Тема 5: Тактика допроса и очной ставки
Практическое занятие – 2 часа.
Вопросы, для самостоятельной подготовки.
1. Понятие допроса и очной ставки, их задачи и значение в расследовании преступлений.
2. Психология формирования показаний. Стадии допроса.
3. Подготовка к допросу, планирование допроса.
4. Тактика допроса свидетеля и потерпевшего.
5. Тактика допроса подозреваемого и обвиняемого. Приемы установления психологического контакта с допрашиваемым лицом.
6. Тактика допроса обвиняемых по групповым делам, особенности допроса несовершеннолетних.
7. Фиксация хода и результата допроса, применение технических средств при допросе. Проблема использования полиграфа.
8. Тактические приемы проведение очной ставки:
a. определение целесообразности очной ставки;
b. подготовка к очной ставке;
c. проблема «сговора соучастников» при проведении очной ставки;
d. проблема психологического давления;
e. особенности фиксации результатов очной ставки.
9. Тактические приемы разоблачения ложных показаний:
a. допущение легенды;
b. предъявление доказательств;
c. использование ассоциативных связей;
d. приемы психологического воздействия;
e. приемы эмоционального воздействия.
Цель: приобрести и отработать практические навыки подготовки и производства допроса, применения видеозаписи для фиксации хода и результатов допроса.
В форме деловой игры студенты отрабатывают тактические приемы производства допроса и получения информации.
Оборудование: ноутбук, проектор, учебный фильм «тактика допроса», документы, видеокамера.
Для выполнения заданий студенты приносят:учебники, УПК с бланками, бланки протоколов допроса потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, линейку, листы белой бумаги, ранее собранные материалы (протокол осмотра места происшествия, схему, фототаблицу, планы допросов и т.п.).
Данное практическое занятие связано с предыдущей темой и разыгранной ранее сценкой. До начала занятия студенты, на основе ранее собранной информации (результаты осмотра места происшествия) готовятся к производству допросов, составляют планы допросов потерпевшего, свидетеля, подозреваемого. В роли потерпевшего и подозреваемых выступают лица, принимавшие участие в сценке, в качестве свидетеля может быть вызван любой студент группы. Следователь и специалист назначаются преподавателем из числа студентов, не участвовавших в сценке.
При подготовке и выполнении заданий практического занятия студентам необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- производство допроса требует предварительной подготовки, прежде всего, необходимо определить обстоятельства подлежащие доказыванию. Для этого необходимо сопоставить перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию, содержащихся в ст. 73 УПК РФ с правовой нормой Особенной части УК РФ. Для уяснения содержания обстоятельств необходимо полностью раскрыть сущность состава преступления, используя ранее полученные знания из курса «Уголовное право», а также судебную практику.
- Целесообразно составить план допроса в произвольной форме, обратив особое внимание на п.1 ч. 1 ст. 73 УПК РФ, в плане необходимо привести формулировки основных вопросов, которые должны быть заданы в ходе допроса.
- Если допрос проводится с применением видеозаписи, то целесообразно составить план-сценарий, на основе бланка протокола данного следственного действия с указанием в нем необходимых реплик.
- При производстве допроса необходимо соблюдать процессуальные положения, предусмотренные ст.ст. 189 и 190 УПК РФ.
- При допросе необходимо соблюдать хронологию событий, избегать наводящих вопросов.
- При первом упоминании основных действующих лиц необходимо выяснять приметы их внешности. с соблюдением правил составления субъективного словесного портрета.
- Описание действий должно быть персонифицированным, т.е. необходимо выяснять - кто именно из участвовавших лиц и какие именно действия совершил.
Задание 1.
До начала занятий группе из 2-5 студентов предлагается подготовить сценку, имитирующую совершение разбойного нападения с убийством.
Примерна фабула дела: разбойное нападение совершается на территории Университета, потерпевших двое, одного из них убивают во время нападения. Преступники забирают принадлежащие потерпевшим вещи и убегают с места происшествия.
Сценка разыгрывается в начале занятия, для обозначения трупа используется манекен.
Задание 2.
Допросить потерпевшего с применением видеозаписи. Для выполнения данного задания назначается студент-следователь, который производит допрос студента-потерпевшего. При производстве допроса осуществляется видеозапись.
По окончании допроса проводится просмотр видеозаписи и разбор допущенных процессуальных и тактических ошибок.
Задание 3.
Допросить свидетеля с применением видеозаписи. Для выполнения данного задания назначается студент-следователь, который производит допрос студента-свидетеля. При производстве допроса осуществляется видеозапись.
По окончании допроса проводится просмотр видеозаписи и разбор допущенных процессуальных и тактических ошибок.
Задание 4.
Допросить подозреваемого с применением видеозаписи. Для выполнения данного задания назначается студент-следователь, который производит допрос студента-подозреваемого, для обеспечения достоверности назначается студент-защитник. При производстве допроса осуществляется видеозапись.
По окончании допроса проводится просмотр видеозаписи и разбор допущенных процессуальных и тактических ошибок.
Задание 5. Выполняется самостоятельно.
Составить протоколы допросов потерпевшего, свидетеля и подозреваемых.
Литература, рекомендуемая для изучения:
1. Соловьев, А. Б. Процессуальные, психологические и тактические основы допроса на предварительном следствии: Методическое пособие / А.Б. Соловьев. – М.: ЮРЛИТИНФОРМ, 2002.
2. Дегтярев, С. В. Основы тактики допроса: Практическое пособие / С.В. Дегтярев. – Н. Новгород, 2005.
3. Зорин, А.Г. Руководство по тактике допроса: Учебно-практическое пособие / А.Г. Зорин. – М.: ЮРЛИТИНФОРМ, 2001.
4. Усманов, У.А. Тактика допроса: нравственные, психологические основы, тактические приемы, нетрадиционные способы, особенности допроса различных категорий лиц: Справочник / У.А. Усманов. – М.: ПРИОР, 2001.
5. Комиссаров, В.И. Тактика допроса потерпевших от преступлений, совершаемых организованными группами лиц / В.И. Комиссаров, О.А. Лакаева. – М.: ЮРЛИТИНФОРМ, 2004.
6. Питерцев, С.К. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде / С.К. Питерцев. А.А. Степанова. – СПб.: Питер, 2001.
7. Глазырин, Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий / Ф.В. Глазырин. - Свердловск: изд. Уральского госуниверситета, 1973.
8. Соловьев, А.Б. Использование доказательств при допросе / А.Б. Соловьев. - М.: “Юридическая литература”, 1981.
9. Быховский, И.Е. Допустимость тактических приемов при допросе / И.Е. Быховский. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1989.
10. Любичев, С.Г. Этические основы следственной тактики / С.Г. Любичев. - М.: “Юридическая литература”, 1980.
11. Комисарова, В.Я. Особенности невербальной коммуникации в ходе расследования преступлений: Монография / В.Я. Комисарова, В.В. Семенов. – М.: ЮРЛИТИНФОРМ, 2004.