Усама бен Ладен о панисламском движении и джихаде1
В 1998 г. У. бен Ладен следующим образом выразил намерение вести тотальную войну против немусульман, исходя из принципа законности применения насилия ("фатва"):
"Уничтожение американцев и их союзников, как гражданских, так и военных лиц, в любой стране, где это возможно – личный долг каждого мусульманина. Необходимо освободить al-Aqsa Mosque и священные мечети от оккупации неверных, изгнать их армии с исламской земли, уничтожить любую возможную угрозу мусульманскому миру. Бог поможет каждому правоверному, кто желает во имя исполнения его воли убивать американцев и похищать их ценности, где бы и когда бы они не были обнаружены. Мы также призываем всех мусульман начать борьбу против неверной американской армии и ее союзников, а также вести активную агитационную работу".
Позднее в своем интервью корреспонденту CNN бен Ладен подтвердил неограниченность планов исламской религиозной экспансии:
"Мы объявляем джихад против США, потому что, исходя из нашей веры, это – наш долг. Наша цель – изгнать американцев с мусульманской земли. Более того, священная война не остановится на Аравийском полуострове. Она должна остановить интервенцию против мусульманства по всему миру".
У. бен Ладен так характеризует поколение добровольцев джихада, которое появилось после советско-афганской войны:
"Их число благодаря Божьей помощи достаточно велико, и они распространяются в любом месте, где неверные ущемляют права мусульман. Они отправляются в Боснию, Чечню, Таджикистан и другие страны в соответствии со своим долгом, потому что верят, что эти страны – часть исламского мира. Поэтому любая агрессия, направленная против любой из этих стран, обязывает мусульман послать свою армию для борьбы с этой агрессией".
Участники джихада считают, что нарушение религиозных законов и деятельность против Бога делает сражающихся чувствительными и слабыми, а, следовательно, обреченными на поражение. Успех любой военной акции зависит от веры в справедливость своего дела и верность долгу. В ходе интервью бен Ладен подтвердил эту точку зрения, заявив, что моджахеды одержат значительно более быструю победу над США по сравнению с победой над Советским Союзом.
"Америка победила Сомали, так как была значительно сильнее. Победа была одержана поле незначительного сопротивления со стороны обессиленных, бедных, безоружных людей, чье единственное оружие – вера в Великого Аллаха. Мы учились у тех, кто там сражался. Они были удивлены низким уровнем морали американской армии по сравнению с русской. Американцы спасались бегством от тех бойцов, кто действительно сражался и убивал их, в то время как русские боролись до конца. Если американцы так самонадеянны и все еще считают, что обладают достаточной силой, даже несмотря на успехи во Вьетнаме, Бейруте, Адене и Сомали, то позволим им вернуться к тем, кто ждет их возвращения".
Характерно, что аналогично оценивают цель джихада и другие руководители экстремистских организаций, например, шейх Умар абд ар-Рахман, санкционировавший избиение 72 человек, в основном западных туристов, в 1998 г. в Луксоре (Верхний Египет) боевиками "Аль-Гамаа-аль-Исламия":
"Необходимо использовать любое возможное оружие в священной войне против врагов Бога, разрушать и уничтожать мораль противников Аллаха, их гражданские основы, такие как туристическая инфраструктура, небоскребы, памятники, помещения штаб-квартир. Бог всесилен и поможет истинно верующим преодолеть любые препятствия".
Ахмед Ясин, (псевдоним А.Т. Муса), ХАМАС 1
Основатель ХАМАСа Ахмед Ясин родился в 1936 г. в деревне Джура, неподалеку от города Ашкелон. В 1947 г., когда начались столкновения между арабами и евреями, его семья переехала в Газу.
В 1950-х гг. Ясин вступил в фундаменталистскую организацию "Ихван муслимун" (араб. "Братья-мусульмане"), впоследствии запрещенную Гамалем Абдель Насером, египетским президентом.
В это же время он, неудачно сделав сальто, сломал себе шею и остался инвалидом на всю жизнь. Через несколько лет Ясин начала передвигаться на костылях, но с середины 1980-х гг. он не встает с инвалидной коляски.
Инвалидность не помешала Ахмеду Ясину получить филологическое образование в египетском исламском университете "Айн-Шамс", где ему была присвоена степень бакалавра по арабской литературе. Вернувшись в Газу, Ясин стал учителем и одновременно представителем "Братьев-мусульман".
Отец одного из учеников Ясина, египетский наместник Газы, бравший у него частные уроки, порекомендовал его на работу в начальную школу "Аль-Кармель". В рекомендательном письме наместник писал, что хотя Ясин и "не в состоянии быть учителем физкультуры, но преподавать другие дисциплины он сможет замечательно".
Ясин начал проповедовать в мечетях и не оставил преподавательскую и проповедническую деятельность после того, как в ходе "шестидневной войны" 1967 г. Израиль захватил Западный берег реки Иордан и сектор Газа.
В 1973 г. Ясин создает организации "Исламский центр", позднее "Исламское объединение", которое поставило под свой контроль большинство исламских учреждений в Газе. В 1979 г. после победы исламской революции в Иране он основал "Аль-Джамаа аль-Исламия", первое в Газе исламское общество, которое предлагало палестинцам услуги в религиозной, образовательной и развлекательной сферах.
Зарегистрированное израильскими властями, общество быстро распространило свое влияние на весь сектор Газа. Израиль активно поддерживал деятельность общества, т.к. оно стало потенциальным противником и религиозной альтернативой националистической Организации Освобождения Палестины (ООП). Ясин, удостоенный к тому времени почетного титула шейха, давал многочисленные интервью арабским программам израильского телевидения, в которых критиковал лидера ООП Ясира Арафата.
Довольно быстро общество из развлекательного клуба превратилось в политическую организацию: в 1982 г. тысячи его членов устроили массовые погромы магазинов, торгующих спиртными напитками в Газе.
В 1984 г. Ясин был приговорен израильским судом к 13 годам тюремного заключения за незаконное хранение оружия. Однако в 1985 г. его освободили в рамках обмена 1100 палестинских заключенных на 3 израильских солдат, захваченных в Ливане боевиками-террористами.
Группировка Ясина не приняла участие в интифаде – восстании палестинцев в Газе в 1987 г. В связи с тем, что волнения палестинцев не утихали Ахмед Ясин решает основать движение ХАМАС ("Харака аль-Мукаума аль-Исламия" – "Исламское движение сопротивления"). Ясин объявил всех израильтян военными поселенцами и призвал убивать их.
Деятельность ХАМАСа распространилась не только на сектор Газа, но и на Западный берег реки Иордан. В рамках движения был создан отряд боевиков "Аз эд-дин эль-Касем", который осуществлял нападения на израильских солдат и убивал палестинцев, подозревавшихся в сотрудничестве с израильскими властями.
В 1989 г. Ясин был арестован и приговорен к пожизненному заключению за организацию похищения и убийства двух израильских солдат. Находясь в тюрьме, Ясин продолжал руководить ХАМАСом и его филиалами в Иране и Судане. Сообщения передавались через посетителей, а писать письма парализованному узнику помогали сочувствующие ему сокамерники.
За время заключения популярность Ясина возросла неимоверно, и израильские власти всерьез опасались, что шейх превратится в великомученика, если умрет в заключении. Но даже угроза взрыва недовольства на Западном берегу и в секторе Газа не могла заставить израильтян освободить Ясина.
В1997 г. Ясин вышел на свободу, но не в результате действий ХАМАСа, а из-за провала израильской разведки. Разведка не смогла получить прямых доказательств шейха с террористами-смертниками, убившими за несколько лет десятки израильтян, хотя Ясин открыто оправдывал эти акции, называя их самообороной.
В 1998 г. Ясин совершил длительное турне по арабским странам в целях сбора средств для укрепления позиций ХАМАСа на территориях Палестинской автономии. По сведениям из арабских источников, он собрал более 300 миллионов долларов.
В настоящее время ХАМАС стремится усилить свои позиции не в общенациональном масштабе, а на местах.