Понятие и значение криминологии.
Термин «криминология» происходит от латинского слова crimen – преступление, и греческого logos – учение. Дословно – учение о преступлении, а в широком смысле – о преступности. Итак, наиболее простое определение данной области познания следующее: криминология – учение о преступности и связанных и с ней явлениях.
Преступность издавна является спутником человечества. Вред от нее настолько велик, что избавление от этого проявления социального зла практически всеми людьми и во все времена рассматривалось как величайшее благо.
Уже в глубокой древности философы подметили: чем справедливее государственное устройство, тем меньше в такой стране преступлений. Так, монарх Древней Руси князь Владимир в годы неурожаев приказывал развозить по стране подводы с хлебом, чтобы крестьяне от голода не уходили в леса и не объединялись в разбойничьи шайки.
Ряд мыслителей полагал, что ключом к решению проблемы преступности является жестокость. Поэтому наказания приобретали не просто мучительный, но и публично-изуверский характер: четвертование и колесование на площадях, распятия и виселицы вдоль дорог. Например, в Германии в средние века казнили столько людей, что не хватало веселец и пеньки для веревок. Однако лес уничтожить удалось, а преступность – нет. Еще один интересный факт: наибольшее число карманных краж совершалось на площадях в момент публичных казней: одних преступников казнили, а другие тем временем отрезали кошельки у зачарованных этим страшным зрелищем сограждан. Таким образом, по мере усиления жестоких мер реагирования на нарушения закона росла и преступность.
С ростом преступности появилась уверенность в том, что помимо жестоких карательных мер не обходимы и иные способы воздействия на преступность. Начало формироваться представление о преступности не как о группе людей со злой волей, а как о целом пласте социальной жизни, болезни общества. Все острее стала проявляться потребность в формировании системы мер разрушающего воздействия на это явление. В процессе поиска путей и способов избавления общества от преступности постепенно формировалось специальное научное представление, зарождалась наука криминология.
В виде самостоятельной отрасли знаний и концепции борьбы с преступностью криминология существует менее двух веков. Хотя ряд суждений о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются в трудах римских и греческих мыслителей, как и в трудах мыслителей XVI-XIX вв., но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных положений.
Раздумья о том, что же это за феномен, кто такие преступники, почему они совершают преступления, можно найти в трудах многих ученых: философов, историков, правоведов. К ним так же присоединились ученые других специальностей: больше всего медики, особенно психиатры и психологи. Каждый ученый видел проблему преступности и преступника соответственно своей специальности и создал «свою» теорию о ней, ее причинах, о людях, совершивших преступления.
Но ни одна из наук не охватила (да и не могла охватить в силу своей специфики) проблему преступности в целом. Но их развитие подвело к возникновению специальной науки, которая, изучает преступность как явление, существующее в обществе, связанное с другими специальными явлениями, имеющими свои закономерности возникновения и развития, требующее специфических и многообразных форм борьбы с ним. Такой наукой стала криминология.
Нельзя не отметить, что до сих пор существуют точки зрения, отрицающие не только самостоятельность криминологии в качестве общетеоретической науки о преступности, но и как науку вообще. Ряд ученых полагает, что криминология – часть уголовного права либо часть социологии.
Вопрос о понятии и природе криминологии является спорным в зарубежной криминологии. Так, англосаксонская система криминологии считает ее отраслью социологии и потому преподается она в социологических, а не в юридических колледжах. Континентальная доктрина рассматривает криминологию как междисциплинарную между общественными и естественными наукам. В итальянской науке акцент делается на биологическую сторону криминологии, во французской – на клиническую, связанную с психическими аномалиями. В Германии конкурируют два направления – биологическое и социологическое с преобладанием последнего.
Что касается определения криминологии, то различные исследователи дает его по-разному. Например, «Британская энциклопедия» определяет криминологию как научное изучение преступного поведения. Это изучение основывается на положениях таких научных дисциплин как биология, антропология, физиология, медицина, психиатрия, психология, криминалистика, социология, экономика, право и тюрьмоведение.
Опираясь на результаты исследований и теоретические положения смежных наук (уголовного права, социологии, психологии и др.), криминология специфическими методами решает специфическую задачу – поиск путей эффективного разрушающего воздействия на преступность, что определяет ее сущность как самостоятельной области научного познания.
Криминология многоаспектная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, правоприменителя, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан.
Значение криминологии можно рассматривать в трех аспектах:
1) Мировоззренческом аспекте. Мировоззренческий аспект выражается в выработке криминологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления человека.
2) Практическом аспекте. Криминология вооружает специалиста суммой определенных знаний и мнений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе выполнения профессиональных функций; помогает овладеть оптимальной стратегией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероятность оказаться жертвой преступления; анализирует феномен случайного преступника, т.е. отвечает на вопрос - какая криминогенная ситуция-ловушка может сделать человека преступником и как следует себя вести, чтобы избежать этого; изучает обстоятельства, подталкивающие ребенка на криминальную стезю и упущения родителей, способствующие этому, а также возможность предотвращения подобного и т.д.
3) Эрудиционном аспекте. Сущность эрудиционного аспекта значения криминологии – в познании целой области социального бытия (криминальной сферы), уяснении масштабов преступности (например, ежегодно в нашей стране регистрируется порядка 2,5 млн. преступлений, а в местах лишения свободы находится около 1 млн. человек). Указанные познания «шлифуют» специалиста, развивают память и умение мыслить, позволяют увереннее чувствовать себя в процессе общения с разными людьми, аргументировано оспаривать неверные суждения.
Предмет криминологии.
Приступая к изучению криминологии, как и любой другой учебной дисциплины, необходимо, прежде всего, уяснить ее предмет, т.е. какие явления она исследует и каково ее место в системе других дисциплин.
Как общественная наука, криминология вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания об изучаемой области социальной жизни, описывает, объясняет и прогнозирует явлении и процессы в ней на основе устанавливаемых закономерностей возникновения, существования, изменения этих явлений и процессов. Получение криминологией научного знания о преступности и преступнике – не самоцель. Оно служит обеспечению разработки и внедрения путей и средств предупреждения и сокращения преступности.
В предмете криминологии можно выделить четыре составные части, четыре группы изучаемых социальных явлений:
1) Преступность. Задача криминологии заключается в исследовании вопросов о том, что есть преступность, какова ее сущность, каковы закономерности. Крайне актуальными являются проблемы природы преступности: в чем ее истоки, и каковы перспективы развития. Правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними (например, пьянство, проституция, наркомания и т.п.), рассматриваются криминологией при анализе причин и условий преступлений и при разработке мер их предупреждения. Исследование этих явлений и проблем борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.
2) Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых и социально-психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение социального и биологического в ней. Данные о личностных свойствах применительно к субъектам преступлений содержат существенную информацию о причинах преступлений. Личность преступника исследуется так же, как непосредственный адресат предупреждения преступлений.
3) Причины и условия преступности представляют собой совокупность социально-негативных явлений, которые порождают и обуславливают (детерминируют) преступность как свое следствие. Для того чтобы уничтожить дерево, необходимо подрубить его корни. Чтобы эффективно воздействовать на преступность, необходимо вскрыть ее причины. Лишь на основе глубокого научного анализа всех факторов, обуславливающих это общественно опасное явление возможна разработка действенных мер разрушающего воздействия на преступность.
4) Предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей.
Все четыре основные части предмета криминологии органично взаимосвязаны. Конечной целью изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий преступности) является разработка эффективной системы предупреждения преступности.
Помимо указанных элементов, профессор В.В. Лунев к предмету криминологии относит методы криминологических исследований. Никакая другая наука, за исключением криминологии, не будет разрабатывать специальные методики изучения и анализ преступности (в том числе и латентной), ее причин, личности преступника, эффективности мер предупреждении преступлений и предупреждения преступлений.
Таким образом, криминология – это юридическая наука, изучающая преступность, ее детерминанты, личность преступника и меры предупреждения преступлений.