Религиозно-политический аспект

Религиозно-политическая характеристика генезиса

Радикализма в исламе

Исходные термины1

Исламский фактор –совокупность догм и практики ислама,которые прямо или косвенно оказывают влияние на социально-политическую, экономическую и духовную жизнь отдельной страны, группы стран или регионов.

Традиционализм– направление, представители которого выступают за сохранение исторически сложившегося на той или иной территории ислама, противодействуя переменам, как в религиозной сфере, так и в общественной жизни.

Фундаментализм (или возрожденчество) – направление, представители которого призывают к построению государства на основе принципов раннего ислама, времен пророка Мухаммеда и первых четырех "праведных" халифов, и их неуклонного соблюдения в политике, экономике и социальной жизни.

Исламизм – понятие, характеризующее деятельность политических группировок, использующих элементы учения и лозунги ислама, отличающие их от других общественных формирований, в борьбе за власть со своими политическими противниками.

Исламский радикализм– идеологическая доктрина и основанная на ней политическая практика, которые характеризуются нормативно-ценностным закреплением мировоззренческого, политического, идеологического превосходства и вооруженного противостояния мира "истинного ислама" по отношению к "неверным" и "неистинно верующим". Такие идеология и политическая практика требуют абсолютного внутреннего социального контроля и мобилизации "истинно верующих" и их сторонников.

Исламский экстремизм – идеологическая доктрина и политическая практика радикальных исламских группировок, использующих в целях захвата политической власти методы борьбы, которые выходят за рамки законных с точки зрения международного права.

Исламское мировоззрение1

В арабском языке слово "ислам" многозначно и может переводиться как "покорность Богу", "добровольное вверение себя Богу", но грамматически точным смыслом является "добровольное приведение себя к целостности и норме".

В семитских языках (арабском, древнееврейском, арамейском) трехсогласный корень слм (или шлм) означает "быть целым, здоровым; быть мирным, благополучным; соответствовать норме; быть свободным". Араб, говорящий при встрече Ас-саляму алейкум, желает собеседнику "мира", имея в виду и телесное здоровье, и поведение, соответствующее общественной норме, и достаток в доме, и мирное небо над головой.

Мусульманин (араб. "принявший ислам") добровольно покоряется Богу, чтобы быть свободным от всех других господ, - от светской власти, мирской славы, рабства денег, искушений и неправедных людских влияний. Таким образом, ислам есть единство и цельность личности, достигнутые благодаря усердию в вере и покорности воле Бога.

Ислам – религия действия, причем действия усердного и целенаправленного: веру необходимо подтверждать готовностью к подвигу и смерти.

Мусульманин – земной человек, одолеваемый страстями, поэтому ему нужно себя смирять, заковывая себя в броню железных принципов и догматов веры. Ислам предельно телесен, в нем наказывают только тело и поощряют только его. В исламе не обещают мучений и радостей вне тела и не требуют отказа от него – монашества. Развитые психологические учения и глубинное проникновение в душу человека чужды исламу.

Ислам не претендует на время, поскольку все уже состоялось в замыслах Бога и по Его воле. Завоеванию поддается пространство. Движение вперед лучше всего выражает основной принцип исламского сознания.

В исламе нет Церкви, жизнь не делится на светскую и духовную, она вся подчинена Богу. Обязанности мусульманина не обременительны, если сравнить их с христианскими: нужно исполнять пять предписаний, читать одну священную книгу и быть искренним перед Богом. Ислам оказался для человека посильной ношей, поскольку нормы его исполнимы. Ничто не мешает мусульманину считать себя праведным человеком. Отсюда – отсутствие в исламе комплекса неполноценности и самоуничижения.

История ислама выдает тайный замысел Единого Бога.

Аллах хотел, чтобы мусульмане сплотились и стали великим народом, выйдя за пределы Аравии, в культурно развитые районы Востока, а потом и всего мира.

Отсюда собирание народа в "умму" – арабо-мусульманскую общину, а позднее в "джамаа" – единство мусульман, независимо от их этнической или конфессиональной принадлежности, исламизация развитых районов Востока, а потом и всего мира, борьба с "неверными" на многие века определили мировоззрение мусульман.

Сплоченность не на национальной, а на религиозной основе ради распространения ислам "вширь", мировоззренческая и территориальная экспансия ислама – предельно желаемые состояния исламского мировоззрения.

Джихад

Слово "джихад" в переводе с арабского языка означает "усердие, внутреннее усилие, борьба, сопровождаемая терпением против того, что запретил Всевышний".

Джихад – важная концептуальная часть ислама, которая в ряде течений, в частности, в ваххабизме, по существу считается шестым "столпом" мусульманской веры.

На раннем этапе существования мусульманской общины сложились представления о пяти "столпах" вероучения (аркан ад-дин), из которых четыре содержат обрядовые и моральные предписания.

Первая обязанность мусульманина получила название "шахада" (араб. "свидетельство") – исповедание веры, которое выражается в формуле "нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха". Человек, произносящий эту молитвенную формулу, подтверждающую приверженность единобожию и пророческую миссию Мухаммеда, обязан беспрекословно следовать этому принципу в повседневной жизни.

Второе предписание ислама – мусульманская каноническая молитва (салят), включающая пять обязательных ежедневных молитв и обязательную общую полуденную молитву по пятницам (салят ад-джума).

Третий "столп" ислама предписывает соблюдение поста (саум) в месяц рамадан по мусульманскому лунному календарю.

Четвертой обязанностью мусульманина является обязательный коранический налог в пользу нуждающихся (закят), составляющий 1/40 годового дохода.

Пятый "столп" ислама – паломничество в Мекку (хадж) которое должен, если он может, совершить каждый мусульманин раз в жизни.

Из всех аспектов ислама именно джихад подвержен неверным истолкованиям. Большинство немусульман полагает, что джихад означает, прежде всего, ведение военных действий с целью заставить "неверующих" принять ислам. Однако в раннем исламе в духовном смысле джихад означал постоянное борение против зла во всех его проявлениях и соблюдение чистоты духа.

Однажды Пророк Мухаммед со своими сподвижниками вернулся после трудной битвы Табук. Пророк сказал: "Вы вернулись с малого Джихада на большой – борьбой со своим нафсом". (Нафс – порочные желания и стремления человека).

Сподвижники спросили: "Почему же этот Джихад меньше, ведь мы вернулись с войны?". Пророк ответил: "Там был явный враг, а здесь – скрытый".1

Другими словами, искоренение своих недостатков, стремление к благочестию и праведным поступкам являются самой главной "борьбой против того, что запретил Всевышний".

Виды джихада

Различают несколько видов джихада:

- "джихад сердца" – борьба со своими дурными наклонностями и недостатками;

- "джихад языка" – разрешение одобряемого и запрещение порицаемого;

- "джихад руки" – применение наказаний к нарушителям норм морали, правонарушителям и преступникам;

- "джихад меча" – вооруженная борьба с "неверными" и противниками ислама.

Джихад во имя морального самосовершенствования является "большим джихадом", а война с неверными – "малым".

Учение о джихаде составляет основу исламской концепции войны и мира. Джихад – одна из главных обязанностей мусульманина.

Толкование понятия "малый джихад" как "священная война" не является корректным, т.к. мусульманская традиция считает любую войну, которую ведет мусульманская община во имя Аллаха, священной.

Наши рекомендации