Проблемы реализации норм земельного кодекса

Проблемы реализации норм земельного кодекса

Земельный кодекс Российской Федерации и перспективы развития земельного законодательства

После введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство, вне сомнения, будет интенсивно развиваться.

В первую очередь, начнется работа по подготовке федеральных законов, которые названы в Земельном кодексе Российской Федерации. Уже сейчас на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится один из таких федеральных законов (законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Правительство Российской Федерации в планах своей законотворческой деятельности наметило подготовку ряда федеральных законов в развитие положений Земельного кодекса Российской Федерации. Среди них, можно назвать, в частности, проекты федеральных законов о резервировании земель, о переводе земель из одной категории в другую, о зонировании территорий.

Можно прогнозировать, что уже в этом году в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации будут внесены и рассмотрены некоторые проекты федеральных законов, развивающих требования Земельного кодекса Российской Федерации. По всей видимости, данная работа продлится не один год.

Следует ожидать законодательных инициатив в сфере приведения федеральных законов в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации. Так, Правительство Российской Федерации проводит работу, связанную с подготовкой проектов федеральных законов, призванных привести в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственном земельном кадастре" и так далее.

Аналогичная работа проводится и по отношению к актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Не останутся безучастными к проблеме совершенствования земельного законодательства субъекты Российской Федерации. В связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации наметился процесс обновления регионального земельного законодательства. Например, постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2001 г. № 1023-ПП "О мерах по реализации на территории города Москвы Земельного кодекса Российской Федерации" создана Объединенная комиссия по реализации на территории города Москвы Земельного кодекса Российской Федерации. Задачами этой Комиссии являются:



  • разработка предложений по приведению законодательной и нормативной правовой базы города Москвы в соответствие с новым земельным законодательством Российской Федерации;
  • разработка законодательных и иных нормативных правовых актов города Москвы в целях обеспечения реализации на ее территории Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
  • рассмотрение оперативных вопросов городского землепользования, возникших вследствие введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Принятие Земельного кодекса Российской Федерации является не только правовым, но и политическим и экономическим событием. Наконец-то прекратились политические спекуляции вокруг вопроса о земле. То, что еще много лет назад требовало законодательного урегулирования, только теперь получило закрепление в федеральном законе. Отсутствие надлежащего правового регулирования земельных отношений порождало неустойчивость в экономике страны и создавало впечатление о том, что власть не в состоянии решить земельную проблему. Земельный рынок долго развивался без прочной правовой основы. Теперь соответствующие проблемы остались в прошлом.

Можно однозначно утверждать, что принятие Земельного кодекса Российской Федерации будет и дальше играть стабилизирующую роль во всех сферах жизни российского общества.

Земельная реформа в РФ

Земля без аукционов

Предоставлена возможность получения некоторыми категориями граждан земли без аукционов. Касается это, прежде всего, льготников, нуждающихся в земельных наделах для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства.

Кто относится к льготникам? - Например, специалисты в малонаселенных местностях. Понятно, что продавать участки с торгов в глубинках - занятие бессмысленное. На эти торги просто никто не придёт. А специалистов нужно привлекать – учителей, врачей, агрономов, ветеринаров, фермеров и других, - тех, кого не хватает на селе. Не забыты и многодетные семьи 3-мя и более детьми.

О дачных участках

Государство, решившись пустить в оборот огромное количество пустующих земель, которые находятся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, будет в более простом порядке предоставлять их гражданам под массовую застройку как для садово-дачных нужд, так и под строительство собственного дома.

Толчком к такому решению послужили, в частности, малорезультативные итоги “дачной амнистии”, когда большинство участков так и остались неприватизированными, поскольку многие из них оказались вне действия преслувотой “амнистии”, распространившей свои "блага" только на участки, предоставленные до 2001 года.

Введённые поправки в Земельный кодекс позволяют теперь оформить в свою собственность садовые земельные участки независимо от того, когда люди стали членами садового товарищества или кооператива, или те, что были куплены в 2000-е годы «без документов» по садовой книжке.

Иными словами, граждане, владеющие земельными участками на основании советских нормативных актов, избавятся от судебных процедур по их оформлению в собственность.

Таким же порядком может решаться и проблема заброшенных участков в садоводствах, когда кто-то когда-то получил участок, но потом ни этой землей, ни ее оформлением в собственность не занимался. Получить или даже купить такую землю желающих достаточно.

И если ранее порядок получения земли не был установлен, новый закон позволяет решить вопрос- вступайте в товарищество и заручайтесь поддержкой общего собрания.

Таким образом, для оформления наделов, приведённых в качестве примера, нужно заручиться решением общего собрания садоводства и с ним обратиться в орган местного самоуправления.

Такой порядок действует только до 31 декабря 2020 года- статья 11, пункт 2.7 Закона.

В отношении регистрации домов, бань, гаражей и других построек на земельных участках, находящихся в собственности граждан, улучшит ситуацию новая дачная амнистия.

О прирезках к участкам

Речь пойдёт о “самозахватах”, встречающихся сплошь и рядом.

Новый закон предоставил возможность и беспроблемного, но за плату, оформления прирезокк дачным и садовым участкам, участкам под жилыми домами.

Следует, тем не менее понимать, что эти куски не должны быть землёй общего пользования или, тем более, участком соседа.

Проверить состояние границ своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации - кадастровому номеру или адресу участка помогут советы, представленные здесь.

Выкупить землю будет выгодно: цена на неё будет значительно ниже рыночной.

Чем объясняется? - Тем, что использовать её никаким другим образом уже нельзя, тем что, по факту, это давно используемые и огороженные земли.

Для многих это означает реальный шанс приобрести за очень небольшие деньги полоски примыкающей земли, которыми они пользуются в реалии. А государство получает больше земли, вовлеченной в оборот.

С 1 января 2018 года в кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участка, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.

Если участок не сформирован

В распространённых ситуациях, когда участок не сформирован и нет утвержденного проекта межевания территории, заявитель за свой счёт разрабатывает схему его расположения на кадастровом плане, которую власти должны согласовать в течение 30 дней. Это - прямая норма нового закона.

А далее, как уже было сказано выше, муниципалитет обязан объявить о готовящейся продаже и, при наличии хотя бы двух претендентов, провести торги. Начальной ценой будет кадастровая стоимость участка.

Граждане, которые претендуют на участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства (ЛПХ), будут тратиться на кадастровые работы уже после того, как власти проведут предварительную публикацию и убедятся в отсутствии других претендентов на участок.

Для юридических лиц такой риск существует, но он несопоставим с полной невозможностью подойти к торгам, как это происходит сегодня.

Акт выбора участка не нужен

Почему отпала отпала необходимость в подготовке и согласовании актов выборов участков? Причин много. Основной же можно назвать завершение в 2014 году утверждений правил землепользования и застройки (ПЗЗ) по всей территории страны.

Теперь вопрос о том, какой объект и с какими параметрами можно построить, уже не будет предметом переговоров. Это должно быть определено в градостроительном регламенте.

Согласовывать акт выбора участка, который дублирует градостроительную документацию, стало ненужной процедурой. Тем более, что именно с актом выбора сегодня связаны почти все неформальные отношения с органами власти при предоставлении участка.

При подготовке акта выбора орган власти по своему усмотрению решал, какой объект и с какими параметрами построить. В реалии же такая ситуация служила основой “переговорного процесса” между недобросовестными главами муниципальных образований и заявителями.

Соответственно, теперь, по новому закону, порядок предоставления земельных участков будет опираться на генеральный план территории, правила землепользования и застройки, а также документацию по планировке территорий. 


проблемы реализации норм земельного кодекса

Наши рекомендации