Финансовая и Военная реформы. Реформа полиции и другие
преобразования, осуществившиеся в ходе Великих реформ в России
Проведенные реформы являлись составными частями Великих реформ 60-70-х гг. XIX в., в которые входили кроме Крестьянской, Судебной, Земской, Городской реформ, Финансовая, Военная реформы, реформы полиции, в сфере народного образования, цензуры. Это был комплекс преобразований, обусловленный необходимостью выхода российского государства из нарастающего цивилизационного кризиса.
Финансовая система, игравшая существенную роль в проведении преобразований, подверглась реформированию. Так, в связи с подготовкой и проведением Великих реформ, в первую очередь крестьянской реформы был учрежден в 1860 г. Государственный банк, который сыграл определяющую роль в централизации финансового дела Он заменил собой прежние кредитные учреждения – земский и коммерческий банки, сохранную казну и приказы общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов по государственному бюджету стал министр финансов. С этого времени начали публиковать для всеобщего ознакомления роспись доходов и расходов.
Был введен единый государственный бюджет. Министерство финансов распределяло ассигнования в соответствии со статьями бюджета, проходившего через Государственный совет под надзором Государственного контроля, который в 1864 г. был реформирован. Во всех губерниях учреждались отделения Государственного контроля – контрольные палаты, независимые от губернаторов и других ведомств. Контрольные палаты ежемесячно проверяли доходы и расходы всех местных учреждений. С 1868 года стали публиковаться годичные отчеты государственного контролера, стоявшего во главе Государственного контроля.
Отменялась практика отдачи на откуп частным лицам сбора с населения косвенных налогов на соль, табак, вино и пр., так как большая часть налогов шла не в казну, а в карманы откупщиков. С 1 января 1863 года продажа вина объявлялась свободной, но облагалась особым акцизным сбором, взимаемым государственными акцизными учреждениями.
Сохранялась старая, введенная еще Петром 1, подушная подать (отменена в 80-90-е гг. Х1Х в.). для крестьян, мещан, ремесленников. Вместе с оброчными и выкупными платежами в 60-70 годы она составляла 25 % государственных доходов, но основную часть этих доходов, более 50 %, составляли косвенные налоги, которые неизбежно уплачивали все сословия. Более 50% расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35 % - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и прочее. Расходы на образование, здравоохранение, призрение составляли менее 10 % государственного бюджета.
В связи с подготовкой и проведением крестьянской реформы активно функционировал созданный еще в 1754 г. банк для дворянства. В последствии он был преобразован Государственный дворянский банк земельный банк (1885 г. ), а в 1882 г.был создан Крестьянский поземельный банк, которые находились в ведении Министерства финансов.
В ряду Великих реформ важное место заняли преобразование в военной области. Реформирование вооруженных сил было вызвано поражением в Крымской войне и необходимостью наращивания военной мощи в связи с имперской колониальной политикой российского самодержавия, что вполне соответствовало развитию России по пути индустриальной цивилизации. Армия и флот должны были соответствовать задачам, поставленным временем.
В 1861 году новый военный министр Д.А. Милютин добился сокращения срока солдатской службы с 25 до 16 лет. В армии отменялись телесные наказания. В1864 году было образовано 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным военному министерству. В 1867 году в ведение военного министерства передавались артиллерия, гвардия, инженерные войска, действующая армия во время военных действий и военно-учебные заведения, ранее имевшие свои управления. Тем самым достигалась централизация военного управления.
В том же году был принят новый военно-судебный устав, построенный на началах судебной реформы 1864 года. Вводились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался главный полевой военный суд.
В 1865 г. вышло «Положение для Генерального штаба», дававшее право причисленным к нему офицерам занимать должности, не только относящиеся по штабу к Генеральному штабу. По Положению устанавливалось правило: прежде чем получить назначение командиром полка, необходимо не менее года командовать отдельными частями. Это, с одной стороны, приближало к войскам, с другой – давало более широкую возможность продвижения по службе. Также предъявлялись повышенные требования к подготовке офицеров Генерального штаба. Д. А. Милютин (один из авторов реформы) добился уравнения в чинах между гвардейскими и армейскими офицерами, причисленными к Генеральному штабу. После некоторых раздумий Александр II утвердил представление военного министра о том, чтобы все офицеры Генерального штаба, при каких бы войсках они ни состояли, имели одну общую линию производства, одинаковую градацию чинов и носили одинаковый мундир. Такие меры подняли значение офицера Генерального штаба, увеличилось количество желающих служить в нем, а армия в свою очередь получила высокообразованных офицеров в области военного дела
В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. Учреждались военные гимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин к средней школе. Для специальной подготовки военных инженеров, артиллеристов, кавалеристов были созданы юнкерские училища.
В 1868 г. было разработано новое «Положение о полевом управлении войск в военное время», которое уточняло функции главнокомандующего и освобождавшее его от руководства второстепенными административными вопросами. Однако в нем оказался недостаточно разработан вопрос об устройстве тыла армии, что отрицательно сказалось во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Реорганизация центрального военного управления закончилась в 1869 году. В том же году было издано «Положение о Военном министре», определившие его новую структуру. Отдельные департаменты министерства преобразовались в семь главных управлений – интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-учебных заведений, военно-медицинское, военно-судное и иррегулярных войск. Каждое управление ведало той или иной отраслью.
Рост железнодорожного строительства в конце 60-х – начале 70-х годов Х1Х века создал необходимые условия для перехода к всеобщей воинской повинности. Новый воинский устав был утвержден царем 1874 году. По этому закону воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, для флота – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет – для окончивших начальную школу, до трех лет – городскую школу, до полутора лет – гимназию и до полугода – для имевших высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно, то указанные сроки службы сокращались вдвое. Находившихся на службе солдат обучали грамоте.
Отслужившие сроки действительной службы и в запасе зачислялись в ополчение, в котором пребывали до 40-летнего возраста. Для армии мирного времени необходимый контингент призываемых на действительную службу был значительно меньше общего числа призывников. Так, в 1874 году из 725 тысяч человек, подлежащих призыву, было призвано 150 тысяч человек, в 1900 году из 1 150 тысяч – 315 тысяч человек. Иными словами, из числа лиц призывного возраста на действительную службу набиралось 25-30 процентов.
От действительной службы освобождались в первую очередь лица, имевшие льготы по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, а также те призывники, у которых в семье старший брат отбывает или отбыл срок действительной службы. Около 15-20 % призывников освобождались от службы по физической непригодности. Остальные годные к службе призывники и не имевшие льгот тянули жребий. Все годные к службе, на которых не пал жребий и получившие льготы, сразу зачислялись в запас, а по истечении 15 лет – в ополчение. Давались и отсрочки от действительной службы на 2 года по имущественному положению.
Существенные изменения происходили в вооружении армии. Гладкоствольное оружие заменялось нарезным и скорострельным. На вооружение поступила винтовка. Началась строительство парового флота.
Среди силовых структур в условиях современной цивилизации должное место занимают органы охраны общественного порядка. И хотя в ходе Крестьянской реформы 1861 г. община, осуществляющая социальный контроль, не была разрушена, необходимость дальнейшего совершенствования деятельности полиции была требованием времени
В 1862 г. были изданы «Временные правила об устройстве полиции», предусматривавшие создание единой полицейской систем, объединившуюгородскую и уездную полицию. Новая структура - уездное управление возглавлялось исправником из местных дворян. Согласно Временным правилам в уездах создавались уездные полицейские управления, в которые входили городничий со своей канцелярией, представлявшие уездный город, и земский исправник с земским судом, представлявшие уезд.
Уезды делились на станы во главе со становым приставом. В помощь уму в последствии были введены должности полицейских урядников.
В городах управы благочиния были упразднены. В составе канцелярии градоначальника, заменившей управы благочиния, создавались сыскные и охранные отделения. Полиции поручалось проведение дознания, материалы которого передавала следователю, а тот – прокурору.
В губернских городах руководство полицией осуществлял полицмейстер. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору.
Вершину полицейской пирамиды представлял министр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880 г. в единую полицейскую систему губернские жандармские управления.
Меры пресечения, которые применяла полиция, включали: отбирание вида на жительство, установление надзора, взятие залога, передача на поруки, домашний арест, взятие под стражу.
По мнению профессора И.А. Исаева «органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальную репрессивную власть в центре и на местах».
Великие реформы потребовали для осуществления составляющих их преобразований нового уровня грамотности, образованности населения России. Для этого необходимо было реформировать сферу народного образования.
Реформы в области образования затронули все ступени образования от начального до высшего. Подготовка реформ начального и среднего образования началась в 1861 году и продолжалась три года. 14 июня 1864 г. было издано «Положение о начальных народных училищах». Оно разрешало открывать и содержать начальные школы, как общественным учреждениям, так и частным лицам, но ставило эти учебные заведения под контроль уездных и губернских училищных советов, в состав которых входили директора училищ, представители от земств, местной администрации и духовенства.
В программу начальных училищ входило преподавание чтения, письма, закона божьего, четырех действий арифметики и церковного пения.
В пореформенной России существовало три типа начальных школ: учрежденные Министерством народного просвещения (министерские), земствами (земские), церковноприходские.
10 ноября 1862 г. был утвержден Устав женских гимназий, по которому учреждались семилетние гимназии для девушек с более сокращенной, по сравнению с мужскими гимназиями, программой преподавания общеобразовательных дисциплин.
В 1964 г. были учреждены реальные гимназии, с 1872 г. они были преобразованы в реальные училища. Был подготовлен и издан 19 ноября 1864 г. новый Устав гимназий. Среднее образование становилось всесословным. До этого гимназическое образование имело гуманитарно-классическое направление. Реальное образование, как и классическое составляло семилетний курс обучения. В классических гимназиях в основу было положено преподавание древних («классических») языков – латинского и греческого. В реальных гимназиях взамен древних языков увеличивался объем преподавания математики и естествознания. Окончившие классические гимназии получали право поступать в университеты без экзаменов. Для окончивших реальные гимназии, доступ в университеты был затруднен. Они могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения.
К концу 60-х гг. в гимназиях Российской империи обучалось 24 тысячи человек, в том числе 20,8 тысяч – в классических и 3,3 тысячи – в реальных. К началу 80-х гг. численность учащихся в классических гимназиях возросла до 39 тысяч человек, а в реальных – до 12,5 тысяч.
Реформы коснулись и учреждений высшей школы. Разработанный специальной комиссией проект Университетского устава был утвержден Александром II 18 июня 1863 г. и получил силу закона. По этому Уставу университеты получали довольно широкую автономию. Совет университета имел право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы: присуждать ученые степени и звания, распределять государственные средства по факультетам, разделять сами факультеты на отделения, заменять одни кафедры другими, отправлять молодых ученых для стажировки за границу.
Руководство деятельностью факультетов принадлежало факультетским советам. Устав предусматривал выборность ректора, проректоров, деканов и профессоров с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения. Однако женщины в университеты не допускались.
Действие университетского Устава распространялось на 6 университетов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Киевский и на открытый в 1862 г. в Одессе Новороссийский университет. Дерптский и Гельсингфорский университеты имели свои Уставы. Устав 1863 г. разрешал иметь университетам пять факультетов: физико-математический, медицинский, юридический, историко-филологический и факультет восточных языков. В действительности в каждом университете было не более четырех факультетов. Восточный факультет существовал только в Петербургском университете, но в нем не было медицинского. Новороссийский университет имел всего три факультета – физико-математический, юридический, историко-филологический.
К концу XIX в. число университетов в России достигло 10: в 1869 году был открыт Варшавский, а в 1888 году в Томске – Сибирский. Численность студентов возросла с 5,5 тысяч в 1860 году до 16,5 тысяч в 1899 году. Более половины этого числа студентов приходилось на Московский и Петербургский университеты.
Россия нуждалась в образованных знающих профессионально подготовленных людях и реформа в сфере образования способствовала решению этой задачи.
С реформой образования тесно связана реформа цензуры. В соответствии с Высочайше утвержденным 6 апреля 1865 г. мнением Государственного совета «О некоторых переменах и дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях», получившим в последствии название «Временные правила по цензуре», отменялась предварительная цензура столичных периодических изданий, всех изданий академий, университетов, научных обществ и книг по объему 10 печатных листов. Освобождение печатного слова от цензуры было важным шагом к развитию демократических начал в российском обществе и государстве.
Таким образом, Великие реформы, включая в себя целый комплекс преобразований российского общества и государства, несмотря на определенные недостатки, помогли сделать серьезные шаги по пути разрешения обостряющегося цивилизационного кризиса. Однако, не осуществив преобразования сущности государственной власти, не реформировав самодержаие, Россия не смогла завершить Великие реформы, что стало причиной новых глобальных потрясений, которые пережило государство российское в начале ХХ в.
Вопросы для закрепления материала лекции
1. Какое место заняли земства в системе местного управления в России?
2. Какова структура земских учреждений, созданных в ходе Земской реформы 1864 г.?
3. Какие принципы были заложены в земскую избирательную систему?
4. В чем состояли функции земств по «Положению о губернских и уездных земских управлениям 1864 г.?
5. Как происходила выработка «Городового положения» 1870 г.?
6. Какие функции возлагались на органы городского самоуправления?
7. Какова структура городских органов самоуправления?
8. Какие еще преобразования были осуществлены в ходе Великих реформ в России?
9. Каковы причины проведения финансовой и военной реформ, реформ полиции, в сфере народного образования и др.?
10. Какие нормативные правовые акты составили реформирование в военной сфере? Каково их содержание?
11. В чем суть изменений в структуре полиции по «Временным правилам об устройстве полиции» (1862 г.)?
12. Какие преобразования в сфере народного образования были осуществлены в ходе Великих реформ в России?