Общая характеристика уголовно-правовой политики Российской Федерации

Содержание

Введение

1 Общая характеристика уголовно-правовой политики Российской Федерации

1.1 Понятие уголовной политики и ее роль в противодействии преступности

1.2 Тенденции современной уголовно-правовой политики Российской Федерации

2 Основные субъекты уголовно-правовой политики в Республике Мордовия

2.1 Прокуратура Республики Мордовия

2.2 Министерство внутренних дел по Республике Мордовия

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы научно-исследовательского проекта: Уголовно-правовая политика Российской Федерации в настоящее время направлена на усиление борьбы с преступлениями различной направленности. Учитывая международную обстановку, приоритеты направления деятельности различных государств, а также повышения уровня террористической угрозы, возникает необходимость не только усиления бдительности государства в лице его государственных органов и специальных служб, но и продвижение соответствующей политики.

Важно заметить, что изменение содержания карательной политики государства связано с необходимостью обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных.

Реализация принципа приоритета прав и свобод человека в настоящее время является главным направлением уголовно-правовой политики государства.

Объектом исследования является уголовно-правовая политика Российской Федерации в целом, так и её компоненты.

Предметом исследования выступают государственные органы, осуществляющие уголовно-правовую политику Российской Федерации на примере Республики Мордовия.

Целью научно-исследовательского проекта является анализ уголовно-правовой политики Российской Федерации и ее рассмотрение на примере Республики Мордовия.

Для достижения данной цели научно-исследовательского проекта необходимо решение следующих задач:

- определить понятие правовой политики;

- определить и дать характеристику уголовно-правовой политики;

- проанализировать тенденции современной уголовно-правовой политики Российской Федерации;

- дать характеристику Прокуратуры РМ;

- дать характеристику Министерства внутренних дел по Республике Мордовия.

Теоретическую основу курсовой работы образуют труды отечественных специалистов в области уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, работы юристов по ныне действующему законодательству.

Нормативную базу курсовой работы составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и др.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Общая характеристика уголовно-правовой политики Российской Федерации

Основные субъекты уголовно-правовой политики в Республике Мордовия

А значит, в частности, уголовно-правовая политика – это деятельность государственных органов по созданию не только эффективного механизма правового регулирования, поскольку здесь возникает ограниченность данного критерия исходя из функции только лишь законодательного (представительного) органа, но и применению эффективных и рациональных средств, а также стратегию и тактику борьбы с преступностью.

Здесь важно отметить, что согласно п. о) ст. 71 Конституции РФ[11] судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности находятся в ведении Российской Федерации. Как следствие ни о какой уголовно-правовой политике Республике Мордовия не может идти и речи.

Нельзя забывать о том, что каждый из субъектов РФ имеет свои особенности, как территориального, социального и экономического характера, а значит анализ деятельности, в данном случае Прокуратуры РМ, может дать понять нам какие же все-таки приоритетные направления деятельности она имеет.

Министерство внутренних дел по Республике Мордовия

Федеральным законом понятие «полиция» раскрывается через призму ее социальной роли в российском обществе. Так, согласно ч. 1 ст. 1 «Назначение полиции» она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. При этом полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. При этом законодатель не упоминает о ее принудительном потенциале, что характерно для определения милиции. А так же не указывается условие защиты прав и свобод граждан – «от преступных и иных противоправных посягательств».

При определении сущности полиции в ее предназначении не раскрыты содержания понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность», которые до настоящего времени на законодательном уровне не определены.

Основные направления деятельности остались практически без изменений. В частности, по-прежнему остается государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов. Указанные лица являются представителями государственной власти, действуют в интересах и от имени государства. Соответственно и преступления в отношении них должны рассматриваться как угроза внутренней безопасности государства и, было бы целесообразно передать функции по государственной защите указанных лиц сотрудникам ФСБ. Но появились и новые направления, в частности, теперь, по решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также было введено оказание помощи по защите должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и закреплена функция поддержания международной безопасности.

Правовая основа деятельности полиции осталась без изменений. Ее по-прежнему составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с действующим законодательством, полиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Система полиции представляет собой строгую иерархию организационно-функциональных звеньев, которая представлена подразделениями, организациями и службами, а ее система определяется Президентом Российской Федерации, согласно ст. 4, а не Правительством Российской Федерации, как это обстояло с милицией – это и является существенным отличием. Помимо этого полиция не подразделяется на криминальную и полицию общественной безопасности. В центральном аппарате МВД России полиция представлена следующими подразделениями: Главным управлением вневедомственной охраны; Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения; Главным управлением по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ; Главным управлением по противодействию экстремизму; Главным управлением собственной безопасности; Главным управлением на транспорте МВД России; Главным управлением уголовного розыска; Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции; Национальным центральным бюро Интерпола; Управлением по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; Управлением по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации; Управлением по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий; Управлением оперативно-розыскной информации; Управлением по организации дознания. Обязанности, на которые возлагаются указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции».

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере частной детективной (сыскной) деятельности;

9) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

10) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Министр внутренних дел по Республике Мордовия генерал-майор полиции Арсентьев Юрий Васильевич. Его заместителями являются:

- начальник полиции полковник полиции Толкунов Владислав Александрович;

- начальник Следственного управления полковник юстиции Торопов Сергей Иванович;

- полковник внутренней службы Смирнов Владислав Александрович.

В структуру МВД по Республике Мордовия входят:

Подразделения полиции по оперативной работе;

Подразделения полиции по охране общественного порядка;

Подразделения оперативного управления силами и средствами;

Подразделения следствия;

Оперативно-розыскная часть собственной безопасности;

Управление по работе с личным составом;

Штаб;

Тыл;

Отдел информации и общественных связей;

ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия»;

Территориальные подразделения органов внутренних дел;

Культурный центр;

Управление по вопросам миграции МВД России по Республике Мордовия.

Качественным компонентом изучения уголовно-правовой политики являются данные статистики, а именно зарегистрированных преступлений.

Например, к сведению, согласно публикации статьи в газете «Столица С» от 17 июля 2017 г. Мордовия заняла 15 место в рейтинге регионов по количеству преступлений на одного человека. Всего по итогам прошлого года в республике зарегистрировано 10,5 преступлений на тысячу жителей.

«На протяжении последних лет уровень преступности в республике остается одним из самых низких в стране. Заметны положительные тенденции по уменьшению числа преступлений, в том числе тяжких, а раскрываемость – одна из лучших в России. Это ключевой показатель качества работы силовых структур», — отметил врио Главы Мордовии Владимир Волков.

По его словам, несмотря на это вызывают тревогу случаи мошенничества с использованием электронных технологий. Все чаще жертвами преступников становятся люди пожилого возраста, социально уязвимые слои населения. Также наши жители обеспокоены состоянием безопасности на дорогах, ростом ДТП с участием нетрезвых водителей, хамским поведением на дороге отдельных автовладельцев. Больших усилий требует раскрытие экономических и налоговых преступлений.

По мнению Владимира Волкова, ни в коем случае нельзя снижать темпы по противодействию коррупции, которая в современных условиях фактически считается потенциальной брешью в системе безопасности страны. Как отмечают авторы исследования, практически во всех регионах большую часть преступлений совершают лица без постоянной работы, без постоянных легальных источников доходов. Они прибегают к преступным способам добывания средств на свое существование.

В среднем в России на 1 тысячу человек приходится 14,7 зарегистрированных правонарушений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уголовная политика — это система принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресоциализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях — национальной безопасности.

Уголовная политика предопределяется национальными и международными условиями борьбы с преступностью и терроризмом; выражается в создании и осуществлении единой и разносторонней системы государственных директивных (политических) указаний, норм уголовного права, уголовно-процессуального права, уголовно-исполнительного права, норм ряда иных социальных предписаний; опирается на принципиальные основы предупреждения преступности, борьбы с ней на национальном и международном уровнях и обращения с правонарушителями.

Основными субъективными факторами, определяющими преступность и уголовную политику, являются: интересы, потребности субъектов уголовной политики и субъектов правоотношений; личностные качества, психические процессы, свойства, состояния и образования общественно-политических и государственных лидеров, субъектов правоотношений; политические решения и действия субъектов уголовной политики; общественное сознание, его уровни и формы, включая правосознание, правовую психологию и правовую идеологию. Ключевым субъективным фактором, определяющим преступность и уголовную политику, является идеология и её правовая форма — правовая идеология. Последняя в силу её сущности и социально незаменимых функций выступает необходимой теоретической базой, составной частью доктринальной стороны уголовной политики, правовой системы, права и законодательства.

Таким образом, основная задача правоведов – привести уголовно-правовые нормы в соответствие с международными нормами и принципами, ставящие перед собой главную цель – борьба с преступностью.

Противодействие коррупции всегда было и является приоритетной задачей для органов прокуратуры.

К компетенции управления и структурных подразделений на местах отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей регионов и муниципальных образований, депутатов, судей, прокуроров и других публичных должностных лиц.

Все отобранные прокурорские работники как на региональном, так и на федеральном уровне, назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с его согласия.

В соответствии с действующим законодательством, полиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Система полиции представляет собой строгую иерархию организационно-функциональных звеньев, которая представлена подразделениями, организациями и службами, а ее система определяется Президентом Российской Федерации, согласно ст. 4, а не Правительством Российской Федерации, как это обстояло с милицией – это и является существенным отличием.

Качественным компонентом изучения уголовно-правовой политики являются данные статистики, а именно зарегистрированных преступлений.

Например, к сведению, согласно публикации статьи в газете «Столица С» от 17 июля 2017 г. Мордовия заняла 15 место в рейтинге регионов по количеству преступлений на одного человека. Всего по итогам прошлого года в республике зарегистрировано 10,5 преступлений на тысячу жителей.

Содержание

Введение

1 Общая характеристика уголовно-правовой политики Российской Федерации

1.1 Понятие уголовной политики и ее роль в противодействии преступности

1.2 Тенденции современной уголовно-правовой политики Российской Федерации

2 Основные субъекты уголовно-правовой политики в Республике Мордовия

2.1 Прокуратура Республики Мордовия

2.2 Министерство внутренних дел по Республике Мордовия

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы научно-исследовательского проекта: Уголовно-правовая политика Российской Федерации в настоящее время направлена на усиление борьбы с преступлениями различной направленности. Учитывая международную обстановку, приоритеты направления деятельности различных государств, а также повышения уровня террористической угрозы, возникает необходимость не только усиления бдительности государства в лице его государственных органов и специальных служб, но и продвижение соответствующей политики.

Важно заметить, что изменение содержания карательной политики государства связано с необходимостью обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных.

Реализация принципа приоритета прав и свобод человека в настоящее время является главным направлением уголовно-правовой политики государства.

Объектом исследования является уголовно-правовая политика Российской Федерации в целом, так и её компоненты.

Предметом исследования выступают государственные органы, осуществляющие уголовно-правовую политику Российской Федерации на примере Республики Мордовия.

Целью научно-исследовательского проекта является анализ уголовно-правовой политики Российской Федерации и ее рассмотрение на примере Республики Мордовия.

Для достижения данной цели научно-исследовательского проекта необходимо решение следующих задач:

- определить понятие правовой политики;

- определить и дать характеристику уголовно-правовой политики;

- проанализировать тенденции современной уголовно-правовой политики Российской Федерации;

- дать характеристику Прокуратуры РМ;

- дать характеристику Министерства внутренних дел по Республике Мордовия.

Теоретическую основу курсовой работы образуют труды отечественных специалистов в области уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, работы юристов по ныне действующему законодательству.

Нормативную базу курсовой работы составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и др.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Общая характеристика уголовно-правовой политики Российской Федерации

Наши рекомендации