Понятие и система принципов земельного права.
Понятие земельного права
Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.
Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.
Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.
Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.
Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части.Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.
В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.
В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.
В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.
Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.
Под земельным правом как наукойпонимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.
Под земельным правом как учебной дисциплинойпонимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.
Существуют различные точки зрения на предмет земельного права. Одна группа авторов, в частности Жариков, определяет предмет через перечисление отдельных видов отношений, оставляя денный перечень открытым. Вторая группа авторов (Крастелев, Краснова) определяют предмет как волевые общественные отношения, возникающие по поводу земли, которые возможно и должно регулировать правовыми нормами. Третья группа авторов, авторы которых ссылаются на легальное определение земельных отношений, ст. 3 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК) определяет предмет как общественные отношения, возникающие в сфере охраны и использования земель. Четвертая группа авторов устанавливает предмет через определение конкретных видов общественных отношений. Ерофеев говорит, что предмет – это отношения по владению, пользованию и распоряжению земельных участков и управлению земельной сферой.
Таким образом, предмет земельного права – это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в сфере использования, управления, охраны земель, урегулированные нормами земельного права.
Земля и земельные участки может рассматриваться в различных аспектах:
1. это часть окружающей природной среды, существующей независимо от воли и сознания человека;
2. это основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории (в соответствии со ст. 9 Конституции);
3. это объект хозяйствования, средство производства (в этом аспекте земля рассматривается, когда используется плодородие земли);
4. это объект собственности, объект недвижимости;
5. это пространственный предел распространения политической власти государства;
6. это территориальная основа для размещения иных объектов, в том числе объектов недвижимости.
Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, - земельные отношения. Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования во многом определяется их объектом - землей, являющейся и природным объектом, и природным ресурсом, и главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом иной деятельности. Особенности земли порождают и специфику земельных правоотношений.
Земля как природный объект находится в органической связи с другими природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром, что обусловливает тесную связь земельных отношений с другими общественными отношениями - по поводу использования и охраны иных природных ресурсов в целом и каждого из них в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие органической связи земельного права с другими природоресурсными отраслями - водным, лесным, горным и др., а также с экологическим правом.
Характерными особенностями земли как единственного, неповторимого и ни с чем не сравнимого природного объекта являются ее пространственная ограниченность, неперемещаемость, незаменимость, а также способность при рациональном ее использовании к увеличению ее бесценного качества - плодородия, что имеет первостепенное значение для сельского и лесного хозяйства и для общества в целом. Особенности земли как уникального природного объекта оказывают определяющее влияние и на складывающиеся но поводу нее правовые и иные отношения. Земля и другие природные ресурсы, как это определено Конституцией Российской Федерации, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).
Предмет и метод должны обладать определенным единством и общностью. Отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на эффективности правового регулирования.
В земельном праве используются оба метода регулирования общественных отношений – как императивный (или административно-правовой), так и диспозитивный (или гражданско-правовой). Например, в области управления земельными ресурсами значительное число земельных отношений (управленческих отношений) основано на неравенстве его участников: управомоченный орган государственной власти или местного самоуправления – обязанный собственник (землевладелец, землепользователь, арендатор), т.е. используется императивный метод.
В то же время, в сфере регулирования отношений между собственниками земельных участков доминирует диспозитивный метод, поскольку все собственники земли, использующие землю в тех или иных целях, равны между собой, вправе распоряжаться своими земельными участками: продать их, подарить, сдать в аренду и т.д.
По мнению Р.К. Гусева, для земельного права последних лет характерным стал способ (метод) экологизации, выражающийся в постоянно возрастающем влиянии экологии и закреплении требований по улучшению экологической обстановки, стимулированию природоохранных технологий, а также в провозглашении экологических принципов использования земель, их защиты от негативных последствий антропогенной, техногенной и иной деятельности[1].
Специфическими методами регулирования земельных отношенийтакже являются:
· Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.
· Метод договорного регулирования земельных отношений.
Земельная реформа
Существовавший в бывшем СССР земельный строй начал формироваться сразу после Октябрьской революции 1917 г., когда был принят Декрет о земле, и окончательно сложился к середине 30-х годов, после коллективизации сельского хозяйства.
Наиболее характерной чертой этого строя было то, что единым и единственным собственником всей земли, составляющей территорию страны в пределах ее границ, было государство. Земля не могла принадлежать никому, кроме государства. Всем, кому она требовалась, она предоставлялась только в пользование. Значительные по площади и ценности участки предоставлялись землепользователям только высшими государственными органами (Советом Министров союзной республики), поскольку считалось, что это обеспечивает охрану и рациональное использование земельных ресурсов. В пользование земля предоставлялась бессрочно и бесплатно.
Основными землепользователями в сельском хозяйстве были колхозы, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия. Гражданам эти земли предоставлялись в пользование только для ведения личного подсобного хозяйства без применения наемного труда. Существовало право вторичного землепользования: колхозы и совхозы предоставляли в пользование своим работникам приусадебные участки. Закон обязывал всех землепользователей использовать землю рационально и в соответствии с ее предназначением. Правовой основой земельного строя служили Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, земельные кодексы союзных республик и другие законы.
Эта система земельных отношений не обеспечивала эффективное и рациональное использование земли в сельском (хозяйстве и других отраслях. Несмотря на строгий государственный контроль, ценные земли разбазаривались, эрозия охватила миллионы гектаров. Крестьяне были фактически отчуждены от земли, что не могло не сказаться крайне отрицательно на развитии сельского хозяйства. Экологическое состояние значительных территорий неуклонно ухудшалось. Все это, в конечном счете, привело к необходимости осуществления радикальной земельной реформы в стране, начавшейся в России в 1990 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Закон «О земельной реформе», а Правительство утвердило Республиканскую программу ее проведения.
Земельная реформа — это законодательно оформленное радикальное переустройство земельного строя и земельных отношений, связанное с преобразованием форм собственности на землю, передачей земли от одних собственников и пользователей другим и соответствующим изменением форм территориального устройства в стране.
Таким образом, земельная реформа — это регулируемый и находящийся под контролем государства процесс перехода к новому земельному строю, представляющий собой концентрированное выражение его земельной политики. Реформа предполагает осуществление совокупности правовых, экономических, технических и организационных мер, обеспечивающих сравнительно быстрый и безболезненный переход к новым, формам собственности на землю, землевладения и землепользования.
Чтобы обеспечить рост производства сельскохозяйственной продукции, повышение плодородия почв, необходимо задействовать экономические интересы производителей; поэтому основой земельной политики должен стать эффективный экономический механизм регулирования земельных отношений. Он должен быть связан с соответствующими правовыми и организационными мерами и вписываться в общую социально-экономическую политику государства.
Экономический механизм земельной реформы базируется на следующих основных положениях:
- обязательный учет действия объективных экономических законов и процессов, происходящих в обществе;
- сочетание экономических интересов государства, отдельных
- предприятий и граждан;
- экономическая защита сельскохозяйственного землевладения и землепользования, а также защита земель от деградации;
- приоритет природоохранных целей над производственными;
- экономическое стимулирование рационального землепользования;
- экономическая эффективность всех осуществляемых мероприятий.
Денежные средства, необходимые для осуществления земельной реформы, формируются за счет следующих поступлений:
- платы за землю (земельного налога и арендной платы);
- компенсационных платежей за сельскохозяйственные угодья, изымаемые для несельскохозяйственных целей;
- отчислений от продажи земли и иной недвижимости;
- отчислений, связанных с регистрацией землевладений и землепользований;
- целевых государственных дотаций и отчислений от прибыли предприятий, направляемых на осуществление земельной политики, организацию рационального использования и охрану земли;
- других источников (пени, штрафы, международная помощь и так далее).
Введение платы за землю, несмотря на несовершенство существующих ее механизмов, уже позволило подключить экономические интересы землепользователей и ускорить осуществление земельной реформы по всем направлениям.
Земельная политика государства может осуществляться органами исполнительной и законодательной власти, судебными, финансовыми, банковскими органами, различными комитетами. Однако к связи с наличием у них множества других функций, связанных с реализацией внешней и внутренней политики в области экономики и социальной жизни, возникает объективная потребность в создании специальных органов, занимающихся в первую очередь вопросами земельной политики. Цель их деятельности — обеспечить определенный порядок в использовании земель, охранять и закреплять право собственности на землю, облегчать переход права собственности от одного лица (учреждения, организации) к другому; при необходимости определять порядок налогообложения земель и изъятия земельной ренты; организовывать хозяйственно целесообразное использование земли. Поэтому на эти органы обычно возлагаются задачи ведения земельного кадастра, предоставления и изъятия земель, разрешение земельных споров, внутрихозяйственной организации территории, планирования и контроля за использованием земель и осуществлением земельного законодательства.
С точки зрения государства, и права, землеустройство представляет собой деятельность государственных органов по техническому и юридическому оформлению земельных отношений, установлению, обеспечению и охране прав землепользования (землевладения), целенаправленному регулированию использования земли. Другими словами, землеустройство — это установленная законом процедура, направленная на осуществление земельной политики государства. Поэтому в известной мере оно выступает в качестве орудия (системы мер), посредством которого государство регулирует земельные отношения в своих интересах.
Государственный характер землеустройства определяет соответствующий землеустроительный процесс и землеустроительное делопроизводство, имеющие юридическую, техническую и экономическую стороны. Юридическая сторона этого процесса определяет порядок возбуждения, исполнения, утверждения и движения землеустроительного дела; техническая сторона — порядок составления, оформления, выдачи и содержание документов; экономическая — содержание и обоснование проекта, организацию и технологию землеустроительных работ, их финансирование, стоимость и так далее.
Земельная политика государства реализуется наиболее эффективно, когда специиально уполномоченные органы органы находятся в составе и действуют совместно с органами государственного управления или же наделены от имени государства соответствующими правами. Этим объясняется тот факт, что в ряде случаев стандартных правовых, экономических и организационных мер, осуществляемых этими органами, оказывается недостаточно и государство берет в свои руки непосредственное распоряжение земельным фондом, осуществляя аграрные преобразования, земельные реформы, национализацию. Так, при переходе от феодализма к капитализму в ряде стран с помощью землеустройства проводилась политика обезземеливания мелких производителей. Например, в Англии в процессе огораживания (XV—XVII вв.) земли, с которых насильственно сгонялись крестьяне, разбивались на крупные земельные владения для ведения капиталистического сельского хозяйства. В Германии в XVI—XVIII вв. с помощью землеустройства укреплялось помещичье землевладение; крестьянам оставлялись лишь небольшие участки. Во многом аналогичным образом действовало и правительстве России во время реформ 1861 и 1906 гг.
Основная тяжесть работ по реализации земельной политики государства ложится на специально уполномоченные государственные органы, имеющие соответствующую структуру, материально-техническое обеспечение и квалифицированные кадры, способные юридически грамотно, технически правильно и экономически обоснованно решать назревшие проблемы земельной реформы. В то же время с возникновением принципиально новых задач их структура и полномочия нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании.
Основные признаки проведения реформы:
1) отмена монополии государственной собственности на землю, этот принцип реализован на основе ст. 9 и 36 Конституции РФ, в которой земля может находиться в государственной и муниципальной собственности;
2) введение рыночных отношений в области землепользования, земля стала предметом купле – продажи, как и все объекты недвижимости;
3) введение платы за землю;
4) децентрализация управления земельным фондом страны – разделение земель по уровням собственности, управление землями федеральной собственности осуществляется правительством, краевой собственности – администрацией края, землями муниципальной и частной собственности – органами МСУ.
Тема 2. Земельные правоотношения.
Понятие и виды земельных правоотношений.
Содержание земельных правоотношений.
Содержание земельных правоотношений - корреспондирующие права и обязанности их участников (совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права). В настоящее время с введением института частной собственности на землю и платного землепользования земельные отношения приобрели новое содержание, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.
Понятие земельного права
Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.
Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.
Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.
Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.
Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части.Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.
В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.
В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.
В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.
Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.
Под земельным правом как наукойпонимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.
Под земельным правом как учебной дисциплинойпонимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.
Существуют различные точки зрения на предмет земельного права. Одна группа авторов, в частности Жариков, определяет предмет через перечисление отдельных видов отношений, оставляя денный перечень открытым. Вторая группа авторов (Крастелев, Краснова) определяют предмет как волевые общественные отношения, возникающие по поводу земли, которые возможно и должно регулировать правовыми нормами. Третья группа авторов, авторы которых ссылаются на легальное определение земельных отношений, ст. 3 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК) определяет предмет как общественные отношения, возникающие в сфере охраны и использования земель. Четвертая группа авторов устанавливает предмет через определение конкретных видов общественных отношений. Ерофеев говорит, что предмет – это отношения по владению, пользованию и распоряжению земельных участков и управлению земельной сферой.
Таким образом, предмет земельного права – это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в сфере использования, управления, охраны земель, урегулированные нормами земельного права.
Земля и земельные участки может рассматриваться в различных аспектах:
1. это часть окружающей природной среды, существующей независимо от воли и сознания человека;
2. это основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории (в соответствии со ст. 9 Конституции);
3. это объект хозяйствования, средство производства (в этом аспекте земля рассматривается, когда используется плодородие земли);
4. это объект собственности, объект недвижимости;
5. это пространственный предел распространения политической власти государства;
6. это территориальная основа для размещения иных объектов, в том числе объектов недвижимости.
Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, - земельные отношения. Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования во многом определяется их объектом - землей, являющейся и природным объектом, и природным ресурсом, и главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом иной деятельности. Особенности земли порождают и специфику земельных правоотношений.
Земля как природный объект находится в органической связи с другими природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром, что обусловливает тесную связь земельных отношений с другими общественными отношениями - по поводу использования и охраны иных природных ресурсов в целом и каждого из них в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие органической связи земельного права с другими природоресурсными отраслями - водным, лесным, горным и др., а также с экологическим правом.
Характерными особенностями земли как единственного, неповторимого и ни с чем не сравнимого природного объекта являются ее пространственная ограниченность, неперемещаемость, незаменимость, а также способность при рациональном ее использовании к увеличению ее бесценного качества - плодородия, что имеет первостепенное значение для сельского и лесного хозяйства и для общества в целом. Особенности земли как уникального природного объекта оказывают определяющее влияние и на складывающиеся но поводу нее правовые и иные отношения. Земля и другие природные ресурсы, как это определено Конституцией Российской Федерации, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).
Предмет и метод должны обладать определенным единством и общностью. Отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на эффективности правового регулирования.
В земельном праве используются оба метода регулирования общественных отношений – как императивный (или административно-правовой), так и диспозитивный (или гражданско-правовой). Например, в области управления земельными ресурсами значительное число земельных отношений (управленческих отношений) основано на неравенстве его участников: управомоченный орган государственной власти или местного самоуправления – обязанный собственник (землевладелец, землепользователь, арендатор), т.е. используется императивный метод.
В то же время, в сфере регулирования отношений между собственниками земельных участков доминирует диспозитивный метод, поскольку все собственники земли, использующие землю в тех или иных целях, равны между собой, вправе распоряжаться своими земельными участками: продать их, подарить, сдать в аренду и т.д.
По мнению Р.К. Гусева, для земельного права последних лет характерным стал способ (метод) экологизации, выражающийся в постоянно возрастающем влиянии экологии и закреплении требований по улучшению экологической обстановки, стимулированию природоохранных технологий, а также в провозглашении экологических принципов использования земель, их защиты от негативных последствий антропогенной, техногенной и иной деятельности[1].
Специфическими методами регулирования земельных отношенийтакже являются:
· Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.
· Метод договорного регулирования земельных отношений.
Понятие и система принципов земельного права.
Земельное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России. Земля включает всю территорию, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок - поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря. Основа земельного права - нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права. ЗП руководствуется принципами рационального использования и охраны земли как основы жизни и деятельности общества, исходя из наличия у субъекта собственности не только права, но и обязанности рационально использовать землю в соответствии с целевым назначением участка, гос. контроля за использованием и охраной земель, пространственно-территориального планирования использования земли, контроля за совершением сделок по поводу земельных участков и регулируемого земельного рынка. Принципы ЗП - положения, лежащие в основе норм ЗП. Значение: составляют основу формирования норм ЗП и обеспечивают системность и последовательность регулирования в данной области; в случае коллизии норм права позволяют выбрать норму, подлежащую применению (противоречие норм ЗК и ГК в некоторых случаях); применяются в случае пробела в земельном законодательстве. Принципы земельного законодательства отражены в Ст. 1 ЗК РФ: Принципы охраны и использования земель: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека (земля - природный объект (защита от неблагоприятных природных явлений и антропогенной деятельности), природный ресурс (рациональное использование, сохранение полезных свойств) и недвижимое имущество (объект имущественных прав)); приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х и л/х перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
Принципы, связанные с правом граждан и их объединений на землю: приоритет охраны жизни и здоровья человека (цели, методы и способы использования и охраны земель не должны представлять опасность для жизни и здоровья человека); участие граждан, общественных и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю; сочетание интересов общества и законных интересов граждан (согласованность общ. интересов в области использования и охраны земель и частных интересов собственников). Принципы государственного управления землей: платность использования земли (любое использование земли осуществляется за плату); деление земель по целевому назначению на категории (принадлежность участка к категории определяет его целевое назначение); дифференцированный подход к установлению правового режима земель (совокупность требований к использованию земель - природный, социальный, экономический факторы). Принципы, связанные с землей как объектом недвижимости: единство судьбы зем. участков и связанных с ними объектов; разграничение государственной собственности на землю.
Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Основу земельного законодательства составляют:
- Гражданский кодекс
- Водный кодекс РФ
- Жилищный кодекс РФ
- Налоговый кодекс
- Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды,
- Земельный кодекс РФ
- Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель с\х назначения,
- Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно Конституции РФ земельное законодательство находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.