Из циркуляра «о переменах в составе учеников гимназий и прогимназий». 18 июня 1887 г.
Разослан попечителям учебных округов министром народного просвещения И.Д.Деляновым[16]. Вошел в историю под названием циркуляр «о кухаркиных детях».
Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то, как показывает многолетний опыт, приводить их к пренебрежению своих родителей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений…
Сверх того, если бы между принятыми уже учениками впоследствии оказались такие, которые вследствие домашней обстановки своих родителей или родственников оказывают вредное влияние на своих товарищей, то таких следует увольнять из гимназии или прогимназии.
Хрестоматия по истории России. С.308-309.
Ø Используя документ 7.8., ответьте на вопросы:
1. С какой целью был создан данный документ?
2. Кто, согласно документу, допускался к обучению в гимназии и прогимназии и при каких условиях?
3. Дети лиц каких профессий не допускались к обучению в гимназии и прогимназии?
4. Для каких детей, по своему состоянию не имеющих права обучаться в гимназиях и прогимназиях, могли быть сделаны исключения?
5. Назовите причину, вызвавшую необходимость проведения данной контрреформы, указанную в документе.
ИЗ ПИСЬМА К.П.ПОБЕДОНОСЦЕВА АЛЕКСАНДРУ III О НЕОБХОДИМОСТИ УЖЕСТОЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ НАД ЗЕМСТВАМИ.
АПРЕЛЯ 1886 г.
…Предполагается учредить в уезде по участкам единоличные власти, в виде земских начальников, не по выбору, а по назначению, нечто вроде прежних мировых посредников. Они соединяют в себе и административную власть над волостями, и власть судебную, вместо нынешних мировых судей, не по всем делам, но лишь до 300 рублей, а остальные дела остаются в ведомстве одного городского мирового судьи. Жалобы на земского начальника приносятся съезду этих начальников. Далее, изменяется система выборов в гласные земского собрания, и вместо нынешней земской управы предполагается для распоряжения по земским делам присутствие, составленное из лиц местной администрации, с участием 2 гласных от земства.
..Необходимо устроить в уезде для надзора за волостными делами единоличную власть. Необходимо изменить нынешний характер земских учреждений, безответственных, отрешенных от центральной администрации и предоставленных всем случайностям выбора.
Хрестоматия по истории России. С.309.
Ø Используя документ 7.9., ответьте на вопросы:
1. Какие меры предлагал К.П.Победоносцев, чтобы ужесточить контроль над земствами?
2. С какой целью предлагалось ввести с действие данные изменения?
ПОЛОЖЕНИЕ О ЗЕМСКИХ УЧАСТКОВЫХ НАЧАЛЬНИКАХ
ИЮНЯ 1889 г.
Введение института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-е - начале 90-х годов и стало ярким проявлением его продворянской политики.
1. Каждый уезд разделяется на земские участки.
5. В каждом земском участке состоит Земский Участковый Начальник.
6. На должности Земских Участковых Начальников могут быть назначаемы:
1) Лица, прослужившие в губернии, не менее трех лет, в должности Предводителя дворянства.
2) Местные потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений Империи или выдержали соответственное испытание или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: Мирового Посредника, Мирового Судьи, Непременного Члена Присутствия по крестьянским делам или Земского Начальника, если притом они сами, жены или родители их владеют, в пределах уезда, на праве собственности: пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.
7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность Земских Начальников могут быть назначаемы:
1) Местные потомственные дворяне, в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений Империи или выдержали соответственное испытание и состоят в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют, в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указанного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным, для взимания земских сборов, не ниже пятнадцати тысяч рублей.
2) Местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений Империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии хотя и не владеют пространством земли, указанным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.
13. На каждую вакантную должность Земского Начальника Губернатор, по совещании с Губернским и местным Уездными Предводителями дворянства, избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда…
14. Министр Внутренних Дел утверждает в должностях… избранных Губернатором или предложенных Предводителями кандидатов…
23. Земскому Начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по Поручению Губернатора или Губернского Присутствия.
24. Во время отсутствия на месте Уездного Исправника или Станового Пристава, на Земского Начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. До прибытия означенных полицейских чинов Земскому Начальнику предоставляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции (полицейских урядников, сотских и десятских) на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.
25. Земский Начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.
29. Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.
30. Земский Начальник имеет право рассматривать все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами в пределах вверенного ему участка.
31. Если Земский Начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами либо клонится к явному ущербу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных его членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, представляет его, вместе со своим заключением на рассмотрение Уездного Съезда.
35. Земский Начальник, если признает необходимым, делает распоряжения о заключении под стражу, в городской тюрьме крестьян, подлежащих удалению из обществ по состоявшимся о том приговоров сельских и волостных сходов.
39. На Земского Начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка, по предметам ведомства сельских и волостных сходов…
47. Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей.
48. Ведомству Земских Начальников в порядке гражданского судопроизводства подлежат:
1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей, возникающим: а) по найму земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей, и б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение.
2) Дела о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более шести месяцев.
3) Дела о потравах и о других повреждениях полей, лугов и иных угодий…
4) Все прочие иски на сумму не свыше трехсот рублей…
49. Ведомству Земских Начальников в порядке уголовного судопроизводства, подлежат:
1) проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями…,
2) беспатентная продажа питей и табачных изделий…
61. В случае неисполнения законных распоряжений или требований Земского Начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению, он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию не свыше шести рублей…
62. Земский Начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности, имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные нарушения Земскому Начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлениями в Уездный Съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании их суду.
66. Земские Начальники подчиняются надзору и руководительству местных Губернатора и Губернского Присутствия…
Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.249-251.
Ø Используя документ 7.10., ответьте на вопросы:
1. Кто и при каких условиях мог быть назначен на должность Земского участкового начальника?
2. Кто избирал Земского участкового начальника из списка представленных к избранию кандидатур?
3. Кто утверждал в должности Земского участкового начальника?
4. Что входило в круг обязанностей Земского участкового начальника?
5. Какие права получил Земский участковый начальник?
6. Кто исполняет обязанности Мировых Судей?
7. Какие дела подлежали ведомству Земского участкового начальника в порядке гражданского судопроизводства?
8. Какие дела подлежали ведомству Земского участкового начальника в порядке уголовного судопроизводства?
9. Какие меры административного воздействия мог применять Земский участковый начальник по отношению к лицам, не исполнившим его законные распоряжения? Требовалось ли при этом формальное производство?
10. Какие меры административного воздействия мог применять Земский участковый начальник вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, либо других проступков, совершенных ими по должности?
11. Под чьим надзором и подчинением находились Земские участковые начальники?
ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ИЮНЯ 1890 г.
28. Для производства выборов в уездные земские гласные лицами, участвующими в Земских Избирательных Собраниях.., составляются по каждому уезду два Избирательных Собрания. В первом собрании участвуют, под председательством Уездного Предводителя Дворянства, дворяне потомственные и личные; во втором, под председательством Головы губернского или уездного города, по принадлежности – прочие лица, имеющие право участвовать в земских выборах, производимых на Избирательных Собраниях, а также представители благотворительных, учебных и ученых учреждений, торговых и промышленных Обществ, Товариществ и Компаний.
51. Гласные от сельских обществ избираются волостными сходами. Каждый сход избирает одно лицо, но если число волостей в уезде не превышает определенного для оного расписанием… числа гласных от сельских обществ, то Губернское по земским делам Присутствие разрешает волостным сходам наиболее населенных волостей избирать по два лица. Из числа избранных Губернатор утверждает положенный расписанием комплект гласных от сельских обществ и определяет очередь, на основании которой остальные избранные лица заступают утвержденных, в случае выбытия последних по окончании трехлетнего срока.
87. Губернатор останавливает исполнение постановления Земского Собрания в тех случаях, когда усмотрит, что оно: а) не согласно с законом или постановлением с нарушением круга ведомства, пределов власти, либо порядка действий земских учреждений или б) не соответствует общим государственным пользам и нуждам, либо явно нарушает интересы местного населения.
118. Лица, избранные в Председатели Губернских Управ утверждаются в должности Министром Внутренних Дел, а избранные в Председатели Уездных Управ и в Члены как Губернских, так равно и Уездных Управ – Губернатором…
Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.251.
Ø Используя документ 7.11., ответьте на вопросы:
1. Сколько Земских Избирательных Собраний составлялось по каждому уезду для производства выборов в уездные земские гласные? Кто входил в каждое из них?
2. Каким образом происходило избрание гласных от сельских обществ?
3. В каких случаях Губернатор мог остановить исполнение постановления Земского Собрания?
4. Кем утверждались в должности Председатели Губернских Управ?
5. Кем утверждались в должности Председатели Уездных Управ?
6. Кем утверждались в должности Члены Губернских и Уездных Управ?
ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ИЮНЯ 1892 г.
2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат:
1. Заведывание установленными в пользу городских поселений сборами и повинностями.
II. Заведывание капиталами и другими имуществами городского поселения.
III. Попечение об устранении недостатка продовольственных средств способами, имеющимися для сего в распоряжении общественного управления.
IV. Содержание в исправности и устройство состоящих в ведении общественного управления улиц, площадей, мостовых, набережных, пристаней, бечевников, тротуаров, общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав, мостов, гатей и переправ, а также освещение городского поселения.
V. Попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства; устройство благотворительных и лечебных заведений и заведывание ими на одинаковых с земскими учреждениями основаниях.
VI. Участие в мероприятиях по охранению народного здравия и предупреждению и пресечению падежей скота, развитие средств врачебной помощи городскому населению и изыскание способов к улучшению местных условий в санитарном отношении.
VII. Попечение о лучшем устройстве городского населения по утвержденным планам, а также о мерах предосторожности против пожаров и других бедствий.
VIII. Участие в заведывании взаимным страхованием городских имуществ от огня.
IX. Попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведывании учебными заведениями.
Х. Попечение об устройстве общественных библиотек, музеев, театров и других подобного рода общеполезных учреждений.
XI. Воспособление зависящими от общественного управления способами развитию местной торговли и промышленности, устройство рынков и базаров, надзор за правильным производством торговли, устройство кредитных учреждений по правилам Устава Кредитного, а равно содействие устройству биржевых учреждений.
XII. Удовлетворение возложенных, в установленном порядке, на общественное управление потребностей воинского и гражданского управлений.
XIII. Дела, предоставленные ведению общественного управления на основании особых законоположений и Уставов.
11. Губернатор имеет надзор за правильностью и законностью действий городского общественного управления…
21. Учреждения городского общественного управления суть: 1) Городская Дума и 2) Городская Управа, с состоящими при ней исполнительными органами.
23. Для избрания гласных Думы и кандидатов к ним созываются, через каждые четыре года, Избирательные Собрания, в сроки, назначаемые Городскою Управою, с утверждения Губернатора.
24. Правом участия в выборе гласных пользуются: 1) лица, состоящие в русском подданстве, а также благотворительные, ученые и учебные учреждения и учреждения правительственные, если эти учреждения и лица не менее одного года владеют в пределах городского поселения, на праве собственности или пожизненного владения, недвижимым имуществом, обложенным оценочным в пользу городского поселения сбором и стоящим по оценке, определенной для взимания сего сбора: в обеих столицах – не менее трех тысяч рублей; в губернских городах с населением свыше ста тысяч человек и в городе Одессе – не менее тысячи пятисот рублей; в прочих городах, губернских, областных и входящих в состав градоначальств, а равно в более значительных уездных городах, - не менее одной тысячи рублей; в остальных городских поселениях – не менее трехсот рублей; и 2) состоящие в русском подданстве лица и учреждения по законам Империи Общества, Товарищества и Компании, если означенные лица и учреждения не менее одного года содержат в пределах городского поселения торгово-промышленное предприятие, требующее выборки свидетельства: в столицах – первой гильдии, а в прочих городах – первой или второй гильдии.
25. Из лиц, имеющих право участия в избрании гласных на основании статьи 24 и не состоящих под опекою или попечительством, недостигшие двадцати пяти лет отроду, и лица женского пола пользуются сим правом не лично, а через уполномоченных, снабженных от них доверенностями.
33. Права участвовать в выборах лично за себя и в качестве представителей лишаются: 1) подвергшиеся суду за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы… 6) состоящие под гласным надзором полиции … 8) лица, за коими числятся недоимки по городским сборам свыше полугодового оклада сих сборов.
Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.252-253.
Ø Используя документ 7.12., ответьте на вопросы:
1. Что, согласно Городовому положению 1892 года, принадлежало к предметам ведомства городского общественного управления?
2. Кто осуществлял надзор за деятельностью городского общественного управления?
3. Какие учреждения входили в состав Учреждений городского общественного управления?
4. На какой срок избирались гласные Городской Думы?
5. Кто пользовался правом избрания гласных в состав Городской Думы?
6. Какие лица, из имеющих право участвовать в выборах гласных, пользовались данным правом через уполномоченных, по доверенности?
7. Назовите основания, по которым, лица, из имеющих право участвовать в выборах гласных, лишались данного права?
[1] Лорис-Меликов Михаил Тариелович (1825-1888) – граф, генерал-адъютант. В 1880 – начальник Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия с чрезвычайными полномочиями. С августа 1880 по май 1881 гг. – министр внутренних дел и шеф жандармов. Член Госсовета. Автор так называемого проекта «конституции».
[2] Бильбасов Василий Алексеевич (1837-1904) – историк, публицист, профессор Киевского университета (1867-1871). С 1871 г. редактор либеральной газеты «Голос» (1871-1883).
[3] Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) – юрист, статс-секретарь, сенатор. С 1872 г. – член Госсовета, в 1880-1905 гг. – обер-прокурор Святейшего Синода. Известен своими консервативными взглядами.
[4] Маков Лев Саввич (1830-1883) – министр внутренних дел (1878-1880), министр почт и телеграфов (1880-1881). Член Госсовета.
[5] Абаза Александр Агеевич (1821-1895) – государственный контролер (1871-1874), председатель Департамента экономии Госсовета (1874-1880, 1883-1892), министр финансов (1880-1881).
[6] Милютин Дмитрий Алексеевич (1816-1912) – граф, генерал-фельдмаршал, почетный член Академии наук. Военный министр (1861-1881). Член Госсовета.
[7] Валуев Петр Александрович (1814-1890) – граф, член редакционный комиссий по выработке «Положения 19 февраля 1861 г.». Министр внутренних дел (1861-1868), министр государственных имуществ (1872-1879), председатель Комитета министров (1879-1881).
[8] Адлерберг Александр Владимирович (1818-1888) – граф, генерал-адъютант, член Главного управления цензуры, министр императорского двора и уделов (1872-1881), канцлер российских императорских и царских орденов, член Госсовета.
[9] Сольский Дмитрий Мартынович (1833-1910) – граф, статс-секретарь, государственный контролер (1878-1889), председатель Департамента государственной экономии (1893-1905), председатель Госсовета и Комитета финансов (1905-1906).
[10] Сабуров Андрей Александрович (1838-1916) – статс-секретарь, сенатор, член Госсовета, министр народного просвещения (апрель 1880 – март 1881).
[11] Гирс Николай Карлович (1820-1895) – статс-секретарь, министр иностранных дел (1882-1895).
[12] Набоков Дмитрий Николаевич (1826-1904) – статс-секретарь, сенатор, министр юстиции (1878-1885), член Госсовета.
[13] Строганов Александр Григорьевич (1795-1891) – граф, генерал-адъютант, министр внутренних дел (1855-1864). Член Госсовета.
[14] Ливен Андрей Александрович (1839-1913) – князь, статс-секретарь, товарищ министра государственных имуществ (1872-1874), управляющий Министерством госимуществ (1879-1881). Член Госсовета.
[15] Посьет Константин Николаевич (1819-1899) – генерал-адъютант, адмирал, министр путей сообщения (1874-1888). Член Госсовета.
[16] Делянов Иван Давидович (1818-1897) - граф, статс-секретарь, министр народного просвещения (1882-1897). Член Госсовета.