Раздел 2. Источники права. Законодательство в области ИС

Понятие источников права, способы классификации нормативно-правовых актов (далее – НПА)

Источники права - это форма выражения норм права. В России основным источником права являются НПА, в которых содержатся нормы права. Например, Конституция РФ – это источник права (НПА), а ст. 44 Конституции РФ – это норма права.

Следует отметить, что в соответствии с п. о) ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование ИС находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Данная норма Конституции РФ определяет то, что региональная и местная власть в РФ не имеют права принимать НПА в области ИС.

НПА классифицируют:

1. По субъектам принятия,например:

- международные правовые акты (далее – МПА) (конвенции, хартии, договоры, технические регламенты таможенного союза) – их принимают международные организации, например, ООН, ВОИС; или они принимаются между государствами. Соответственно, МПА могут быть 2-х, 3-х и многосторонними;

- федеральные законы – Федеральным Собранием РФ (Государственной думой РФ и Советом Федерации РФ);

- региональные законы - законодательными органами субъектов РФ;

- приказы – Министерствами РФ (например, Министерство образования и науки РФ);

- инструкции, положения, административные регламенты – например, Роспатентом.

2. По целям принятия и предмету правового регулирования, например:

- Гражданское право, Авторское право, Патентное право,

Налоговое право, Уголовное право и т.д.

3. По территории действия:

- международные НПА – действуют на территории тех государств, которые являются участниками этих НПА;

- федеральные НПА – действуют на территории всей РФ;

- региональные НПА – действуют на территории того субъекта РФ, который их принял (например, законы Пермского края, Республики Татарстан и т.д.);

- муниципальные НПА – действуют на территории муниципального образования, (например, законы г. Перми).

Как было отмечено ранее, в силу ст. 71 Конституции РФ ИС не регулируется региональными и муниципальными НПА.

4. По юридической силе:

- законы – принятые законодательными органами;

- подзаконные НПА – приняты иными органами исполнительной власти.

Классификация НПА в области ИС по юридической силе, органу принятия и территории их действия

1 Федеральные и международные законы

1.1. Конституция РФ,принята всенародным голосованием на референдуме 12.12.1993 года – обладает высшей юридической силой. Наряду с ней, источниками права являются решения Конституционного суда РФ. Конституционный суд РФ (далее - КС РФ) – это единственный орган, который дает официальное толкование норм конституции. Без этих постановлений невозможно грамотно толковать Конституцию РФ (они имеют обязательную силу). Если КС РФ признал норму права какого либо НПА противоречащим Конституции, то с момента провозглашения Постановления КС РФ такая норма права прекращает свое действие.

Конституция – это декларацияправ и свобод человека и гражданина, но при этом имеет прямое действие, в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» закреплены нормы, которые прямо или косвенно касаются ИС.

Например, ст. 34 Конституции РФ «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности. Не допускается монополизация и недобросовестная конкуренция».

П. 1 ст. 44 Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. ИС охраняется законом».

Международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права (далее - МПА).

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ МПА являются частью правовой системы РФ. Если МПА установлены другие правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила МПА.

В качестве МПА бывают – конвенция, международный договор, декларация, хартия. В совокупности они формируют систему международно-правовых норм в определенной отрасли права или сфере деятельности.

Например, в области ИС действуют следующие МПА:

- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (РФ с 1994 г);

- Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г (СССР с 1973 г);

- Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (СССР с 1965 г);

- Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) от 1967 г.;

- Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 1891 г.;

- Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 1989 г.;

- Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 1957 г.;

- Договор о патентной кооперации (РСТ) от 1970 г.;

- Инструкция к Договору о патентной кооперации (РСТ);

- Найробский договор об охране олимпийского символа от 1981 г.;

- Договор ВОИС об авторском праве от 1996 г.;

- Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах от 1996 г.;

- Директива ЕС о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе от 2001 г.;

- Страсбургское соглашение о международной патентной классификации (МПК);

- Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры;

- Римская конвенция по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов радио- и телевещания;

- Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного их производства;

и многие другие МПА.

1.3. Законы. Федеральные конституционные законы (далее - ФКЗ) и федеральные законы (далее – ФЗ) принимаются Законодательной властью РФ - Парламентом (Федеральным собранием), а непосредственно – нижней палатой парламента - Государственной думой РФ, одобряются верхней палатой парламента - Советом Федерации РФ, затем подписываются (но имеет право отлагательного вета) и обнародуются Президентом РФ.

Официальные источники опубликования: «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Парламентская газета».

1.3.1. Федеральные конституционные законы -принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, и обладают более высокой юридической силой по сравнению с ФЗ и иными НПА, непосредственным действием на всей территории РФ, а также отличается усложненной процедурой принятия.

Например,

- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»;

- Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге РФ».

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации"

1.3.2. Федеральные законы- самые распространенные НПА среди всех законов, включая кодексы. В первую очередь, необходимо знать действующие ФЗ с актуальными изменениями.

Например, в области ИС на сегодняшний день применяются

следующие действующие ФЗ:

- Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс РФ, ч.1»;

- Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ «Гражданский кодекс РФ, ч.2»;

- Федеральный закон от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ «Гражданский кодекс РФ, ч.3»;

- Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ «Гражданский кодекс РФ, ч. 4»;

- Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 64-ФЗ «Уголовный кодекс РФ»;

- Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс об административных правонарушениях РФ»;

- Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ «Налоговый кодекс РФ ч.1»;

- Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ «Налоговый кодекс ч.2»;

- Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс РФ».

Процессуальные кодексы предусматривают процедуру защиты гражданских прав в гражданском и арбитражном процессе, процедуру привлечения к административной, уголовной ответственности, в том числе за нарушение интеллектуальных прав:

- Федеральный закон от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ «Уголовно-процессуальный кодекс РФ».

- Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс РФ»;

- Федеральный закон «Гражданский процессуальный кодекс РФ» от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ;

- Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства РФ»;

Иные ФЗ:

- Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;

- Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 316-ФЗ «О патентных поверенных»;

- Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» (более известный как - Антипиратский закон).

1.3.3. Законы РФ, Законы РСФСР, Законы СССР – они были приняты до вступления Конституции РФ и применяются в части, которая не противоречит Конституции РФ.

Например,

Закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-I «О Государственной границе РФ».

Недействующие Законы РФ, ФЗ и иные НПА применяются, когда правоотношения возникли в период их действия, в соответствии с принципом права «Закон обратной силы не имеет».

Например, в области ИС следует учитывать следующие законы, которые прекратили свое действие с 01.01.2008 г. в связи с кодификацией права ИС и вступлением в силу IV части ГК РФ:

- Закон РФ от 23.09.1992 г. № 3517-1 «Патентный закон РФ»;

- Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

- Закон РФ от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

- Закон РФ от 23.09.1992 № 3526-1-ФЗ «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

- Закон РФ от 09.07.1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;

- Закон РФ от 06.08.1993 № 5605-1 «О селекционных достижениях»;

А также ГК РСФСР 1964 года, который содержал нормы АП и ПП до вступления в силу ГК РФ в 1994 г.

2. Подзаконные федеральные НПА

2.1. Указы и распоряжения президента РФявляются подзаконными правовыми актами,издаваемыми в пределах его компетенции. Они не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ. Указы и распоряжения могут носить нормативный и ненормативный характер.

Например, в области ИС:

- Указ Президента РФ от 24.05.2011 г. № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности».

2.2. Постановления и распоряжения правительства РФ.Постановления-НПА, издаваемые Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и указов Президента РФ.

Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Например, в области ИС:

- Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 г. № 941 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами».

- Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 г. № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» (вместе с «Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности»);

- Постановление Правительства РФ от 04.06.2014 г. № 512 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы»;

- Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 г. № 1461 «О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора».

2.3. Акты министерств и ведомств РФ.Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение. Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций. Приказы могут быть нормативными и ненормативными. Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Например, в области ИС:

- Приказ Министра обороны РФ от 23.07.2012 г. № 2020 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по организации рассмотрения заявок и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2012 N 25222);

- Приказ Роспатента от 14.08.2014 г. № 122 «Об утверждении Памятки по уплате пошлин за поддержание в силе патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец, за продление срока действия исключительного права и удостоверяющего это право патента, за восстановление действия патента»;

- Приказ Минэкономразвития России от 21.08.2015 г. № 579 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по публикации решений судов о допущенных нарушениях исключительных прав» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2015 N 39651);

- Приказ Минэкономразвития России от 28.08.2015 г. № 615 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по ознакомлению с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и выдаче копий таких документов» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2015 N 39308).

И многие другие подзаконные федеральные НПА.

3. Судебные акты высших (иных судов) судов РФ и решения административных органов (служб).

Данные решения не входят в систему НПА, однако обобщают применение норм права и устанавливают единообразие применения НПА.

Решения судов и федеральных служб:

- ВАС – Высший арбитражный суд РФ (действовал до 05.02.2014 г.);

- ВС – Верховный суд РФ;

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ» предусмотрено упразднение ВАС РФ и передачей вопросов осуществления правосудия, отнесенных к его ведению, в юрисдикцию ВС РФ .

С 05.02.2014 г. ВС РФ стал единым высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам,

- КС – Конституционный суд РФ;

- иных судов,

- Роспатента (палаты по патентным спорам),

- Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС РФ)

Например:

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

- Решение ВАС РФ от 28.08.2012 № ВАС-5123/12 <О признании частично недействующими пунктов 1.1 - 1.12, 1.12.1, 1.12.2, 1.13.1, 1.13.2, 1.14, 1.15.1.1 - 1.15.1.19, 1.15.2.1 - 1.15.2.11, 1.16.1, 1.16.2, 1.17 - 1.19, 1.20.1 - 1.20.3, 1.22 - 1.25, 1.27 - 1.29, 2.39, 2.40, 3.1 - 3.6.1, 3.6.2 - 3.10, 4.3, 4.4, 4.6, 4.7, 4.9.1, 4.9.2, 4.10.1, 4.11, 4.13 Перечня юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941>.

Наши рекомендации