Тема 7. Правовые основы общей внешней политики и политики безопасности. Пространство свободы, безопасности и законности

Вопросы для обсуждения:

1. Общие положения об общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ), ее нормативное закрепление в праве ЕС. Цели и принципы ОВПБ.

2. Понятия и основные направления общей внешней политики ЕС. Международная правосубъектность ЕС и формы деятельности Союза во внешнеполитической сфере.

3. Основные направления политики безопасности ЕС.

4. Институциональная система ОВПБ. Виды актов, принимаемых ЕС в сфере ОВПБ: общая стратегия; общая позиция.

5. Пространство свободы, безопасности и правосудия (ПСБП): понятие и нормативное закрепление. Составные части ПСБП.

6. Основные области и направления сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО). Правовые акты, принимаемые в сфере СПСО: конвенции, рамочные решения, директивы.

7. Сотрудничество стран ЕС в сфере гражданского судопроизводства.

8. Шенгенское право ЕС. Разноформатный характер участия европейских стран в шенгенских соглашениях.

Тема 8. Правовой режим единого внутреннего рынка ЕС

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение терминов «общий рынок», «внутренний рынок» в праве ЕС. Принципы («основные свободы») единого внутреннего рынка ЕС: понятие, классификация, нормативное закрепление.

2. Принцип свободного передвижения товаров, его нормативная регламентация.

3. Принцип свободы передвижения работников и членов их семей в европейском праве.

4. Принцип свободного передвижения услуг.

5. Свобода передвижения капиталов и платежей.

6. Проблема свободы передвижения информации в ЕС.

Тема 9. Правовые основы формирования экономического и валютного союза. Понятие и особенности таможенного союза в ЕС

Вопросы для обсуждения:

1. Экономический и валютный союз (ЭВС) как форма экономической интеграции государств-членов ЕС, его «экономический» и «валютный» компоненты.

2. Этапы создания и основные обязательства государств в рамках ЭВС.

3. Правовое регулирование единой валюты «евро». Условия перехода государств-членов на единую валюту.

4. Правовой статус Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка (ЕЦБ). Полномочия и акты ЕЦБ.

5. Понятие и особенности таможенного союза в ЕС. Источники таможенного права ЕС.

6. Таможенная территория ЕС. Общий таможенный тариф, его структура.

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Методические указания

Организация самостоятельной работы студентов имеет цель:

– систематизировать и расширить их теоретические знания;

– научить работать с учебной и научной литературой, проводить ее анализ и делать выводы;

– стимулировать профессиональный рост студентов, воспитывать творческую активность и инициативу.

Домашняя самостоятельная работа студентов организуется преподавателем в соответствии с календарным планом изучения дисциплины и предполагает:

– изучение лекционного материала, чтение рекомендуемых литературных источников, ответы на контрольные вопросы или тесты и т.д.;

– самостоятельное изучение материала по заданным преподавателем темам;

– подготовку к «круглому столу» и к ролевой игре.

Для углубленного изучения отдельных вопросов европейского права предлагается примерный перечень тем рефератов, докладов, которые могут быть избраны студентами при подготовке ими соответствующей работы. При этом, излагая материал по избранной теме, студентам рекомендуется использовать сравнительный метод, позволяющий проследить эволюцию европейского права.

Углубленное и продуктивное изучение европейского права должно осуществляться с использованием всех доступных источников нормативного и доктринального характера, изданных на русском и иностранных языках (учебники, пособия, сборники нормативно-правовых актов, монографии, научные статьи, авторефераты диссертаций). Кроме того, актуальная информация о европейском праве может быть получена на соответствующих сайтах в глобальной сети Интернет, указанных в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение».

Примерная тематика РЕФЕРАТОв

1. Исторические предпосылки европейской интеграции и возникновения ЕС.

2. Проекты интеграции, предшествующие образованию Европейских сообществ и Европейского Союза.

3. Конгресс Европы 1948г. и его значение для общеевропейской интеграции.

4. Особый характер ЕС и основные отличия ЕС от международной организации.

5. Структура ЕС до Лиссабонского Договора и по Лиссабонскому договору.

6. Проблема расширения Евросоюза на современном этапе.

7. ЕС и Совет Европы.

8. Правовое регулирование взаимоотношений Российской Федерации и ЕС.

9. Понятие и особенности европейского права.

10. Европейское право и международное право.

11. Реформа институтов ЕС по Лиссабонскому договору.

12. Механизм распределения совместной компетенции согласно дополнительному протоколу к Лиссабонскому договору.

13. Классификация предметов ведения и сфер деятельности ЕС по Лиссабонскому договору.

14. Сущность и порядок реализации принципа субсидиарности в праве ЕС, новые механизмы контроля за его соблюдением, введенные Лиссабонским договором.

15. Содержание «прямой» и «косвенной» (преюдициальной) юрисдикции Суда ЕС.

16. Статус и юрисдикция специализированных трибуналов ЕС.

17. Соотношение и разграничение функций Совета ЕС и Европейского совета.

18. Новшества, вводимые Лиссабонским договором в сфере общей внешней политики и политики безопасности.

19. Пространство свободы, безопасности и правосудия: понятие, содержание и составные части.

20. Лиссабонский договор о сотрудничестве полиций и судебных органов стран ЕС в уголовно-правовой сфере.

21. Понятие и источники «шенгенского права».

22. Сотрудничество стран ЕС в сфере гражданского судопроизводства.

23. Контроль на внешних границах стран Евросоюза.

24. Иммиграционная политика ЕС и ее отражение в европейском праве.

25. Принципы («основные свободы») единого внутреннего рынка ЕС: понятие, классификация, нормативное закрепление, основные изъятия.

26. Проблема свободы передвижения информации в ЕС.

27. Механизмы координации экономической политики в соответствии с Договором о функционировании ЕС 1957г.

28. Особенности нормативного закрепления прав и свобод человека в праве ЕС.

29. Правовая регламентация гражданства ЕС.

30. Значение и содержание Хартии ЕС об основных правах 2000г.

31. Право на обращение с жалобой к Европейскому омбудсману и порядок их рассмотрения.

32. Проблемы реформирования ЕС на современном этапе.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Основная литература:

1. Ковлер А.И. Европейская интеграция [Электронный ресурс]: федералистский проект (историко-правовой очерк)/ Ковлер А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Статут, 2016.— 216 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58250.

2. Тункин Г.И. Теория международного права [Электронный ресурс]/ Тункин Г.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2016.— 416 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49190.

3. Вельяминов Г.М. Международное право [Электронный ресурс]: опыты/ Вельяминов Г.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Статут, 2015.— 1006 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29228.

Дополнительная литература:

1. Каширкина А.А. Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза. Сравнительный анализ [Электронный ресурс]: монография/ Каширкина А.А., Морозов А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Контракт, 2013.— 362 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23019.

2. Европейское право интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]: основные акты Европейского Союза/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Статут, 2016.— 864 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58251.

3. Бирюков М.М. Европейское право. До и после Лиссабонского договора [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бирюков М.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Статут, 2013.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29170.

4. Матюшкин Г.О. Россия и Европейский Суд по правам человека [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Матюшкин Г.О., Михайлов Н.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2013.— 252 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41188.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Сайт Совета Европы: http://www.coe.int/

Сайт Европейского Союза: http://europa.eu.int/

Электронно-библиотечная система: www.iprbookshop.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки для реализации компетентностного подхода предусматривается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: практические занятия, групповые обсуждения/дискуссии, выполнения заданий в малых группах в течение занятия, кейсы, самостоятельная работа (групповая/индивидуальная), презентации.

Все занятия построены на практико-ориентированном методе.

В процессе изучения активно используются мультимедийные аудитории, оснащенные компьютерами с выходом в интернет, проектором, интерактивной доской, ЖК видеопанелью, звукоусиливающей аппаратурой, документ-камерой, а также типовым пакетом системного и офисного ПО.

8. Оценка компетенций по изучаемой дисциплине

Для оценки компетентности рекомендуется использовать рейтинговую оценку знаний, умений и навыков студента по окончанию изучения каждого Модуля в соответствии с Положением о модульно-рейтинговой системе организации образовательного процесс. Итоговая оценка (в баллах) складывается из баллов, набранных по каждому Модулю (семестровая оценка) и баллов, набранных, непосредственно на экзамене (зачете).

Расчет набранных баллов по дисциплине осуществляется в следующей последовательности:

Тема 7. Правовые основы общей внешней политики и политики безопасности. Пространство свободы, безопасности и законности - student2.ru ,

где М – количество баллов по модулю; n – количество модулей

Тема 7. Правовые основы общей внешней политики и политики безопасности. Пространство свободы, безопасности и законности - student2.ru , где К - количество баллов на экзамене (зачете);

Тема 7. Правовые основы общей внешней политики и политики безопасности. Пространство свободы, безопасности и законности - student2.ru , где П – поощрительные баллы (от 1 до 5).

Уровень освоения компетенций Количество баллов
компетенции не сформированы до 59 баллов
компетенции сформированы от 60 до 100 баллов

Уровень сформированности компетенций и их основные признаки оцениваются по следующим таблицам:

Оценка уровня сформированности компетенции ПК-3«Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права» в части дисциплины «Европейское право»

№ п/п Уровни сформированности компетенции Основные признаки уровня Инструменты оценки сформированности уровня
Пороговый уровень (как минимально допустимый) (обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВО) (от 60 до 70 баллов) - -знает природу и сущность государства и права, основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.   Устный и тестовый опрос Реферат Экзамен (зачет)
Базовый уровень (относительно порогового уровня) (От 71 до 85 баллов) - -знает природу и сущность государства и права, основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, -умеет анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, оперировать юридическими понятиями и категориями. Устный опрос Контрольная работа Экзамен (зачет)
Повышенный уровень (относительно порогового уровня) (От 86 до 100 баллов)   - -знает природу и сущность государства и права, основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, -умеет анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, оперировать юридическими понятиями и категориями. -владеет навыками анализа различных правовых и иных социальных явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений. Устный и письменный опрос Реферат Деловая игра   Экзамен (зачет)  

Оценка уровня сформированности компетенции ПК-4«Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом» в части дисциплины «Европейское право»

№ п/п Уровни сформированности компетенции Основные признаки уровня Инструменты оценки сформированности уровня
Пороговый уровень (как минимально допустимый) (обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВО) (от 60 до 70 баллов) -знает проблематику современной отечественной и зарубежной юриспруденции.   Устный и тестовый опрос Реферат Экзамен (зачет)
Базовый уровень (относительно порогового уровня) (От 71 до 85 баллов) -знает проблематику современной отечественной и зарубежной юриспруденции. -умеет свободно использовать юридическую терминологию, дискутировать, обосновывать свои аргументы. Устный опрос Контрольная работа Экзамен (зачет)
Повышенный уровень (относительно порогового уровня) (От 86 до 100 баллов)   -знает проблематику современной отечественной и зарубежной юриспруденции. -умеет свободно использовать юридическую терминологию, дискутировать, обосновывать свои аргументы. -владеет навыками практического использования правовой информации. Устный и письменный опрос Реферат Деловая игра   Экзамен (зачет)  

Оценка уровня сформированности компетенции ПК-5«Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности»

в части дисциплины «Европейское право»

№ п/п Уровни сформированности компетенции Основные признаки уровня Инструменты оценки сформированности уровня
Пороговый уровень (как минимально допустимый) (обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВО) (от 60 до 70 баллов) -знает систему права, механизм правового регулирования, реализации права, систему российского права, действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.   Устный и тестовый опрос Реферат Экзамен (зачет)
Базовый уровень (относительно порогового уровня) (От 71 до 85 баллов) -знает систему права, механизм правового регулирования, реализации права, систему российского права, действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. -умеет анализировать, толковать правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом. Устный опрос Контрольная работа Экзамен (зачет)
Повышенный уровень (относительно порогового уровня) (От 86 до 100 баллов)   -знает систему права, механизм правового регулирования, реализации права, систему российского права, действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. -умеет анализировать, толковать правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом. -владеет навыками работы с правовыми актами, анализа правовых норм и правовых отношений. Устный и письменный опрос Реферат Деловая игра   Экзамен (зачет)  

Приложение 1

Методические рекомендации для обучающихся по изучению дисциплины

Студентам на первом занятии необходимо ознакомиться с Рабочей программой дисциплины, где прописаны цели, задачи и трудоемкость дисциплины.

Затем необходимо ознакомиться с порядком изучения дисциплины, т.е. модульно-тематическим планом и пояснительной запиской с указанием этапов формирования заявленных компетенций.

И, наконец, ознакомиться с порядком оценивания результатов обучения, для чего необходимо изучить следующие документы: Положение о модульно-рейтинговой системе оценивания и Принципы оценки уровня знаний, умений и навыков (характеристика ответа).

Студент должен внимательно изучить перечень основной (дополнительной) литературы и взять необходимые учебники в библиотеке.

Программа семинарских занятий студентов предполагается проведение их в следующих формах:

1.Коллективное обсуждение рассматриваемых вопросов;

2.Демонстрация слайдов презентаций (прослушивание докладов), в ходе которых студенты обсуждают материал предварительно прочитанной лекции по перечню вопросов, которые предварительно готовит преподаватель. Самостоятельная работа преследует цель закрепить, углубить и расширить знания, полученные студентами в ходе аудиторных занятий, а также сформировать навыки работы с научной, учебной и учебно-методической литературой, развивать творческое, продуктивное мышление обучаемых, инициативу и другие личностные качества.

При изучении данного курса преподавателем используются интерактивные методы обучения, что помогает эффективнее сформировать заявленные компетенции. При проведении занятий с помощью интерактивных технологий группа разбивается на три малые группы. Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество, коммуникабельность, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Самостоятельная работа студента, рассчитанная на непродолжительное время, проводится в форме малой группы. Эта работа контролирует усвоение основного теоретического материала индивидуально каждым студентом. Проведение тестирования теоретического и практического материала по каждой теме позволяет осуществить срез знаний по усвоению пройденного материала.

Приложение 2

Фонд оценочных средств

для проведения текущей и промежуточной аттестации

по дисциплине

«Европейское право»

направление подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

Содержание

1. Паспорт фонда оценочных средств

2. Наполнение фонда оценочных средств по формам контроля

2.1 Фонд оценочных средств и шкала оценивания для текущего контроля.

2.1.1 Выступление на семинаре

2.1.2 Контрольная работа

2.1.3 Реферат, эссе и др. творческие работы

2.1.4 Деловая игра

2.2 Фонд оценочных средств и шкала оценивания для промежуточного контроля.

2.2.1 Фонд оценочных средств для проверки знаний и умений (вопросы к зачету или экзамену)


Наши рекомендации