Конституция 4 ноября 1848 г.

(Извлечение)

Вступление

В присутствии Бога и именем Французского народа Национальное собрание объявляет:

1. Франция конституируется в республику.

4. Свобода, равенство и братство – ее принципы. Семья, труд, собственность, общественный порядок – ее основы.

8. Республика должна охранять личность гражданина, его семью, религию, собственность, труд и сделать доступным всякому образование, необходимое для каждого человека. Она должна путем братской помощи обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать...

Глава I. О верховной власти

1. Верховная власть принадлежит совокупности французских граждан. Она неотчуждаема и неотъемлема. Ни одно лицо, ни одна часть народа не могут присваивать себе ее существование.

Глава П. Права граждан, гарантированные конституцией.

Никто не может быть арестован или задержан иначе как в силу предписаний закона.

3. В пределах французской территории жилище всякого лица неприкосновенно; проникнуть в жилище можно лишь согласно форме и в случаях, предусмотренных законом.

4. Никто не может быть судим не тем судом, которому он подлежит. Не может быть образовано ни особых комиссий, ни чрезвычайных судов, какими бы названиями или основаниями они ни прикрывались.

5. Уничтожается смертная казнь за политические выступления.

7. Каждый может свободно исповедовать свою религию, и государство оказывает равное покровительство отправлению всяких религиозных культов. Служители церкви, признанной теперь законом или такой, которая будет признана законом, имеют право на получение содержания от государства.

8. Граждане вправе образовывать сообщества и собираться мирно без оружия, подавать петиций и предавать гласности свои мысли печатным или каким-либо иным путем. Пользование этими правами не может иметь других границ, кроме прав и свободы другого и общественной безопасности. Печать ни в коем случае не может быть поставлена в зависимость от цензуры.

9. Обучение свободно. Свобода обучения проводится в жизнь согласно определенным моральным и юридическим условиям, обозначенным в законе, и под надзором государства. Этот надзор простирается на все без исключения воспитательные и образовательные учреждения.

10. Все граждане одинаково допускаются ко всем общественным должностям, причем преимущественными мотивами для их назначения могут служить лишь их заслуги, и назначение происходит согласно условиям, обозначенным в законе. Навсегда уничтожаются все дворянские титулы, все прирожденные отличия и различия, классовые и кастовые.

11. Всякая собственность неприкосновенна. Государство, одна­ко, может требовать отчуждения собственности в случае обществен­ной на то надобности, законным образом констатированной, при условии справедливого и предварительного ее возмещения.

12. Никогда не может быть применена конфискация имущества.

13. Конституция гарантирует гражданам свободу труда и промышленности. Общество покровительствует и поощряет развитие труда, предоставляя безвозмездное первоначальное обучение, средства к профессиональному образованию и устанавливая равенство в отношениях хозяина и рабочего, учреждая попечительства и кредитные общества, сельскохозяйственные институты и свободные ассоциации.

Общество с этой же целью организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятие; общество оказывает помощь покинутым детям, калекам и старцам, не имеющим ни средств к существованию, ни родни, которая могла бы их содержать.

15. Все налоги установлены в видах всеобщего блага. Каждый облагается пропорционально своему благосостоянию и своим платежным средствам.

16. Ни один налог не может быть вводим и взимаем иначе как в силу закона.

17. Прямой налог разрешается только на год. Косвенные на­логи могут быть разрешаемы на несколько лет.

Глава III. О государственных властях

18. Всякая власть в государстве, в чем бы она ни выражалась, исходит от народа. Она не может поручаться кому-либо с правом передавать ее по наследству.

19. Разделение власти – это первое условие свободного правительства.

Глава IV. О законодательной власти

20. Французский народ поручает законодательную власть единому собранию.

24. Избирательное право – прямое и всеобщее. Подача голосов происходит тайно.

25. Избирателями могут быть, независимо от своего ценза, все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами.

26. Могут быть избираемы независимо от своего местожительства все избиратели в возрасте от 25 лет.

27. Избирательный закон определит те обстоятельства, в силу которых французский гражданин лишается права избирать и быть избираемым.

31. Национальное собрание избирается на три года и обновляется лишь в полном своем составе.

33. Представители народа могут быть всегда переизбраны.

34. Члены Национального собрания являются представителями не только избравшего их департамента, но и всей Франции.

35. Они не могут быть связаны повелительным мандатом.

36. Представители народа неприкосновенны. Они никогда не могут быть преследуемы, обвиняемы и судимы за мнения, выска­занные ими в среде Национального собрания.

38. Каждый представитель народа получает вознаграждение...

39. Заседания собрания происходят публично. Однако собрание может образовать из себя тайный комитет по желанию такого количества представителей, которое определено регламентом. Каждый представитель владеет правом парламентской инициати­вы; он пользуется этим правом сообразно формам, установлен­ным регламентом.

40. Присутствие членов собрания в количестве на одного че­ловека больше половины необходимо для того, чтобы голосова­ние законов было действительным.

Глава V. Об исполнительной власти

43. Французский народ поручает исполнительную власть одному гражданину, которому присваивается титул президента Республики[17]...

45. Президент республики избирается на четыре года и может быть переизбран лишь по прошествии промежутка времени, равного четырем годам.

49. Президент вправе представлять через министров законо­проекты в Национальное собрание. Он следит и обеспечивает выполнение законов.

50. Он располагает военной силой, но не вправе лично ею командовать.

51. Он не может ни уступить какой-либо части территории, ни распустить и отложить на время Национальное собрание, ни ограничить влияние конституции и законов.

52. Он представляет ежегодно Национальному собранию письменное донесение об общем положении дел республики.

53. Он заключает и утверждает трактаты. Ни один договор не может быть окончательно заключен, пока он не подтвержден На­циональным собранием.

54. Он следит за внешней безопасностью государства, но не вправе предпринимать войны без согласия на то Национального собрания.

55. Он обладает правом помилования... Амнистии могут быть дарованы лишь в силу соответствующего закона.

Президент республики, министры и все другие лица, приго­воренные верховным судом, могут быть помилованы лишь Наци­ональным собранием.

56. Президент республики опубликовывает законы именем французского народа.

58. В продолжение срока, определенного для обнародования закона, президент может мотивированным посланием просить но­вого совещания по поводу этого закона. Национальное собрание совещается по поводу этого закона. Национальное собрание сове­щается еще раз, и теперь его решение становится окончательным...

64. Президент республики назначает и смещает министров. Он, сообразуясь с указаниями министров, назначает и смещает дипломатических агентов, главнокомандующих флотом и ар­мией, префектов, высших начальников национальной гвардии Сенского департамента, правителей Алжира и колоний, главных прокуроров и других должностных лиц высшего порядка. Он на­значает по предложению компетентного министра, оставаясь в пределах правил, установленных по этому поводу законом, вто­ростепенных правительственных агентов.

67. Акты, издаваемые президентом республики, действитель­ны без подписи министра только в том случае, если они заклю­чают в себе назначение или смещение министров.

68. Президент республики, министры, агенты и блюстители государственной власти ответственны каждый в своей области за все деяния правительства и администрации.

Всякая мера, принятая президентом республики, чтобы распустить Национальное собрание, временно отложить его заседания или воспрепятствовать ему пользоваться своими полномо­чиями, есть преступление, государственная измена. В силу такого действия президент утрачивает свои полномочия, граждане обя­заны не оказывать ему повиновения, исполнительная власть переходит в руки Национального собрания. Судьи верховного суда немедленно собираются; они созывают присяжных, чтобы те приняли участие в суде над президентом и его сообщниками; они сами назначают магистратов, которые должны выполнять обязанности публичного обвинителя. Закон определит другие случаи привлечения президента к ответственности...

Глава VII. О внутренней администрации

76. Сохраняется деление государства на департаменты, окру­га, кантоны и коммуны.

77. Устанавливается в каждом департаменте управление, со­стоящее из префекта, генерального совета, совета префектуры. В каждом округе – подпрефект. В каждом кантоне – кантональный совет; однако в одном городе, разделенном на несколько кантонов, будет лишь один кантональный совет. В каждой коммуне – управление, состоящее из мэра, его помощников и муниципального совета.

79. Генеральные и муниципальные советы избираются путем прямой подачи голосов всех граждан, проживающих в данном департаменте или коммуне.

Глава VIII. О судебной власти

81. Правосудие отправляется безвозмездно от имени французского народа. Заседания происходят публично, если только публичность заседаний не представляет опасности для спокойствия или нравственности общества; в подобном случае суд особым постановлением объявляет об этом.

82. В делах уголовных по-прежнему будет применяться суд

присяжных.

83. Все дела о преступлениях политических и преступлениях

печати подлежат исключительно суду присяжных...

85. Мировые судьи и их заместители, судьи первой и второй

инстанций, члены кассационного суда и государственного кон­троля назначаются президентом республики...

86. Должностные лица прокуратуры назначаются президентом республики.

87. Судьи первой и второй инстанций, члены кассационного суда и государственного контроля назначаются пожизненно. Они не могут быть смещены или отставлены на время иначе как в силу имеющегося на то приговора суда...

91. Обвинения, возбужденные Национальным собранием против президента республики или министров, передаются на рассмотрение верховного суда, решения которого не подлежат обжалованию ни в кассационном, ни в апелляционном порядке. Этот же суд рассматривает и все дела, возбужденные Национальным собранием по поводу преступлений отдельных лиц или заговоров, направленных против внутренней и внешней безопасности государства.

Глава IX. О вооруженной силе

102. Все французы отбывают воинскую повинность и состою в национальной гвардии...

106. Закон определит, в каких случаях может быть объявлено осадное положение, и установит способы и правила, которым при этом следует руководствоваться.

Глава X. Предписания частного характера

109. Территории Алжира и колоний объявляются французскими территориями и управляются особыми законами, пока специальным законом они не будут подчинены действию настоящей конституции.

Глава XI. О пересмотре конституции

111. Если ...Национальное собрание выразит желание, чтобы конституция была изменена в ее целом или в какой-нибудь ее части, пересмотр производится следующим образом: желание Националь­ного собрания получает свое окончательное выражение в соответст­вующей резолюции лишь после трех совещаний, следующих друг за другом с промежутками в один месяц. Ревизионное собрание изби­рается только на три месяца. Оно не вправе заниматься ничем, кроме пересмотра конституции, для которого оно и созвано.

ПАРИЖСКАЯ КОММУНА 1871 г.

Наши рекомендации