Информационное обеспечение судебно-бухгалтерской экспертизы

Бухгалтерские документы являются источником доказательств при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы, на которых базируется мнение эксперта-бухгалтера по вопросам, поставленным на его разрешение следствием и судом. С учетом концептуальных основ бухучета различают следующие три вида бухгалтерской отчетности:

· индивидуальная бухгалтерская финансовая отчетность рассматривается как элемент метода бухучета. Она выполняет две функции:

· информационную и контрольную;

· консолидированная бухгалтерская финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской финансовой отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная бухгалтерская финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям;

· бухгалтерская управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). Содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом.

Организации представляют налоговую отчетность в виде налоговых деклараций. Этот вид отчетности предназначен для фискальных целей и обязателен для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством.

Ведение бухучета и составление отчетности осуществляется в соответствии с нормативными документами. В зависимости от назначения и статуса их можно представить в виде следующей системы:

первый уровень – законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, прямо или косвенно регламентирующие организацию и ведение бухучета в организации;

второй уровень – стандарты (положения) по бухучету и отчетности;

третий уровень – методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, приказы, письма Минфина России и других служб;

четвертый уровень – локальные нормативные документы организации по бухучету и отчетности.

Основным актом первого уровня является Закон о бухучете. В нем определены правовые основы бухучета, его содержание, принципы, организация, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухучет и предоставлять финансовую отчетность. На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин России. Методические указания, инструкции, рекомендации, приказы, письма в системе нормативного регулирования бухучета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе о бухучете и положениях по бухучету. Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и службами.

В практической деятельности бухгалтерских служб первостепенное значение придается Плану счетов бухучета с субсчетами утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н. План счетов относится к нормативным документам третьего уровня. Он представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухучете. В нем приведены названия и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Инструкция по применению Плана счетов бухучета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухучета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей экономики и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

В едином Плане счетов счета сгруппированы в разделы. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов – в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Разделы расположены в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.

Нормативные документы самой организации определяют особенности организации и ведения бухучета в ней. В системе нормативного регулирования бухучета локальные документы конкретной организации относят к четвертой группе. Основными локальными документами организации являются: устав организации, ее учетная политика, формы первичных учетных документов, бухгалтерских и налоговых регистров, графики документооборота, рабочий план счетов бухучета, формы внутренней отчетности, положение об инвентаризации имущества и обязательств, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, премировании, должностные инструкции.

При проведении судебно-бухгалтерской экспертизы эксперт-бухгалтер руководствуется нормативными документами в области бухучета, отчетности и налогообложения, соблюдая принцип объективности. Выводы эксперта должны базироваться на нормативных документах, действующих в исследуемом периоде.

Правовые основы организации бухгалтерского учета

Согласно требованиям Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пришедшего на смену ранее действовавшему Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», учетная политика представляет собой совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 402-ФЗ).

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями) организации. Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Принятая вновь образованной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

Требования к учетной политике:

· требование полноты – полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

· требование своевременности – своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете о бухгалтерской отчетности;

· требование осмотрительности - большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

· требование приоритета содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;

· требование непротиворечивости – тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

· требование рациональности – рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Требования, предъявляемые к бухгалтерским документам

В процессе судебно-бухгалтерской экспертизы необходимо учитывать общие требования к оформлению бухгалтерских документов, которые регулируются нормами законодательства в области бухучета. Они позволяют оценить доброкачественность документа, установить оправданность, достоверность, законность, целесообразность совершаемой хозяйственной операции. В соответствии с общими принципами бухучета каждая хозяйственная операция должна быть документально оформлена непосредственно в момент ее совершения, а если это невозможно осуществить, то непосредственно после ее окончания.

Первичные учетные документы составляются по унифицированным формам, которые содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Первичные документы для придания им юридической силы должны содержать следующие обязательные реквизиты: название документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления; личные подписи ответственных лиц.

В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухучете при составлении документов должны соблюдаться следующие правила:

· документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации;

· записи в первичных документах должны производиться чернилами, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машинок, принтеров и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается использовать для записей простой карандаш;

· свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку;

· первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования: при ручной обработке - дату записи в учетный регистр;

· в денежных документах не допускаются исправления, подчистки, помарки. Такой документ считается недействительным и не подлежит исполнению;

· все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Лица, составившие и подписавшие документы, обеспечивают своевременное и надлежащее оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухучете, а также достоверность содержащихся в них данных.

Для систематизации однородных хозяйственных операций используют сводные документы, в которые заносят показатели сгруппированных хозяйственных операций (например, товарные отчеты, отчеты кассира, свод начислений заработной платы).

Первичные и сводные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Она осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов) и содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Движение первичных документов в бухучете регламентируется графиком документооборота. Документооборот включает создание или получение документа от других организаций, принятие его к учету, обработку и передачу документа в архив. График документооборота прилагается к учетной политике организации. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации.

Работники организации создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения организации, в которые представляются эти документы.

Налоговым и правоохранительным органам при необходимости предоставлено право изъятия бухгалтерских документов. Изъятие документов осуществляется также при назначении судебно-бухгалтерской экспертизы. Судебные эксперты в соответствии с нормами процессуального законодательства не имеют права самостоятельно истребовать и изымать бухгалтерские документы.

Права, обязанности и ответственность бухгалтера организации

Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухучета, в случае уклонения от ведения бухучета в порядке, установленном законодательством и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухучета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации, привлекаются к административной или уголовной ответственности. Руководитель организации несет непосредственно ответственность за организацию учетного процесса и за выполнение хозяйственных операций.

За ведение бухучета отвечает главный бухгалтер организации. Он (или бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Правовой статус должности главного бухгалтера определяется нормативными актами и должностными инструкциями, разработанными и утвержденными руководителем организации. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера определены Законом о бухучете и Положением о главных бухгалтерах.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухучета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Кроме того, главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль над движением имущества и выполнением обязательств.

Таким образом, ответственность за ведение бухучета не освобождает главного бухгалтера от ответственности за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и выполнение контрольных функций.

Главный бухгалтер, осуществляя организацию бухучета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:

· широкое использование современных средств автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухучета;

· полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухучете операций, связанных с их движением;

· достоверный учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, продажи продукции, выполнения строительно-монтажных и других работ, составления экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг;

· точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации в соответствии с установленными правилами;

· правильное начисление и своевременное перечисление платежей в бюджет, внебюджетные фонды; погашение в установленные сроки задолженности банкам по кредитам; отчисление средств в фонды и резервы;

· участие в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль над передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридических служб – непосредственное осуществление этих функций;

· проверку организации бухучета и отчетности в производственных (структурных) единицах, а также в обособленных хозяйствах, своевременный инструктаж работников по вопросам бухучета, контроля, отчетности и экономического анализа;

· составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам;

· осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухучета и отчетности в целях выявления внутренних резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;

· необходимую помощь внутренним ревизионным и аудиторским службам в использовании учетных данных для работы по выявлению и мобилизации внутренних резервов организации;

· активное участие работников бухучета в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение законодательства;

· своевременное проведение совместно с другими подразделениями и службами в производственных (структурных) единицах организации, а также в обособленных подразделениях проверок и документальных ревизий и подготовку предложений по улучшению их работы;

· сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.

Главный бухгалтер обязан активно участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.

При обнаружении незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер докладывает об этом руководителю организации для принятия мер. Главный бухгалтер не должен принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах ему следует письменно сообщить руководителю организации. При получении от руководителя организации письменного распоряжения о принятии этих документов к учету главный бухгалтер исполняет его.

На малых предприятиях главному бухгалтеру обычно поручаются и обязанности кассира. Такие поручения должны быть обязательно оформлены приказом руководителя организации.

Основные должностные обязанности кассира:

· осуществление операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность;

· оформление документов и получение в соответствии с установленным порядком денежных средств и ценных бумаг в организациях банка для выплаты заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов;

· ведение на основе приходных и расходных документов кассовой книги;

· сверка фактического наличия денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком;

· составление кассовой отчетности.

Кассир должен знать:

· нормативные документы, касающиеся ведения кассовых операций;

· формы кассовых и банковских документов;

· правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;

· порядок оформления приходных и расходных документов;

· лимиты остатков кассовой наличности, установленной для организации, правила обеспечения их сохранности;

· порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности.

Конкретные виды и меры ответственности должностных лиц организации за финансовые нарушения устанавливаются в соответствии с уголовным и административным законодательством.

Наши рекомендации