Глава 4. Об осуществлении исполнительной власти
1. Высшая исполнительная власть сосредоточивается исключительно в руках короля... Заботы об охране общественного порядка и спокойствия вверены ему. Король – верховный главнокомандующий сухопутными и морскими военными силами. Королю вручена охрана внешней безопасности королевства, охрана его прав и владений.
2. Король назначает послов и прочих агентов международных сношений, командующих армией и флотом...
6. Власть исполнительная не может издавать никаких законов, хотя бы временных; она может лишь выпускать в соответствии с законами обращения, предписывающие их исполнение.
Отдел 2. О внутреннем управлении
2. Органы управления (администраторы)... не имеют характера представительства. Они... агенты, избранные народом на срок для осуществления под наблюдением и властью короля функций управления.
8. Всякий раз, когда король распорядится отстранить... от должности администраторов органов управления... он ставит об этом в известность законодательный корпус. Последний может или отменить, или же утвердить отстранение от должности... и в случае необходимости предать должностных лиц уголовному суду или постановить о возбуждении против них обвинения.
Отдел 3. О внешних сношениях
1. Король один может поддерживать внешние политические сношения, вести переговоры... распределять сухопутные и морские силы... и определять их движение в случае войны...
3. Король имеет право договариваться и подписывать со всеми иностранными государствами все мирные, союзные и торговые договоры... под условием ратификации их законодательным корпусом.
Глава 5. О судебной власти
1. Власть судебная... не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем.
2. Правосудие будет отправляться беспошлинно судьями, избираемыми на срок народом и утверждаемыми в должности королем... Судьи не могут быть ни смещены иначе, как за преступления по должности, надлежаще установленные в судебном порядке, ни временно отстранены от должности иначе, как вследствие возбуждения против них обвинения. Общественный обвинитель назначается народом.
3. Суды не могут ни вмешиваться в осуществление законодательной власти, ни приостанавливать применение законов, ни вторгаться в круг деятельности органов управления...
9. В делах уголовных ни один гражданин не может быть судим иначе, как по обвинению, возбужденному присяжными или законодательным корпусом в случаях, когда последнему предоставлено право возбуждать обвинение. После предания суду фактический состав деяния поступает на рассмотрение и суждение присяжных. Обвиняемый имеет право отвода их в количестве до 20 без указания причин. Присяжные, устанавливающие фактический состав деяния, не могут заседать в числе менее 12. Применение закона производится судьями. Судебное следствие должно быть публичным. Обвиняемым не может быть отказано в содействии поверенного. Ни одно лицо, оправданное законным составом присяжных, не может быть вновь привлечено к ответственности или подвергнуто обвинению по поводу того же деяния.
10. ...Никто не может быть подвергнут задержанию или заключению иначе, как в силу полномочия органов полиции, приказа суда о взятии под стражу, обвинительного постановления законодательного корпуса в случаях, когда ему предоставлено право издавать таковое, или же судебного приговора, присуждающего к тюремному или исправительному заключению.
19. При законодательном корпусе учреждается один кассационный суд для всего королевства. В его обязанности входит постановлять решения по кассационным жалобам на приговоры, вынесенные судом в последней инстанции, по ходатайствам и передаче дела из одного суда в другой вследствие законных подозрений в пристрастии, по дисциплинарным делам, возбуждаемым против судей и по искам, предъявляемым к суду в целом его составе.
20. В кассационном производстве кассационный случай ни в коем случае не входит в рассмотрение существа дела, но по отмене приговора, постановленного с нарушением порядка судопроизводства или содержащего явное нарушение закона, кассационный суд направляет дело на новое рассмотрение, по существу, в тот суд, которому дело подсудно.
23. Верховный национальный суд, в состав которого входят члены кассационного суда и верховное жюри, разбирает проступки министров и главных агентов исполнительной власти, а также преступления, угрожающие общей безопасности государства, по вынесении законодательным корпусом постановления об обвинении...
РАЗДЕЛ 4. О ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ ГОСУДАРСТВА Вооруженные силы государства призваны к беспрекословному повиновению; ни одна вооруженная часть не может ни обсуждать какие-либо вопросы, ни выносить по ним постановления.