраняемые законом интересы других лиц. Содержание права собственности, пределы и способы осуществления права собственности юридических лиц зависят от объема их правоспособности.

4. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязательства через свои органы, действующие в соответствии с законом, иных правовых актов и учредительных документов. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

5. В учредительных документах определяются источники формирования имущества юридического лица, порядок распоряжения имуществом, распределения прибыли и убытков.

6. Юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника), за исключениями, предусмотренными законодательством или учредительными документами юридического лица.

Перечень имущественных объектов, источники формирования собственности юридических лиц (хозяйственных обществ, кооперативов, общественных и религиозных организаций, объединений и т. п.) предусмотрены в законах Украины "Об акционерных обществах", "О хозяйственных обществах", "О потребительской кооперации", "О сельскохозяйственной кооперации", "Об объединении граждан" и др.

Анализ норм вышеуказанных законов дает основания сделать обобщающий вывод о том, что в собственности юридических лиц может быть любое имущество производственного и непроизводственного назначения, за исключением того, которое по законодательству Украины может находиться в собственности соответствующих юридических лиц или может быть объектом исключительно государственной собственности.

Право собственности юридических лиц осуществляется органами юридических лиц. Статья 97 ГК Украины определяет, что органами управления обществом являются общие сборы его участников и исполнительный орган, если иное не установлено законом.

Высшим органом обществ является общее собрание участников общества. Статья 98 ГК Украины определяет, что общее собрание участников общества вправе принимать решения по всем вопросам деятельности общества, в том числе и из тех, что переданные общим собранием к компетенции исполнительного органа. Решение общего собрания принимаются простоя большинством от числа присутствующих участников, если другое не установлено учредительными документами или законом. Решение о внесении изменений в устав общества, отчуждения имущества общества на сумму, которая составляет пятьдесят и больше процентов имущества общества, и о ликвидации общества принимаются большинством не менее как в 3/4 голосов, если другое не установлено законом. Участник общества не имеет права голоса при решении общим собранием общества вопросов относительно совершения с ним сделки и относительно спора между ним и обществом. Порядок созыва общего собрания определяется в учредительных документах общества. Участники общества, которые владеют не менее чем десятью процентами голосов, могут требовать созыва общего собрания. Если требование участников о созыве общего собрания не выполненная, эти участники имеют право самые созвать общее собрание. Решение общего собрания может быть обжаловано участником общества к суду.

Статья 99 ГК Украины определяет, что общее собрание общества своим решением создают исполнительный орган и устанавливают его компетенцию и состав. Исполнительный орган общества может состоять из одного или нескольких человек. Исполнительный орган состоит из нескольких лиц, принимает решение в порядке, установленном абзацем 1 части 2 статьи 98 ГК Украины. Члены исполнительного органа могут быть в любое время отстранены от исполнения своих обязанностей, если в учредительных документах не определены основания отстранения членов исполнительного органа от исполнения своих обязанностей. Названием исполнительного органа общества согласно учредительным документам или закона может быть «правление», «дирекция» и тому подобное.

Особенности осуществления права собственности учреждений предусмотрены статьей 101 ГК Украины. Основатели учреждения не берут участия в управлении ею. В учреждении обязательно создается правление, к которому применяются положение статьи 99 ГК Украины. Учредительный акт может предусматривать создание также других органов, определять порядок формирования этих органов и их состав. Надзор за деятельностью учреждения осуществляет ее наблюдательный совет. Наблюдательный совет осуществляет надзор за управлением имуществом учреждения, соблюдением цели учреждения и за ее другой деятельностью согласно учредительному акту. В учредительном акте определяется имущество, которое основатель (а в случае его смерти - обязанное лицо) должен передать учреждению после ее государственной регистрации (статья 102 ГК Украины).

Статья 104 ГК Украины определяет, что юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам - правопреемникам (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или в результате ликвидации. Юридическое лицо является прекратившимся со дня внесения в единого государственного реестра записи о ее прекращение. Порядок прекращения юридического лица в процессе восстановления его платежеспособности или банкротства устанавливается законом. Особенности прекращения банка как юридического лица устанавливаются законом.

Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, обязаны в течение трех рабочих дней с даты принятия решения письменно уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию. После внесения записи о принятии решения учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей сообщение о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей относительно принятия решения учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица публикуется в специализированном печатном средстве массовой информации. Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, назначают комиссию по прекращению юридического лица (комиссию по реорганизации, ликвидационную комиссию), председателя комиссии или ликвидатора и устанавливают порядок и срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается. Выполнение функций комиссии по прекращению юридического лица (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии) может быть возложено на орган управления юридического лица. К комиссии по прекращению юридического лица (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии) или ликвидатора с момента назначения переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Председатель комиссии, ее члены или ликвидатор юридического лица представляют ее в отношениях с третьими лицами и выступают в суде от имени юридического лица, которое прекращается. Срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается, не может составлять менее двух и более шести месяцев со дня опубликования сообщения о решении относительно прекращения юридического лица. Каждое отдельное требование кредитора, в частности относительно уплаты налогов, собрания, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд, фонды социального страхования, рассматривается, после чего принимается соответствующее решение, которое направляется кредитору не позднее тридцати дней со дня получения юридическим лицом, которое прекращается, соответствующего требования кредитора (статья 105 ГК Украины).

Слияние, присоединение, разделение и преобразование юридического лица осуществляются по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законом, - по решению суда или соответствующих органов государственной власти. Законом может быть предусмотрено получения согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица путем слияния или присоединения.

Порядок прекращения юридического лица путем слияния, присоединения, разделения и преобразования определен статьей 107 ГК Украины. Кредитор может требовать от юридического лица, что прекращается, исполнение обязательств которой не обеспечено, прекращения или досрочного исполнения обязательства, или обеспечения исполнения обязательства, кроме случаев, предусмотренных законом. После окончания срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт (в случае слияния, присоединения или преобразования) или распределительный баланс (в случае деления), которые должными содержать положение о правопреемстве относительно всех обязательств юридического лица, которое прекращается, относительно всех ее кредиторов и должников, включая обязательства, которые оспариваются сторонами. Передаточный акт и распределительный баланс утверждаются участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его прекращении, кроме случаев, установленных законом. Подписанные председателем и членами комиссии по прекращению юридического лица и утвержденные участниками юридического лица или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, экземпляры передаточного акта и распределительного баланса передаются в орган, который осуществляет государственную регистрацию юридического лица, которое прекращается, по месту его государственной регистрации, а также в орган, который осуществляет государственную регистрацию юридического лица - правопреемника, по месту его государственной регистрации. Нарушение указанных положений является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр записи о прекращении юридического лица и государственной регистрации создаваемых юридических лиц - правопреемников. Юридическое лицо - правопреемник, образовавшееся в результате разделения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, которое прекратилось, которые согласно распределительному балансу перешли к другому юридическому лицу - правопреемнику. Если юридических лиц - правопреемников, образовавшихся в результате деления, больше двух, такую субсидиарную ответственность они несут солидарно. Если правопреемниками юридического лица есть несколько юридических лиц и точно определить правопреемника относительно конкретных обязанностей юридического лица, которое прекратилось, невозможно, юридические лица - правопреемники несут солидарную ответственность перед кредиторами юридического лица, которое прекратилось. Участники (учредители) прекращенного юридического лица, которые согласно закону или учредительным документам отвечали по его обязательствам, отвечают по обязательствам правопреемников, возникшим до момента прекращения юридического лица, в таком же объеме, если больший объем ответственности участников (учредителей) по обязательствам правопреемников не установлен законом или их учредительными документами.

Преобразованием юридического лица есть изменение ее организационно-правовой формы. В случае преобразования к новому юридическому лицу переходят все имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица.

Выделением является переход за распределительным балансом части имущества, прав и обязанностей юридического лица до одной или нескольких создаваемых новых юридических лиц. После принятия решения о выделении участники юридического лица или орган, принявший решение о выделении, составляют и утверждают разделительный баланс. Суд, принявший решение о выделении, в своем решении определяет участника юридического лица или высший орган юридического лица (владельца), который обязан составить и утвердить разделительный баланс. Юридическое лицо, образовавшееся в результате выделения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, из которого был осуществлен выдел, которые согласно распределительному балансу не перешли к юридическому лицу, образовавшемуся в результате выделения. Юридическое лицо, с которой был осуществлен выдел, несет субсидиарную ответственность по обязательствам, которые согласно распределительному балансу перешли к юридическому лицу, образовавшемуся в результате выделения. Если юридических лиц, образовавшихся в результате выделения, два или более, субсидиарную ответственность они несут совместно с юридическим лицом, с которой был осуществлен выдел, солидарно. Если после выделения невозможно точно установить обязанности лица по отдельному обязательству, которое существовало у юридического лица до выделения, юридическое лицо, из которого осуществлено выделение, и юридические лица, созданные в результате выделения, несут солидарную ответственность перед кредитором по такому обязательству.

Статья 110 ГК Украины определяет, что юридическое лицо ликвидируется:

1) по решению ее участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, для которой оно создано, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами;

2) по решению суда о признании судом недействительной государственной регистрации юридического лица через допущенные при ее создании нарушения, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявленная к суду органом, который осуществляет государственную регистрацию, участником юридического лица, а относительно акционерных обществ - также государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Решением суда о ликвидации юридического лица на его участников или орган, уполномоченный учредительными документами принимать решение о ликвидации юридического лица, могут быть возложены обязанности относительно проведения ликвидации юридического лица. Если стоимость имущества юридического лица есть недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо осуществляет все необходимые действия, установленные законом о восстановлении платежеспособности или признание банкротом. Особенности ликвидации банков устанавливаются законом о банках и банковской деятельности.

Статья 111 ГК Украины определяет, что с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей записи о решении учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа относительно ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять все необходимые меры относительно взыскания дебиторской задолженности юридического лица, ликвидируемого, и письменно уведомить каждого из должников о прекращении юридического лица в установленные этим Кодексом сроки. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) заявляет требования и иски о взыскании задолженности с должников юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана уведомить участников юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, о ее участии в других юридических лицах и/или предоставить сведения о созданных им хозяйственных обществах, дочерних предприятиях. Во время проведения мероприятий по ликвидации юридического лица до завершения срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) закрывает счета, открытые в финансовых учреждениях, кроме счета, который используется для расчетов с кредиторами при ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по инвентаризации имущества юридического лица, которое прекращается, а также имущества ее филиалов и представительств, дочерних предприятий, хозяйственных обществ, а также имущества, подтверждающего его корпоративные права в других юридических лицах, выявляет и принимает меры по возврату имущества, находящегося у третьих лиц. В случаях, установленных законом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает проведение независимой оценки имущества юридического лица, которое прекращается. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по закрытию обособленных подразделений юридического лица (филиалов, представительств) и в соответствии с законодательством о труде осуществляет увольнение работников юридического лица, которое прекращается.

Для проведения проверок и определения наличия или отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд, фонды социального страхования ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает своевременное предоставление органам государственной налоговой службы и Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования документов юридического лица (его филиалов, представительств), в том числе первичных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета. До момента утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и представляет органам государственной налоговой службы, Пенсионного фонда и фондов социального страхования отчетность за последний отчетный период. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, включающий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица, в том числе по налогам, сборам, единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и другим средствам, подлежащим уплате в государственный или местный бюджет, Пенсионный фонд Украины, фондов социального страхования, осуществляется в порядке очередности, установленном статьей 112 ГК Украины. В случае недостаточности у юридического лица, которое ликвидируется, денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) организует реализацию имущества юридического лица. До утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и представляет органам государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины и фондов социального страхования отчетность за последний отчетный период. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, обеспечивает его утверждение участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, и обеспечивает представление органам государственной налоговой службы. Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (в том числе по налогам, сборам, единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и другим средствам, подлежащим уплате в государственный или местный бюджет, Пенсионный фонд Украины, фондов социального страхования), передается участникам юридического лица, если иное не установлено учредительными документами юридического лица или законом. Документы, подлежащие обязательному хранению, передаются в установленном законодательством порядке соответствующим архивным учреждениям. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает представление государственному регистратору документов, предусмотренных законом для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в установленный законом срок.

В случае ликвидации платежеспособного юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: 1) в первую очередь удовлетворяются требования относительно возмещения вреда, нанесенного увечьем, другим повреждением здоровья или смертью, и требования кредиторов, обеспеченные залогом или другим способом; 2) во вторую очередь удовлетворяются требования работников, связанные с трудовыми отношениями, требования автора о плате за использование результата его интеллектуальной, творческой деятельности; 3) в третью очередь удовлетворяются требования относительно налогов, сборов (обязательных платежей); 4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования. Требования одной очереди удовлетворяются пропорционально сумме требований, принадлежащих каждому кредитору этой очереди. Очередность удовлетворения требований кредиторов по договорам страхования определяется законом. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор имеет право в течение месяца с даты, когда он узнал или должен был узнать о таком отказе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после всплыву срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества юридического лица, которое ликвидируют, что осталось после удовлетворения требований кредиторов, заявленных своевременно. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор в месячный срок после получения сообщения о полном или частичном отказе в признании его требований не обращался к суду с иском, требования, в удовлетворении которых по решению суда кредитору отказано, а также требования, которые не удовлетворены за отсутствия имущества юридического лица, ликвидируемого, считаются погашенными.

Наши рекомендации