Понятие нематериальных благ, их классификация и способы защиты
Понятие морального вреда
Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
Понятие нематериальных благ, их классификация и способы защиты
Особую группу объектов гражданских прав составляют личные нематериальные блага. Такие объекты можно разделить на две группы:
- личные неимущественные права, не связанные с имущественными;
- личные неимущественные права, связанные с имущественными (например, авторские права).
Особенность первой группы прав связаны с двумя их качествами:
- неразрывной связью с личностью, их носителем;
- отсутствием экономического содержания.
Такие качества личных неимущественных прав, не связанных с имущественными, предполагают невозможность их отчуждения или передачи иным лицам.
Одновременно с понятием «нематериальные блага», которая используется непосредственно в ст. 128 ГК, гражданское законодательство содержит еще такие смежные понятия, как «личные неимущественные права» и «иные нематериальные блага» (ст. 151 ГК).
Примерный перечень нематериальных благ содержится в ст. 151 ГК.
Классификацию нематериальных благ можно проводить по различным основаниям.
В частности, по моменту возникновения эти права условно можно разделить на две группы:
- права, которые приобретаются лицами в силу рождения (создания) – жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, личная неприкосновенность и др.;
- права, которые приобретаются лицами в силу закона – право свободного передвижения, право на имя, право на определение места жительства и др.
По направленности действия такие права можно классифицировать на:
- направленные на индивидуализацию личности их носителя ( право на имя, наименование юридического лица, честь, достоинство, деловую репутацию и пр.);
- направленные на обеспечение личной неприкосновенности самого гражданина (жизнь, здоровье, право на благоприятную окружающую среду, право выбора места жительства и пр.) ;
- направленные на неприкосновенность частной личной жизни ( неприкосновенность жилища, неразлашение сведений о состоянии здоровья, интимной жизни, переписки и пр.).
Особенность осуществления таких прав состоит в том, что законом определяются не пределы их реализации управомоченным лицом, а границы вторжения посторонних в личную сферу. В случае нарушения пределов допускается применение принудительных мер к их восстановлению. А при установлении границ поведения управомоченного и обязанного лица существенное значение приобретают нормы морали.
Например, гражданин имеет право самостоятельно формировать свой внешний облик соответственно своим представлениям о внешнем виде, моде и пр. Другие лица не могут принуждать такого гражданина к изменению его внешнего облика. Это возможно, если внешний вид человека оскорбляет общественную нравственность, явно непристоен и циничен, либо если определенный внешний вид предписан законодательством применительно к определенным ситуациям.
Специфика защиты таких прав связана с их природой. Поскольку сами права не имеют экономического содержания, то и способы защиты также являются специфическими, так как не носят имущественного характера. Например, защита чести, достоинства и деловой репутации осуществляется путем опубликования опровержения в средствах массовой информации.
Понятие морального вреда
Одновременно с применением неимущественного способа защиты, ГК РБ предусматривает возможность истребовать компенсацию морального вреда, т. е. применить способ защиты экономического содержания.
Особенности указанного способа проявляются уже с анализа самой терминологии. В частности, сам термин «компенсация морального вреда» включает в себя одновременно как имущественный компонент - «компенсация», так и личный неимущественный - «моральный вред». Таким образом, речь идет о защите личного неимущественного права имущественным способом защиты.
Вопросы определения понятия морального вреда являются дискуссионными. Так, самостоятельную позицию занимает российский ученый A.M. Эрделевский, который выделяет физические страдания в самостоятельный вид морального вреда. Этот автор предлагает исключить из законодательства термин «физический вред», заменив его термином «телесный вред», понимая под последним любые негативные изменения в телесной сфере человека. Возмещение телесного вреда должно заключаться в компенсации морального и возмещении имущественного вреда. Возмещение телесного вреда должно быть направлено на устранение или ослабление самих телесных дисфункций, в то время как компенсация морального вреда направлена на устранение или сглаживание переживаний, страданий, связанных с причинением телесного вреда. Предлагается заменить термин «моральный вред» на термин «психический вред» и, таким образом, вред как общее понятие подразделялся бы на «имущественный, телесный и психический».
По мнению Н.С. Малеина, моральный вред — нарушение психического благополучия, душевного равновесия личности. Потерпевший испытывает (переживает) унижение, раздражение, гнев, стыд, отчаяние, физическую боль, ущербность, дискомфортное состояние; может быть связь ухудшением отношений на работе, в семье, нарушением карьеры, ограничение в выборе профессии; иногда приводит к нервным заболеваниям и заболеваниям сердечнососудистой системы, онкологическим заболеваниям, суициду.
Другие авторы, в частности Е.В. Мотина, обращают внимание на социальный аспект рассматриваемой проблемы, полагая, что в сознании большинства граждан моральный вред ассоциируется не с фактом претерпевания каких-либо страданий, а с фактом умаления их имущественных прав и благ в результате правонарушения — общественно-опасного вредоносного деяния, противоречащего норме права и нарушающего субъективные права и интересы граждан, юридических лиц, государства.
Возможность применения компенсации морального вреда потерпевшему допускается при наличии предусмотренных законодательством условий. Общие подходы в его применении содержатся в ст. 152 ГК.
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении от 28.12.2000 г. № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» (далее – Постановление № 7) разъяснил, что под моральным вредом следует понимать испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания [17].
Физические страдания - это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина.Нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав граждан и т.п.Для наступления гражданско-правовой ответственности должна быть налицо совокупность предусмотренных гражданским законом предпосылок, которые им же называются юридическими основаниями, юридическими фактами [18, с. 81].
Касаясь порядка применения судами компенсации морального вреда, можно выделить несколько блоков характеристик.
1. Условиями гражданско-правовой ответственности по делам о компенсации морального вреда являются: наличие морального вреда, противоправное деяние причинителя вреда, причинная связь между деянием причинителя вреда и наступившим моральным вредом, а также вина причинителя вреда. При этом в ряде случаев вина, как условие ответственности, выпадает (ст. 969 ГК).
2. Факт наличия морального вреда в соответствии с общим правилом ст. 179 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) должен быть доказан истцом. Если данный факт истцом не доказан, это должно служить основанием для отказа в удовлетворении иска. При этом ч. 1 ст. 152 ГК содержит сразу два момента, существенно влияющих на возможность дальнейшего толкования норм о моральном вреде:
- ссылку на вид субъекта, могущего использовать такой способ защиты – гражданин;
- ссылку на содержание морального вреда - физические или нравственные страдания.
Таким образом, дефиниция морального вреда, содержащаяся в современном белорусском законодательстве, позволяет сделать вывод о возможности распространения такого способа защиты только на гражданина. Однако в этой связи не следует полностью исключать возможность использования указанного института субъектами хозяйствования, поскольку к их числу относятся индивидуальные предприниматели, относящиеся по своему характеру к группе граждан.
Поскольку спецификой нравственных страданий (отлично от физических) является то, что негативные изменения происходят в психике человека, единственным прямым доказательством наличия морального вреда являются показания потерпевшего. В этой связи особого внимания заслуживает внедрение в судопроизводство обязательных психологических экспертиз, проводимых специалистами.
3. Противоправное деяние является одним из оснований наступления гражданско-правовой ответственности. Противоправным является деяние, нарушающее нормы законодательства, а также субъективное право лиц. Противоправность деяний заключается в противоречии нормам объективного права. Применительно к рассматриваемому вопросу противоправное деяние будет являться основанием компенсации морального вреда, если оно нарушает неимущественные блага, либо нарушает имущественные права гражданина в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Термин «деяние» включает в себя действие и бездействие. Моральный вред может быть причинен как в результате противоправного действия, так и бездействия. Например, в результате разбойного нападения гражданину были причинены телесные повреждения, он претерпел также и моральный вред (противоправное действие); в результате бездействия спасателей утонул ребенок, родителям которого в результате произошедшего причинен и моральный вред (противоправное бездействие).
Моральный вред подлежит компенсации во всех случаях, когда он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу акта законодательства иные нематериальные блага.В Постановлении № 7 сказано, что если компенсация морального вреда предусмотрена нормами ГК, регулирующими отдельные виды отношений (ст.ст.153, 968-970), а также нормами Трудового (ст.246), Уголовного (ст.44) кодексов или других актов законодательства, то моральный вред компенсируется в порядке и на условиях, предусмотренных этими нормами или актами законодательства. Однако если вытекающее из этих отношений требование о защите нематериального блага основано на общих нормах ГК, то применяются правила ответственности, установленные ст.152 ГК.Так, Трудовой кодекс Республики Беларусь указывает на конкретное основание возмещения морального вреда: наниматель обязан возместить потерпевшему, получившему трудовое увечье, моральный вред (физические и нравственные страдания).
Если же моральный вред причинен в связи с нарушением имущественных прав, он подлежит возмещению лишь тогда, когда это предусмотрено законодательством, регулирующим порядок восстановления нарушенного материального блага (имущественного права).4. Согласно действующему законодательству обязанность по компенсации морального вреда возникает при отсутствии между сторонами договорных отношений, поскольку в данном случае имеет место деликтная, а не договорная ответственность. Ненадлежащее исполнение договорных обязательств также может причинить моральный вред гражданину. Однако в настоящее время по общему правилу возмещению такой вред не подлежит.
Вместе с тем нормы Закона Республики Беларусь от 9.01.02 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон 2002г.) предполагают возможность применения института компенсации морального вреда при наличии договорных отношений, но именно таких, которые подпадают под действие данного закона.
К их числу можно отнести договоры розничной купли-продажи, аренды (включая прокат), найма жилого помещения, подряда (в том числе на техническое обслуживание жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности), страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки граждан, их багажа и грузов, из договоров на оказание банковских услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, бытовых нужд граждан (предоставление им кредитов, открытие и ведение счетов, осуществление по их поручению безналичных расчетов, перечислений, услуг по приему и хранению денежных средств, ценных бумаг и других ценностей, а также документов), из договоров возмездного оказания услуг (глава 39 ГК) и иных подобных договоров.
5. Причинная связь между действием (бездействием) причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями для потерпевшего есть не что иное, как объективная, конкретная взаимосвязь двух явлений, одно из которых (причина) вызывает другое (следствие). Для возложения ответственности необходимо, чтобы наступивший вред находился в причинно-следственной связи с поведением причинителя вреда, являлся бы логическим и объективным его результатом. Установление причинной связи между поведением причинителя вреда и вредом требует полного и объективного выяснения всех обстоятельств, при которых наступил вред.
Наличие прямой причинно-следственной связи — самое слабое место в позиции истцов. С трудом можно предположить, что кто-либо может уверенно заявить, что депрессия истца вызвана только его незаконным увольнение, а не ссорами в семье, проблемами детей и т.д.
6. Для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда по общему правилу необходимо установление вины в действиях правонарушителя. Под виной принято понимать психическое отношение лица к своему противоправному деянию и его последствиям. Если первые три условия: вред, противоправное деяние и причинная связь между ними — относятся к числу объективных условий, то вина — субъективный элемент правонарушения. Виновными в причинении мольного вреда могут быть гражданин, юридическое лицо, Республика Беларусь, ее адинистративно-территориальные единицы. При этом в вину юридическому лицу вменяется виновное поведение любого его работника, если оно связано с исполнением своих трудовых или служебных обязанностей. Так, в соответствии с Законом 2002 г. компенсация морального вреда допускается лишь при установлении вины лица, осуществляющего коммерческую деятельность (т.е. – субъекта хозяйствования). При этом не производится разграничение по видам субъектов ответственности: имеет значение как вина индивидуального предпринимателя, так и вина коммерческого юридического лица.
7. В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК исковая давность не распространяется на требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. Таким образом, если моральный вред причинен личным неимущественным правам, то сроки исковой давности не применяются, а если вытекает из имущественных правоотношений, то оснований для ее неприменения не имеется.