Хаттаб (Эмир ибн Аль Хаттаб, прозвище Черный Араб, настоящее имя – Хабиб ар-Рахман) 1,2
Хабиб ар-Рахман (Хаттаб) родился в 1970 г.(по другим данным – в 1966 г.) в богатой иорданской семье чеченского происхождения.
Уже в юношеском возрасте Хаттаб попадает под влияние идей ведущего теоретика исламского экстремизма, лидера старейшей и влиятельнейшей фундаменталистской организации "Братья-мусульмане" Сейда Кутба. Хаттаб вербуется в Афганистан через организацию "Хозяйственное бюро", созданную в начале 1980-х гг. Усамой бен Ладеном и шейхом Абдулой Азамом для отправки наемников в Афганистан.
В возрасте 18 лет Хаттаб попадает в учебный лагерь под Джелалабадом, которым руководил Хасан-ас-Серехи, проходит обучение у американских инструкторов и укрепляется в ваххабитских взглядах, распространенных среди арабских наемников.
Хаттаб очень религиозен и крайне нетерпим к последователям традиционного ислама – суннитам и особенно шиитам.
Пройдя обучение, он воевал против Советской армии и прославился храбростью и невероятной жестокостью при штурмах Кандагара и Джелалабада.
В 1993 г. Хаттаб получает серьезное ранение в боях за Кабул. После лечения в одной из арабских стран воюет в Таджикистане против российских войск. Там же от взрыва гранаты он потерял несколько фаланг пальцев правой руки, за что получил кличку "Ахмед однорукий".
Являясь профессиональным наемником, позднее Хаттаб воевал в Ираке против группировки западных войск, был организатором террактов против США и Израиля на Ближнем Востоке, тренировал боевиков движения "Талибан" в Пакистане.
В начале 1995 г. Хаттаб с немногочисленным отрядом из 18 телохранителей приезжают в Чечню, где активно включается в военные действия. Основой его деятельности стало формирование и обучение отрядов боевиков, поставки оружия и финансов, планирование и проведение диверсионных операций.
В распоряжении Хаттаба оказался т.н. "Исламский институт Кавказа", который в действительности являлся филиалом международной экстремистской организации "Братья-мусульмане". В "Институте" преподавали 40 афганцев и арабов. 160 слушателей изучали арабский язык, догматы ваххабизма, основы террористической деятельности.
Основная база подготовки боевиков Хаттаба располагалась у селения Сержень-Юрт на территории бывших пионерских лагерей, например, лагерь "Исламского института Кавказа" "Саид ибн Абу Ванас" располагался на левом берегу реки Хулхулау. В мирное время преподавательский состав насчитывал более 100 человек.
Перед тем, как попасть в лагерь Хаттаба и пройти военно-диверсионную подготовку, все боевики в обязательном порядке обучались на курсах "Талибан".
Структурно база Хаттаба состояла из 7 специализированных лагерей, которые традиционно для моджахедов носили имена инструкторов-пакистанцев: "Абубакар" – диверсионно-террористические курсы, "Якуб" – тяжелое вооружение, "Абуджафар" – стрельба и партизанская подготовка, "Давгат" – подготовка специалистов ведения пропаганды и психологической войны. В Центральном лагере, которым руководил непосредственно Хаттаб, обучались около 100 иностранных наемников и несколько особо отличившихся чеченцев. Одновременно в 7 лагерях обучалось около 2 тысяч человек – из Средней Азии, Поволжья, Северного Кавказа, Саудовской Аравии, Иордании, Китая, Египта, Пакистана, Малайзии и других стран.
Учебные группы комплектовались по 5 человек, пятерками они потом и воевали. Занятия в лагерях велись круглосуточно. В программу обучения входили ежедневное обучение стрельбе из всех видов оружия, рукопашный бой, минно-подрывное дело, ориентирование на местности, выживание в экстремальных условиях. Особое внимание уделялось отработке вопросов взаимодействия, организации связи, захвату городских объектов, захвату заложников. Лучшие боевики отправлялись для продолжения учебы в учебные лагеря Пакистана и Турции.
Кроме того, под опекой Хаттаба находилось медресе в селе Харачой, где обучались террористы.
Имя Хаттаба стало широко известно в середине апреля 1996 г., когда он с полусотней бойцов расстрелял из засады караван федеральных войск у селения Шатой. В конце 1997 г. Хаттаб участвовал в нападении на часть 136-й мотострелковой бригады в г. Буйнакске, когда, понеся значительные потери, (сам Хаттаб был ранен в плечо), боевики Хаттаба успели скрыться на территории Чечни. Среди других наиболее известных операций – терракт в г. Буденовске (из отряда Хаттаба участвовало 70 человек и все остались живы), обеспечение "коридора" банде С. Радуева у села Первомайское, расстрел колонны 245-го полка у села Ярышмарды, засада у села Сержень-Юрт.
С 1998 г. активно сотрудничает с Ш. Басаевым, рассчитывая получить выход через Дагестан к Каспийскому морю, что обеспечило бы снятие блокады с Чеченской республики и решило бы ряд стратегических задач. С этой целью Хаттабом были созданы "Исламская армия Дагестана", состоящая в основном из дагестанцев (только аварцев, по некоторым данным, в нее вошло 1,5 тысяч человек), и "миротворческий корпус" из чеченцев и иностранных наемников.
С целью "лигитимизации" своего вторжения в Дагестан и укрепления "дружбы между двумя народами" Хаттаб женился на даргинке из села Карамахи Фатиме Бирдаговой, принадлежавшей к влиятельному клану, исповедовавшему ваххабизм, и чеченке из Веденского района.
Основные финансовые источники Хаттаба – помощь У. бен Ладена, а также из Пакистана и Турции, захват заложников, наркоторговля и доля в нефтяном бизнесе Чечни, подконтрольном Ш. Басаеву, с целью не допустить транзит каспийской нефти через Кавказ. Его заводы по производству опия и переработке героина, как и братьев Басаевых были расположены, например, в Веденском районе, в бывшем пионерском лагере "Зорька" под Шали и других местах.
Хаттаб – активный сторонник партизанской войны против российских войск и примирившегося чеченского населения. Как и бен Ладен, Хаттаб склонен подкреплять свои военные акции информационными кампаниями, так, например, он объявил войну русскому народу на всей территории России и выразил готовность с удовольствием вырезать всех русских на Кавказе.
В своем отряде поддерживает строжайшую дисциплину, за малейший проступок следует жестокое наказание. Например, накануне нападения на Дагестан за ослушание были казнены жва наемника-таджика.
В международных исламских террористических кругах принято фиксировать на видеопленку "подвиги" террористов, чтобы у их наставников перед лицом Аллаха были доказательства их праведности. С Хаттабом постоянно находятся один – два оператора, которые фиксирует хронику событий. Вот только один эпизод. Из подбитого БТРа боевики вытаскивают раненого российского солдата. Хаттаб ножом вырезает печень у живого человека, слегка обжаривает ее на костре и съедает.
В начале 2000 г. Хаттаб сообщил своим боевикам, что во сне ему явился Аллах и известил о том, что миссия Хаттаба в Чечне закончена.
Подготовка моджахедов 1
Ваххабиты проходят подготовку в учебных центрах и тренировочных лагерях в Афганистане, Судане, Чечне, Турции, Ливане, Малайзии, на территориях, не подконтрольных официальным правительствам Алжира, Ливии и Филиппин. Важность учебного курса (араб. "талибан") такова, что в Афганистане он символизирует все движение.
Обучение состоит из трех этапов. На первом - проводится отсев подозрительных и неспособных. На втором - курсанты обучаются военному делу и получают воинскую специальность. На третьем этапе, если курсант до него допускается, дается политическая подготовка, развиваются и шлифуются командные способности.
Большинство кандидатов – выходцы из материально необеспеченных семей, которых привлекают слухи о могуществе и удачливости ваххабитов. Для их вербовки применяются специально создаваемые молодежные спортивные секции (как это было, например, в довоенном Грозном), или общества по изучению Корана.
Кандидатами в ваххабиты становятся пленные и заложники, которым в условиях крайней степени физического унижения предлагается принятие "истинной веры" в обмен на свободу. Принявший ваххабизм должен немедленно учинить физическую расправу над товарищем по несчастью, что записывается на видеопленку и в дальнейшем применяется для шантажа.
Низшее командное звено вербуется среди людей с высшим образованием – предпринимателей, гуманитариев – с помощью курсов по бизнес-технологиям или семинаров по религиоведению.
Известны случаи вовлечения в ваххабитские организации членов тоталитарных сект, психологически склонных к радикальным формам миропонимания.
Среди ваххабитов практически не встречаются люди, вышедшие из подлинно религиозных, мусульманских или христианских, семей.
В отборочном лагере (например, "Исламском Институте Кавказа", Сержень-Юрт) учебная программа ограничена заучиванием ряда сур Корана, написанных наиболее распространенным в данной местности алфавитом, и усиленной физической подготовкой. Основная задача лагерей первичной подготовки – изучение личностей кандидатов и отбор пригодных для дальнейшего обучения. После преодоления первого этапа начинает действовать правило шариата "за отречение от ислама – смерть".
Второй этап включает в себя прохождение начального курса боевой подготовки, обычно в базовом лагере на территории, управляемой ваххабитами. Лагеря и отряды называют по имени старшего руководителя. В базовом лагере изучается военное дело в объеме, необходимом для понимания боевых операций группой, численностью до 150 человек. Основное внимание уделяется умению пользоваться слабыми местами армейской "линейной" тактики. Наряду с военным делом изучаются конспирация, агентурное дело и ведение бизнеса.
Основные формы и методы обучения – конспектирование и выучивание коротких правил, деловые игры и полевые занятия. Знание правил проверяется не ответами наизусть, а при решении практических заданий.
В помощь обучающимся рекомендуется методическое пособие "Энциклопедия джихада" - текст в 1000 страниц, записанный на компьютерном диске и доступный новобранцам. 1
Учебные занятия и боевые операции чередуются увеселительными мероприятиями и заучиванием Корана. Коран, в отличие от лекций, - талантливое поэтическое произведение, способное произвести эстетический эффект даже без глубокого знания арабского языка. Заучивание Корана в сочетании с постоянной сменой деятельности создает ощущение приподнятости, которое сохраняется и в ходе боев.
Качество обучения проверяется в ходе итоговых занятий, на которых инструкторы применяют боевые патроны и снаряды, и неподготовленные отсеиваются естественным путем.
Обучение завершается стажировкой в боевой обстановке, для которой курсант получает простые, но опасные задания. На каждых десять курсантов базового лагеря приходится, приблизительно, не менее одного замученного пленника, расчлененного живьем с помощью холодного оружия или иного подсобного инструмента, что фиксируется на видеокамеру.
В результате обучения в базовом лагере у курсантов формируется особый тип личности, одержимый идеями и идеалами ваххабизма, уверенный в себе, в своей полноценности и силе, не склонный к критическому осмыслению действительности – "шахид" (араб. "свидетель"), смертник, мученик за веру.
Пройдя специализацию по тяжелому оружию, минно-подрывному делу или психологической войне, курсант включается в состав существующего или организующегося отряда и отныне признается "моджахедом", для которого джихад становится образом жизни.
Ваххабитские отряды действуют единым, строго определенным образом. Около половины отряда сражается, примерно столько же остается на месте постоянной дислокации и проводит подчинение "неверных" через бизнес, остальные – учатся и стажируются в других областях деятельности ваххабитов. Нарушение такого порядка строжайше запрещено.
Слабое место выпускников курсов "Талибан" - постоянная нужда в поддержании настроения приподнятости. Невозможность устроить отдых, смену подразделений приводит талибов в уныние, во-первых. Чрезмерная вера в арабов, пакистанцев и афганцев, (явное пренебрежение к старейшинам тейпов, как это наблюдается в Чечне) могут приводить к панике при невозможности скорректировать ситуацию, во-вторых.
Социологический анализ1 лиц, готовых к совершению террористических акций, дает основания говорить, что они в основной своей массе социальные аутсайдеры, типичные маргиналы. Это люди с не сложившейся жизнью, не имеющие устойчивых семейных связей, испытывающие трудности во взаимоотношениях с родственниками, окружающими, не нашедшие своего места в жизни или, точнее, нашедшие свое место в террористической группе.
С точки зрения психологии, это неуравновешенные, психопатические личности, для которых характерны преобладание эмоций над разумом, непосредственных активных реакций на действительность над ее осмыслением. Для них характерны предвзятость оценок, низкий порог терпимости, отсутствие должного самоконтроля, предельная нетерпимость к инакомыслию и фанатизм. Они достаточно легко и естественно соглашаются с идеей насилия. При этом им свойственна твердая вера в обладание абсолютной, единственной и окончательной истиной, в мессианское предназначение, в высшую, уникальную миссию по имя спасения или счастью человечества.
По своим психологическим особенностям террористы близки к убийцам, поскольку терроризм – особая разновидность убийства, когда посягательство на чужую жизнь происходит не из-за ненависти или вражды к конкретному человеку, а в связи с тем, что он является представителем определенной социальной, политической, этнической или религиозной группы.
Большинство террористов – мужчины. В этнических, националистических, религиозный террористических группах, ведущих боевые действия, женщины участвуют как снайперы или исполнители террористических актов. Например, взрыв в здании железнодорожного вокзала г. Минеральные воды в 1996 г. произвели две женщины, чеченки по национальности, которые являлись бойцами т.н. "армии генерала Дудаева".
Среди террористов встречаются люди разных возрастов, профессий, социального происхождения и положения. Многое зависит от того, какое место занимает конкретное лицо в иерархии организации. Как правило, руководители организаций бывают люди старших возрастов, развитые интеллектуально, тактически, стратегическим и технически образованные, обладающие финансовыми ресурсами.
Исполнители – молодые люди, "пушечное мясо" терроризма. Как правило, это люди в возрасте до 40 лет, не имеющие семьи, с довольно невысоким образовательным уровнем, не выходящим за рамки средней школы, не городские жители или жители города в первом поколении.
Внешними мотивами террористических преступлений чаще всего выступает корысть и месть властям или мнимым обидчикам. Нередки случаи соединения корыстных и политических мотивов, особенно в случаях захвата заложников и похищения людей. Чисто политическая мотивация проявляется крайне редко.
Подлинные внутренние мотивы совершения преступлений террористического характера, их смысл и субъективное значение имеют два аспекта – рациональный и иррациональный.
Рациональный аспект заключается в том, чтобы с помощью исключительного, абсолютно противоположного общепринятым нормам, насильственного акта заставить государство или общество идти на уступки террористам. Конкретные цели могут быть разными: признание политических, национальных или религиозных требований, подрыв стабильности в обществе, поселение чувства страха или неуверенности в гражданах, освобождение террористов, получение выкупа или иной материальной выгоды и т.д.
Иррациональный аспект включает в себя глубинный личностный опыт террориста. Можно выделить следующие внутренние мотивы: самоутверждение, преодоление отчуждения, конформизма, обезличивания, стандартизации, маргинальности, пресыщения, смыслоутраты, самоидентификация, молодежная романтика и инфантильный героизм, придание своей деятельности особой значимости.
Одним из уникальных мотивов, который порождает терроризм, может быть, во-первых, влечение отдельных людей к смерти (некрофилия), к уничтожению, к причинению боли и страданий, столь же сильное, как и влечение большинства людей к жизни (биофилия), любовь и воля к жизни. Некрофилия в большей степени, чем биофилия объединяет людей, которые решают свои глубинные внутренние проблемы, максимально приближаясь к смерти или прибегая к ней.
Другим уникальным мотивом совершения террористических акций является создающаяся уникальная психологическая ситуация, в которой люди действуют по иным законам, нежели в системе принятых социальных связей и обычной жизни. Террорист как бы получает власть над смертью, становится ее субъектом.
Например, в случае захвата заложников террорист обрушивает на себя всю гигантскую мощь государственной системы. Одновременно он получает мимолетное, но крайне острое болезненно-чувственное осознание абсолютного превосходства и власти над заложниками и их жизнями. Террористы-самоубийцы как бы зачарованы смертью, "лакомятся" своими своеволием и превосходством над жизнью, своей добровольной гибелью пытаясь себя обессмертить, преодолеть собственный страх смерти и как бы "убить смерть".