Религиозно-политический аспект
Религиозно-политическая характеристика генезиса
Радикализма в исламе
Исходные термины1
Исламский фактор –совокупность догм и практики ислама,которые прямо или косвенно оказывают влияние на социально-политическую, экономическую и духовную жизнь отдельной страны, группы стран или регионов.
Традиционализм– направление, представители которого выступают за сохранение исторически сложившегося на той или иной территории ислама, противодействуя переменам, как в религиозной сфере, так и в общественной жизни.
Фундаментализм (или возрожденчество) – направление, представители которого призывают к построению государства на основе принципов раннего ислама, времен пророка Мухаммеда и первых четырех "праведных" халифов, и их неуклонного соблюдения в политике, экономике и социальной жизни.
Исламизм – понятие, характеризующее деятельность политических группировок, использующих элементы учения и лозунги ислама, отличающие их от других общественных формирований, в борьбе за власть со своими политическими противниками.
Исламский радикализм– идеологическая доктрина и основанная на ней политическая практика, которые характеризуются нормативно-ценностным закреплением мировоззренческого, политического, идеологического превосходства и вооруженного противостояния мира "истинного ислама" по отношению к "неверным" и "неистинно верующим". Такие идеология и политическая практика требуют абсолютного внутреннего социального контроля и мобилизации "истинно верующих" и их сторонников.
Исламский экстремизм – идеологическая доктрина и политическая практика радикальных исламских группировок, использующих в целях захвата политической власти методы борьбы, которые выходят за рамки законных с точки зрения международного права.
Исламское мировоззрение1
В арабском языке слово "ислам" многозначно и может переводиться как "покорность Богу", "добровольное вверение себя Богу", но грамматически точным смыслом является "добровольное приведение себя к целостности и норме".
В семитских языках (арабском, древнееврейском, арамейском) трехсогласный корень слм (или шлм) означает "быть целым, здоровым; быть мирным, благополучным; соответствовать норме; быть свободным". Араб, говорящий при встрече Ас-саляму алейкум, желает собеседнику "мира", имея в виду и телесное здоровье, и поведение, соответствующее общественной норме, и достаток в доме, и мирное небо над головой.
Мусульманин (араб. "принявший ислам") добровольно покоряется Богу, чтобы быть свободным от всех других господ, - от светской власти, мирской славы, рабства денег, искушений и неправедных людских влияний. Таким образом, ислам есть единство и цельность личности, достигнутые благодаря усердию в вере и покорности воле Бога.
Ислам – религия действия, причем действия усердного и целенаправленного: веру необходимо подтверждать готовностью к подвигу и смерти.
Мусульманин – земной человек, одолеваемый страстями, поэтому ему нужно себя смирять, заковывая себя в броню железных принципов и догматов веры. Ислам предельно телесен, в нем наказывают только тело и поощряют только его. В исламе не обещают мучений и радостей вне тела и не требуют отказа от него – монашества. Развитые психологические учения и глубинное проникновение в душу человека чужды исламу.
Ислам не претендует на время, поскольку все уже состоялось в замыслах Бога и по Его воле. Завоеванию поддается пространство. Движение вперед лучше всего выражает основной принцип исламского сознания.
В исламе нет Церкви, жизнь не делится на светскую и духовную, она вся подчинена Богу. Обязанности мусульманина не обременительны, если сравнить их с христианскими: нужно исполнять пять предписаний, читать одну священную книгу и быть искренним перед Богом. Ислам оказался для человека посильной ношей, поскольку нормы его исполнимы. Ничто не мешает мусульманину считать себя праведным человеком. Отсюда – отсутствие в исламе комплекса неполноценности и самоуничижения.
История ислама выдает тайный замысел Единого Бога.
Аллах хотел, чтобы мусульмане сплотились и стали великим народом, выйдя за пределы Аравии, в культурно развитые районы Востока, а потом и всего мира.
Отсюда собирание народа в "умму" – арабо-мусульманскую общину, а позднее в "джамаа" – единство мусульман, независимо от их этнической или конфессиональной принадлежности, исламизация развитых районов Востока, а потом и всего мира, борьба с "неверными" на многие века определили мировоззрение мусульман.
Сплоченность не на национальной, а на религиозной основе ради распространения ислам "вширь", мировоззренческая и территориальная экспансия ислама – предельно желаемые состояния исламского мировоззрения.
Джихад
Слово "джихад" в переводе с арабского языка означает "усердие, внутреннее усилие, борьба, сопровождаемая терпением против того, что запретил Всевышний".
Джихад – важная концептуальная часть ислама, которая в ряде течений, в частности, в ваххабизме, по существу считается шестым "столпом" мусульманской веры.
На раннем этапе существования мусульманской общины сложились представления о пяти "столпах" вероучения (аркан ад-дин), из которых четыре содержат обрядовые и моральные предписания.
Первая обязанность мусульманина получила название "шахада" (араб. "свидетельство") – исповедание веры, которое выражается в формуле "нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха". Человек, произносящий эту молитвенную формулу, подтверждающую приверженность единобожию и пророческую миссию Мухаммеда, обязан беспрекословно следовать этому принципу в повседневной жизни.
Второе предписание ислама – мусульманская каноническая молитва (салят), включающая пять обязательных ежедневных молитв и обязательную общую полуденную молитву по пятницам (салят ад-джума).
Третий "столп" ислама предписывает соблюдение поста (саум) в месяц рамадан по мусульманскому лунному календарю.
Четвертой обязанностью мусульманина является обязательный коранический налог в пользу нуждающихся (закят), составляющий 1/40 годового дохода.
Пятый "столп" ислама – паломничество в Мекку (хадж) которое должен, если он может, совершить каждый мусульманин раз в жизни.
Из всех аспектов ислама именно джихад подвержен неверным истолкованиям. Большинство немусульман полагает, что джихад означает, прежде всего, ведение военных действий с целью заставить "неверующих" принять ислам. Однако в раннем исламе в духовном смысле джихад означал постоянное борение против зла во всех его проявлениях и соблюдение чистоты духа.
Однажды Пророк Мухаммед со своими сподвижниками вернулся после трудной битвы Табук. Пророк сказал: "Вы вернулись с малого Джихада на большой – борьбой со своим нафсом". (Нафс – порочные желания и стремления человека).
Сподвижники спросили: "Почему же этот Джихад меньше, ведь мы вернулись с войны?". Пророк ответил: "Там был явный враг, а здесь – скрытый".1
Другими словами, искоренение своих недостатков, стремление к благочестию и праведным поступкам являются самой главной "борьбой против того, что запретил Всевышний".
Виды джихада
Различают несколько видов джихада:
- "джихад сердца" – борьба со своими дурными наклонностями и недостатками;
- "джихад языка" – разрешение одобряемого и запрещение порицаемого;
- "джихад руки" – применение наказаний к нарушителям норм морали, правонарушителям и преступникам;
- "джихад меча" – вооруженная борьба с "неверными" и противниками ислама.
Джихад во имя морального самосовершенствования является "большим джихадом", а война с неверными – "малым".
Учение о джихаде составляет основу исламской концепции войны и мира. Джихад – одна из главных обязанностей мусульманина.
Толкование понятия "малый джихад" как "священная война" не является корректным, т.к. мусульманская традиция считает любую войну, которую ведет мусульманская община во имя Аллаха, священной.