На сайте научной библиотеки СЗИУ РАНХиГС
1. Электронные учебники электронно-библиотечной системы (ЭБС) «Айбукс» http://www.nwapa.spb.ru/index.php?page_id=76
2. Статьи из журналов и статистических изданий Ист Вью http://www.nwapa.spb.ru/index.php?page_id=76
10. Методические указания по освоению дисциплины для обучающихся
Курс «Римское частное право» имеет своей целью систематическое ознакомление учащихся с основными аспектам правовой системы, получившей свое наивысшее развитие в период I – III вв. н.э. При этом предметные рамки курса ограничиваются изложением системы частного права (включающего в себя нормы гражданского семейного, процессуального и наследственного права древнего Рима). Объясняется данное обстоятельство особой актуальностью римского частного права для полного и всестороннего образования современного юриста.
После падения Римской империи нормы римского частного права не утратили своего значения. Благодаря технически совершенному изложению, детальной разработанности и сугубой ориентации на практическое применение они стали образцом при построении систем западноевропейского гражданского права и, будучи реципиированны ими, легли в основу современных Гражданских кодексов целого ряда стран (в том числе России). Из римского права происходит и целый ряд цивилистических терминов, понятий и категорий, широко используемых ныне в гражданском законодательстве. Соответственно, полноценное усвоение гражданского права невозможно без получения исходных знаний и установок, даваемых в рамках курса римского частного права.
Кроме того, изучение римского права имеет общеобразовательное значение, поскольку формирует основы юридического мышления, расширяет кругозор, повышает уровень правовой культуры начинающих юристов. Данный предмет дает наглядное представление об эволюции многих современных правовых институтов, проливает свет на историческую изменчивость правовых норм и вместе с тем предоставляет возможность оценить устойчивость важнейших принципов, лежащих в основе системы римского частного права и роднящих ее с современными системами гражданского права.
Изучение данной дисциплины представляет едва ли не наибольшую сложность, учитывая специфику реалий, с которыми приходится иметь дело, а также то обстоятельство, что римское право, будучи в эпоху своего наивысшего расцвета результатом доктринального творчества требует для своего восприятия известных (и к тому же весьма существенных) интеллектуальных усилий. Учитывая сказанное, студент должен подходить к изучению данной дисциплины со всей серьёзностью. Необходимо прежде всего избавиться от часто встречающегося заблуждения, будто римское право является дисциплиной, направленной на «общее развитие» и «повышение культурного уровня» учащегося. На самом деле данную дисциплину следует считать одним из краеугольных камней всего юридического образования в целом, поскольку, будучи связано с гражданским правом, римское частное право через него влияет на современный правопорядок и притом в наиболее важной его сфере, а именно в сфере коммерческого оборота.
Начиная изучение данной дисциплины, студент должен внимательно изучить подготовленные кафедрой учебно-методические материалы, ознакомиться со структурой курса, его целью, задачами, а также с теми компетенциями, на достижение которых направлено преподавание предмета. Далее следует обратиться к учебникам и учебным пособиям, рекомендуемым в настоящей программе. Выбор учебной литературы представляется весьма важным, учитывая то обстоятельство, что в последние годы было издано значительное количество учебников, далеко не равнозначных по своему содержанию, причём многие из них имеют достаточно низкое качество и способны только запутать читателя, создав у него ошибочные представления о предмете. Более того, даже классические учебники, рекомендованные в настоящей программе, обладают не только одними достоинствами, но и недостатками, в силу чего в процессе обучения следует использовать одновременно несколько учебных пособий, сопоставляя их между собой и сравнивая содержащиеся в них сведения (желательно с опорой на аутентические сочинения римских юристов).
Несмотря на сравнительно небольшой объём времени, отводимый на лекционное изложение дисциплины, лекции являются одной из наиболее необходимых составных частей изучения курса. Посещая лекции, студент обязан не только пассивно воспринимать сообщаемую преподавателем информацию, но и осмысливать её непосредственно в процессе изложения. При появлении вопросов, их необходимо задавать преподавателю сразу, как только они возникают во избежание появления пробелов, затрудняющих дальнейшее усвоение дисциплины. Те вопросы, которые на лекции были по необходимости затронуты бегло, подлежат более глубокому и всестороннему освещению на семинарских занятиях.
В процессе проведения семинаров ставятся и решаются три основные задачи. Первой задачей является повторение материала, пройденного на лекциях и на предыдущих семинарах. Регулярное и систематическое повторение является важным условием успешного освоения дисциплины студентами. Повторение осуществляется в форме устного опроса, причём студенты, давшие большее количество правильных ответов, получают дополнительные баллы за участие в семинарском занятии. Вообще опросы такого рода имеют своей целью не столько проверку остаточных знаний, сколько выявление пробелов и недостаточно усвоенного материала. Рекомендуется в ходе опроса записывать правильные ответы на те вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения.
Вторая задача состоит в углублённом изучении вопросов, вынесенных на семинарское занятие. Такое рассмотрение является результатом самостоятельной исследовательской работы студента с учебной и научной литературой и латинскими юридическими памятниками, результатом которой становятся доклады и выступления с мест. Доклады и выступления также должны быть направлены на углубление и расширение познаний студентов по изучаемой дисциплине, поэтому должна приветствоваться полнота в раскрытии темы, простота и доступность в изложении материала, а также самостоятельный, творческий характер доклада и выступления.
При соответствии указанным критериям доклад (выступление с места) может быть оценен достаточно высоко. Методологически едва ли целесообразно требовать от студента, не пользоваться при этом записями или иными вспомогательными материалами (за исключением презентации), вместе с тем соответствие данному требованию является основанием для более высокой оценки доклада при условии его надлежащего качества. Основное требование в любом случае состоит в том, чтобы доклад содержал в себе дополнительную в сравнении с лекционным курсом информацию, которая также должна быть воспринята и усвоена студентами.
Наконец, третья задача состоит в формулировании под руководством преподавателя кратких выводов по вопросам, рассматривавшимся в ходе семинарского занятия. Эти выводы должны послужить заготовками ответов на соответствующие вопросы во время экзамена. В целях дополнительного контроля усвоения материала студентами по итогам семинарского занятия проводится письменная работа в форме ответа на вопрос или решения тестовых заданий.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществления образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Лекции и семинарские занятия проводятся с применением мультимедийных и Интернет-технологий. В процессе обучения может быть также использовано компьютерное тестирование.
Аудиторные занятия проводятся методами: проблемного изложения материала; иллюстративно-объяснительным; майевтическим (диалогическим). Изложение лекционного материала строится посредством сочетания монологической и диалогической речи преподавателя, что призвано повысить степень интерактивности лекций и максимально широко вовлечь студентов в обсуждение рассматриваемых вопросов.
Применение интерактивных методик в ходе аудиторных занятий позволяет студентам:
· практически повторить и освоить изученный на лекции материал;
· под руководством преподавателя разобрать вопросы, понимание которых вызывает особые трудности;
· обменяться точками зрения по рассматриваемым проблемам с преподавателем и другими студентами;
· научиться аргументированно отстаивать свою позицию в публичной дискуссии;
· повысить психологическую мотивацию в освоении учебных дисциплин;
· развить дух сотрудничества и здоровой конкуренции, необходимые для дальнейшей практической работы.
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п | Наименование |
1. | Специализированные залы для проведения лекций |
2. | Специализированная мебель и оргсредства: аудитории и компьютерные классы, оборудованные посадочными местами |
3. | Технические средства обучения: Персональные компьютеры; компьютерные проекторы; звуковые динамики; программные средства, обеспечивающие просмотр видеофайлов |