Криминологическая характеристика личности преступника, действующего в сфере незаконного оборота наркотиков
В 2004 г. за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, к уголовной ответственности привлечены 68 852 человека, 54,1 % из которых составили лица в возрасте от 18 до 29 лет (37 258), среди них не было ни одного в возрасте до 18 лет.
Степень феминизации данных преступлений составляет 16,4 % (или 11 261 человек), хотя по ряду направлений преступной деятельности она может резко возрастать. Например, в сфере здравоохранения заметно преобладание женского персонала. По данным ГУВД Саратовской области, в 1997 г. из всех расследованных по ст. 234 УК уголовных дел в отношении медицинских работников 83,3 % из них составляли женщины.
Число привлеченных к ответственности потребителей одурманивающих веществ составило 134 937 человек, что на 15 % превысило аналогичный показатель предыдущего года. В общей структуре потребителей одурманивающих веществ наибольшая доля приходится на потребителей опия – 40,6 %, производных конопли – 32,1 %, героина – 10,7 %.
По данным МВД России, по состоянию на август 2005 г. в стране постоянно принимают наркотики примерно 8 млн человек, 70 % из которых составляют лица в возрасте от 18 до 30 лет. При этом на учете в учреждениях Минздрава в 2002 г. состояли лишь 494 646 человек.
Увеличение объема потребления одурманивающих веществ неизбежно детерминирует рост иных общеуголовных преступлений, особенно корыстной направленности. В 1998 г. потребителями одурманивающих веществ было совершено 24,3 % оконченных расследованием имущественных преступлений. При этом из общего числа совершивших преступления в 2004 г. более 5 тыс. человек (0,5 %) находились в состоянии наркотического опьянения.
Незаконный оборот одурманивающих веществ обеспечивается преступной деятельностью следующих групп его участников.
1. Мелкорозничные сбытчики одурманивающих веществ. Преступления совершаются ими, как правило, в местах удовлетворения потребительского спроса либо традиционно ассоциирующихся с продажей запрещенных к обороту веществ. Организация сбыта включает предоставление потребителю возможности выбора готовых для непосредственного употребления веществ, а также сопутствующих химических компонентов, в том числе прекурсоров, используемых в процессе изготовления наркотика.
2. Поставщики одурманивающих веществ, приобретаемых за рубежом. Преступник, как правило, обладает лишь необходимыми навыками и умениями по скрытой доставке наркотиков с территорий стран с либеральным режимом обращения лекарственных препаратов (Китай, Индия и др.), имеющих развитую технологическую базу подпольного производства синтетических одурманивающих средств (например, «экстази» в Голландии), или традиционного их произрастания (Афганистан и территории сопредельных государств).
3. Сбытчики прекурсора – ангидрида уксусной кислоты. Для данных групп не характерна попутная торговля наркотиками или сильнодействующими лекарственными препаратами.
4. «Клофелинщики», или лица, использующие для усыпления жертв сильнодействующее вещество «клофелин» с последующим похищением их имущества. Преступления подобного рода совершаются с участием лиц, способных расположить к себе потенциальных жертв, например молодых привлекательных женщин. В качестве мест преступлений выбираются вокзалы, гостиницы или многолюдные общественные места, исключающие последующую возможность установления круга лиц, причастных к совершенному преступлению. Фактор национальности не играет определяющей роли и лишь незначительно влияет на выбор объекта криминального воздействия. Уровень незаконного оборота данного вещества определяется, с одной стороны, корыстными побуждениями сбытчика, получающего незначительную материальную выгоду за счет разницы между ценой приобретения и ценой продажи клофелина, а с другой стороны – корыстными устремлениями приобретателя вещества, направленными на последующее завладение чужим имуществом в результате воздействия приобретенным веществом на организм собственника или иного владельца имущества.
5. Организованные группы по сбыту сильнодействующих лекарственных веществ под прикрытием коммерческой деятельности юридического лица.
Здесь следует различать вовлечение веществ с использованием организационно-правовой формы юридического лица и выполнение должностных обязанностей физического лица в рамках коммерческой деятельности самого юридического лица. В первом случае государственная регистрация юридического лица совершается без намерения осуществлять деятельность, определяемую учредительными документами, а направлена на придание легальности общественно опасным деяниям. Во втором случае юридическое лицо (фармацевтическая фирма, частная аптека, медицинское государственное учреждение с правами юридического лица) занимается своей уставной деятельностью, однако лица, которым сильнодействующие лекарственные вещества вверены в связи с выполнением служебных обязанностей (фармацевт, врач), или лица, обладающие правом распоряжения ими (собственник аптеки или исполнительный директор), осуществляют их незаконную продажу.
Другая особенность преступлений, совершаемых данной группой участников незаконного оборота наркотиков, заключается в объемах вовлекаемых веществ в незаконный оборот. Если в первом случае счет идет на сотни тысяч лекарственных форм, то во втором случае объемы незначительны, что определяется рамками допустимых утрат либо логикой предписываемого «лечения».
Имеет свои особенности и круг потенциальных потребителей сильнодействующих веществ. Так, в первом случае преступная деятельность ориентирована на неопределенно широкий круг лиц; к тому же большие объемы реализуемых веществ предполагают наличие нижестоящего звена мелкооптовых сбытчиков, создающих собственную сеть розничных торговцев сильнодействующими веществами. Во втором случае между сбытчиком и потребителем устанавливаются личные взаимоотношения, обусловленные сохранением должности и желанием получать незаконный, стабильный доход.
Кроме того, в первом случае организованная деятельность может осуществляться преступниками с высоким уровнем профессиональной подготовки, позволяющей ориентироваться в структуре лицензионно-разрешительных органов, вести коммерческие переговоры и заключать контракты, быть участником расчетно-кредитных отношений и решать другие вопросы экономической деятельности юридического лица, когда компетентность выступает гарантией безопасности. Во втором случае образовательный и интеллектуальный уровень в большей степени определяется требуемыми качествами занимаемой должности, хотя в совокупности с характерологическими особенностями они могут влиять на видовое разнообразие совершаемых деяний.