Суды субъектов РФ: мировые судьи, конституционные (уставные) суды.
Мировые судьи входят в единую судебную систему РФ. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и непосредственно действуют в самих субъектах. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.
Мировые судьи назначаются на должность законодательным или представительным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Мировые судьи назначаются либо избираются на должность сроком не более 5 лет, но более конкретный срок устанавливается соответствующим законом субъекта РФ. Для мировых судей, которые назначаются на должность впервые, устанавливается срок полномочий 3 года, если повторно – срок устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет.
На должность мирового судьи могут быть назначены или избраны граждане РФ, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5лет, соответствие нравственным требованиям. Не могут быть назначены на должность мирового судьи лица, которые страдают заболеваниями, перечень которых утверждается решением Совета судей РФ.
Судопроизводство и делопроизводство, мировые судьи ведут на государственном языке РФ или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий судебный участок. Мировые судьи рассматривают в пределах своей компетенции уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. Мировые судьи при осуществления ими правосудия выступают только в качестве суда первой инстанции, рассматривающего дело по существу, а также могут рассматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Все категории дел рассматриваются единолично. В соответствии с территориальным признаком мировому судье будут подсудны те дела, которые совершены на территории судебного участка, в котором осуществляет правосудие мировой судья.
Мировой судья рассматривает те дела, которые подсудны ему в силу закона. Так, по уголовным делам мировым судьям подсудны дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 года лишения свободы. Мировой судья рассматривает и гражданский иск в уголовном деле, но только в случае, если данное уголовное дело подсудно мировому судье и гражданский иск был предъявлен. При рассмотрении гражданских категорий дел мировому судье подсудны:
- дела о выдаче судебного приказа;
- дела о расторжении брака, если м/ду супругами отсутствует спор о детях;
- дела о разделе м/ду супругами совместно нажитого имущества;
- иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
- дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом;
- дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
- дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и др. недвижимым имуществом. Мировому судье будут подсудны и дела, связанные с устранением препятствий в пользовании строения и другой недвижимостью.
К делам об административных правонарушениях относятся те дела, которые не подсудны мировым судьям, за которые возможно наказание в виду выдворения за пределы РФ или если производство по данному административному делу осуществляется в форме административного расследования.
Надзор за деятельностью мировых судей осуществляет районный (межмуниципальный) суд.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ являются частью судебной системы России. Как и конституционный суд, он не возглавляет какую-либо подсистему судов (и не подчиняется им) и решают вопросы только правового характера.
Практика определения срока полномочий избранных судей разнообразна. В одних случаях устанавливается или максимальный период пребывания в должности (от 4до 15 лет), в других устанавливается только предельный возраст избранного судьей конституционного (уставного) суда. Количественный состав определяется индивидуально законодательством субъекта. В различных субъектах количество судей неодинаково и находится в пределе от 3 до 7 человек.
Конституционным (уставным) судам подведомственны вопросы определения соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов гос. власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ, а также вопросы толкования конституции (устава) субъекта РФ.
Законодательством субъектов РФ конституционные (уставные) суды могут быть наделены дополнительными полномочиями, если они соответствуют юридической природе и предназначению указанных судов в качестве судебных органов.
Кроме того, в компетенцию рассматриваемых судов входит вынесение решений по жалобам граждан на нарушение их прав и свобод, предусмотренных основным законом субъекта (хотя данное полномочие отсутствует в Законе о судебной системе РФ). Процедура рассмотрения обращений в конституционных (уставных) судах в большинстве своем совпадает с процедурой рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ.
Судьей конституционного (уставного) суда субъекта РФ и мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
32.Районный суд: порядок образования, состав, полномочия.
Районный суд является основным звеном судов общей юрисдикции. Районные суды образуются по принципу максимального обеспечения возможности для граждан обращаться в суд по месту жительства на основании федерального закона. Состав суда: 1. Односоставный (как правило один судья, в небольших районах); 2. Многосоставный – это председатель, заместитель суда, профессиональные судьи, аппарат суда (помощник председателя суда, помощники судей, администратор районного суда, консультант, главный специалист, ведущий специалист, специалисты 1-ой или 2-ой категории, специалист, секретари судебных заседаний, архивариус, начальник канцелярии и делопроизводители).
Районный суд состоит из судей и народных заседателей. В большинстве районных судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда. Все судьи и народные заседатели независимы, подчиняются только закону. Народные заседатели, участвуя в рассмотрении дела, пользуются всеми правами профессионального судьи.
Судьи районных судов назначаются на должность Президентом РФ. Районные судьи обладают правом неприкосновенности, которое распространяется и на их жилища, служебные помещения, транспортные средства, имущество. Председатель суда организует прием граждан судьями, причем как в утренние, так и в вечерние часы. Кроме того, председатель сам ведет прием граждан.
Как правило, дела распределяются по предметному или функциональному признаку. В соответствии с этим один судья специализируется на рассмотрении уголовных дел, другой - гражданских, третий - административных. Возможна и специализация судей по категориям дел, например по делам о преступлениях несовершеннолетних.
Для четкой, правильной организации работы необходим вспомогательный аппарат суда, которым также руководит председатель. Он состоит из консультантов, судебных исполнителей, секретарей канцелярий, секретарей, судебных заседаний, делопроизводителей.
В районном суде имеются две канцелярии: по уголовным и гражданским делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, находящихся в производстве суда. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями. Для хранения рассмотренных дел организуется архив. Секретари судебных заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола судебного заседания, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секретари судебных заседаний обеспечивают и проверяют перед началом судебного заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых, потерпевших.
Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.
При районных судах состоят судебные приставы, которыми назначаются на эту должность органами юстиции: министерствами юстиции республик, управлениями (отделами) юстиции краев, областей. Их количество может колебаться от одного до десяти-двенадцати человек и зависит от объема выполняемой работы. Судебный пристав является должностным лицом, осуществляющим исполнение решений, постановлений и определений судов по гражданским делам, а также приговоров по уголовным делам и постановлений по административным делам в части имущественных взысканий. В соответствии с законом судебный пристав действует на основании судебного решения, выданного ему судьей. Требования судебного пристава по исполнению судебных решений обязательны для всех учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. В случае оказания сопротивления судебному приставу он составляет акт об этом и для устранения препятствий обращается к органам власти, которые обязаны оказать ему содействие. Акт предоставляется судье для привлечения к ответственности лиц, оказавших судебному приставу сопротивление. Судебный пристав вправе применять принудительные меры для исполнения судебного решения: налагать арест на имущество; организовывать его продажу; изымать определенные предметы, указанные в решении суда.
Полномочия районного суда:
1. Рассматривание уголовных, гражданских и административных дел по первой инстанции (рассматриваются судом единолично)
2. Повторное рассмотрение обжалованных дел, рассмотренных мировым судьей, не вступившие в законную силу (апелляционная инстанция);
3. Вынесение решений, допускающих ограничений важнейших конституционных прав граждан при производстве отдельных процессуальных действий на досудебной стадии (постановление на обыск, прослушивание телефонных переговоров, на заключение под стражу, продление сроков задержания)
4. Рассмотрение жалоб на действия либо бездействия и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя
5. Деятельность по обеспечению исполнения вынесенных или приговоров и иных судебных решений (напр.: дела об условно-досрочном освобождении, об освобождении от отбывания наказания, о снятии судимости и т.д.)
6. Изучение и обобщение судебной практики и анализ судебной статистики