Причины и условия, генерирующие корыстно-насильственную преступность
Существование насильственных преступлений против собственности обусловлено определенными причинами и условиями, лежащими: во-первых, в системе общественных отношений в целом, во-вторых, в области экономических отношений, в-третьих, в сфере собственности граждан. В последних двух случаях проявляется специфика рассматриваемых насильственных преступлений против собственности, которую нельзя отрывать от причинного комплекса преступности в целом. Изучая насильственных преступления, совершаемые из корыстных побуждений, в системе преступности как общественного явлении в качестве исходной позиции можно определить следующее: стойкая система антиобщественных взглядов формируется у преступников под воздействием двух других условий - субъективных и объективных. Итак, условия первой группы относятся к характеристике личности преступника, а условия второй - охватывают широкий круг проблем социального свойства; это - социальная деформация и связанные с ней негативные явления, социальные противоречия, социальные конфликты и т.д. Применительно к грабителям, разбойникам и вымогателя можно говорить о двух обстоятельствах: первое - это конкретны личности и совершаемые ими преступления, а второе – корыстно-насильственная преступность как особое социальное явление. Но что касается грабителей, разбойников и вымогателей, то главным остается сама преступная направленность личности, которая в силу образа жизни и поведения создает предпосылки для совершения именно грабежей, разбоев и вымогательств. Следовательно, первостепенное значение имеют условия субъективного характера. Но огромную роль играют социальная среда и общество, что имеет объективный характер.
Такие насильственные преступления против собственности, как грабеж, разбой и вымогательство, проявляются в форме индивидуальных побуждений, образуя реальное социальное содержание соответствующего поведения. Корни этого социального содержания следует искать не только в самой личности преступника, но и в ее отношениях с окружающими ее людьми. Однако даже при этом недопустимо игнорировать роль и значение самой личности преступника. Преступное поведение личности рассматривается как форма социально отклоняющегося поведения. Лицам, совершающим такие насильственные преступления против собственности, как грабеж, разбой и вымогательство, свойственно особое преступное поведение. Совершая грабежи, разбои и вымогательства, преступник связан множеством социальных нитей не только с близкими родственниками, но и с другими людьми. Здесь всегда есть особенности. Если бы их не было, то не было бы смысла отдельно выделять данную категорию лиц - грабителей, разбойников и вымогателей. Такие особенности лежат в основе выбора индивидуальных эти воздействия на соответствующую личность.
При широком детерминистическом подходе насильственные преступления, совершаемые против собственности, предстают как результат не однозначного влияния каких-то факторов, а сложной, многоплановой детерминации. Здесь, однако, можно особо выделить характерную для этих преступлений систему отношений как межличностных и групповых, так и общественных. Нельзя игнорировать и проблему самодетерминации. Определенные факторы стимулируют процессы развития насильственных преступлений против собственности, а что касается проблемы самодетерминации, то здесь следует подчеркнуть: отсутствие внутренне стабилизирующих эти преступления факторов неизбежно приводит к их саморазрушению. Поскольку же такие преступления существуют, более того, - развиваются, в последние годы интенсивно прогрессируют, то это связано как раз с их реакцией на социальные условия, внешнюю среду. Насильственным преступлениям против собственности, как и всякому социальному явлению, любому виду преступности, присущи свои внутренние механизмы развития. Хорошо известно, что такие преступления, как грабежи, разбои и вымогательства, обладают своей историей и внутренней логикой развития. Общий механизм детерминации обществом (социальными противоречиями и конфликтами, неблагоприятными социальными условиями и т.д.) таких насильственных преступлений против собственности, как грабежи, разбои и вымогательства, их самодетерминации и оказания обратного влияния на породившее их общество, «срабатывает только тогда, когда учитываются особенности данных видов преступлений». Необходимо учитывать специфику указанных преступлений, а при изучении соответствующей детерминации важен учет особенностей социального детерминизма. Главная его особенность заключается в том, что в обществе все связи выступают в форме отношений между людьми. При анализе отношений, возникающих в связи с рассматриваемыми насильственными преступлениями против собственности, на первый план выдвигаются личность и окружающая ее среда. Здесь, если воспользоваться положениями, разработанными отечественными криминологами, идея получает такое развитие: вычленяются, во-первых, взаимодействие внешнее и внутреннее (социальной среды и личности), во-вторых, внутреннее взаимодействие (условия жизни людей). При этом учитываются и различные характеристики грабежей, разбоев и вымогательств, совершающихся против собственности: потребности, интересы и ценности, ориентации, установки и т.д. Все это детерминически связано с указанными преступлениями, но именно тогда, когда учитываются характеристики как лиц, совершающих эти преступления, так и социальной среды. Именно взаимодействие социальной среды и личности с учетом общественных отношений и означает процесс причинности (порождения) изучаемой корыстно-насильственной преступности и соответствующего индивидуального преступного поведения.
Таким образом, нельзя игнорировать ни личность, ни среду. В любом случае надо знать также, что исходной точкой анализа этих преступлений служит корыстный мотив деяния. При этом нельзя забывать и о мотиве деяния. Поиск его связей с криминальной ситуацией в социальной среде - важная задача исследования. Не менее важной в данном случае является и связь с личностными проблемами. Сами грабежи, разбои и вымогательства реально существуют прежде всего в форме особого мотива - корыстного, в известной мере им и детерминированы. Мотив преступления означает сознательную и глубоко личную причину криминального поведения. Он помогает ответить на вопрос о том, почему совершено преступление. Имея в виду разработанные криминологами положения, можно сказать так: через всю корыстную мотивацию лица, совершающие грабежи, разбои и вымогательства, включены в контекст действительности. Именно в связи с этими преступлениями встает вопрос о том, каково действительное соотношение корысти и насилия в грабежах, разбоях и вымогательствах. В любом случае здесь одна ориентация - корыстная страсть. Она и определяет характер насилия.
Среди авторов, исследовавших насильственные преступления против собственности, сформировалось одно общее мнение: определяющая черта этих деяний - их ситуативный характер. Дело в том, что «круг связей» грабежей, разбоев и вымогательств довольно широк, но, как указывают ученые, при самом широком разнообразии преступлений в целом они так или иначе связаны с криминальной ситуацией. В большей мере это относится к несовершеннолетним. Подавляющее большинство их преступлений совершается с умыслом, внезапно возникающим под воздействием криминогенной ситуации. Несовершеннолетние более чем взрослые, импульсивны. Для совершаемых как несовершеннолетними, так и взрослыми грабежей, разбоев и вымогательств характерна ситуативно-личностная мотивация,в том числе на почве пьянства и наркомании. Ситуативность этих преступлений проявляется и в орудиях их совершения. Ситуация «навязывает» совершение преступления. Наблюдается такая закономерность: чем менее стабильна личность, тем более она зависима от ситуации. Полагаем, что относительно таких насильственных преступлений против собственности, как грабеж, разбой и вымогательство, в причинный комплекс должна быть включена и ситуация.
Криминальная ситуацияизучается именно в связи с причинами и условиями преступлений. Данное понятие обычно употребляется тогда, когда необходимо «выразить то, что конкретно возникло, сложилось на момент совершения преступления «вокруг» человека, допустившего преступление». Ведя речь о грабежах, разбоях и вымогательствах, надо иметь в виду, что они особенно есть в конечном счете результат реагирования личности на соответствующую ситуацию. Однако, как показывает анализ указанных преступлений, в одних случаях ситуация играет ведущую роль, а в других - второстепенную. Иногда даже о ситуации можно вести речь лишь условно. Но нет сомнений в том, что ситуация тесно связана с корыстными мотивами грабежей, разбоев и вымогательств, неотделима от личности и ее поведения, а потому вплетена в систему соответствующего причинного комплекса. Иначе говоря, ситуативный характер указанных насильственных преступлений против собственности означает своеобразную их оценку, когда сами эти преступления, лица, их совершающие, мотивы и т.д. пронизаны признаками ситуации. Центральное место в системе исследования данных проблем занимает криминологическая детерминация.