Особенности преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних
Особенности преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних
Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для магистрантов по изучению
дисциплины (модуля))
Направление подготовки 40.04.01.
Магистерская программа«Юрист в сфере уголовного судопроизводства»
Профиль (специализация) юриспруденция
Курс 1
Семестры 1
Форма обучения очная, заочная
Срок освоения ООП по форме обучения 1 год
Квалификация выпускника - магистр
Москва, 2016
Составитель: Косевич Николай Рудольфович, к.ю.н., доцент
____________________ «__»________ 2016 г.
подпись
Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для магистрантов по изучению дисциплины (модуля))
разработаны в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки
(специальности)_________________________________
Обсуждены на заседании кафедры уголовного права РГУП,
протокол № _________ от « » _______________ 2016 г.
Зав. кафедрой: Бриллиантов А.В., д.ю.н., профессор
________________________«_»_____ 2016 г.
подпись
Учебно-методические рекомендации для магистрантов по изучению дисциплины (модуля)
Общие положения
Актуальность дисциплины «Особенности преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних».
«Проблема преступности несовершеннолетних всегда актуальна… Она достаточна специфична, касается судеб подрастающего поколения; от того, как она разрешается в настоящее время, во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем и даже более широконравственный климат в обществе»[1].
По мнению Я.И. Гилинского, «несовершеннолетние характеризуются повышенной криминальной активностью (если иметь в виду «обычную» преступность, street crime, а не «беловоротничковую»). Вместе с тем, как принято считать, они - будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Неудивительно поэтому, что подростково-молодежной преступности, преступности несовершеннолетних уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной литературе - криминологической, социологической, психологической, педагогической и др.»[2].
Общество обязано защищать, помогать своим оступившимся гражданам. Вот почему преступность несовершеннолетних - это одновременно и проблема социального неблагополучия, и проблема возрастного формирования личности, точнее его издержек и осложнений. И она не может быть разрешена только по принципу: преступление - наказание.
Работники судов и правоохранительных органов обязаны владеть приемами комплексного подхода и анализа преступности несовершеннолетних, независимо от конкретных профессиональных задач, которые они решают.
Таким образом, актуальность курса несомненна.
Особая актуальность и важность курса определяется принятым 1 июня 2012 г. Указом Президента РФ № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», которым объявляется концепция дружественного к ребенку правосудия[3].
Мировое сообщество приняло ряд специальных документов, гарантирующих права и интересы детей. Прежде всего, это Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. и Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. В Конвенции 1989 г. также использованы положения Минимальных стандартных правил ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. («Пекинские правила»).
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Введенный в действие 1 января 1997 г. Уголовный кодекс Российской Федерации открывает новый этап в уголовной политике в отношении несовершеннолетних. При разработке нового УК РФ были учтены общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в отношении несовершеннолетних, опыт применения прежнего законодательства в этой области, достижения российской и советской науки уголовного права, уголовного законодательства других стран.
В качестве одного из основных направлений реализации Национальной стратегии предусматривается создание дружественного к ребенку правосудия, под которым подразумеваются система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в международных нормах и, в первую очередь, в Конвенции о правах ребенка 1989г.
Термин «дружественное к ребенку правосудие» предполагает защиту прав и интересов несовершеннолетних от противоправных посягательств с одной стороны, и максимально возможное благоприятное отношение к несовершеннолетним правонарушителям по сравнению со взрослыми с другой стороны[4].
Обязательными при этом являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.
Изучение заявленной к рассмотрению дисциплины предполагает использование не только учебной и научной литературы, но также постоянный мониторинг и анализ законов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений и решений Правительства РФ, иных подзаконных актов, в которых решаются вопросы защиты детства. Кроме того, обязательным условием изучения дисциплины, является использование федеральных и региональных банков данных о преступности, материалов судебной практики, публикуемыми в сборниках постановлений Пленума Верховного Суда РФ, журнале «Бюллетень Верховного Суда РФ», а также на официальном сайте Верховного Суда РФ – www.supcourt.ru.
Существенную помощь магистрантам окажут публикации журналов «Законность», «Государство и право», «Мировой судья», «Правоведение», «Прокурорская и следственная практика», «Российское правосудие», «Российский судья», «Российская юстиция», «Российский следователь», «Уголовное право» и др.
При изучении дисциплины используются такие формы занятий как лекции, семинарские (практические) занятия, самостоятельная подготовка. При этом значительная их часть осуществляется в интерактивной форме.
Работа по изучению предлагаемой дисциплины должна быть последовательной и систематической.
Работу целесообразно осуществлять в следующем порядке: ознакомление с программой, изучение материалов лекций, изучение нормативной, учебной и научной литературы, материалов судебной практики. При изучении целесообразно составлять конспект пройденного материала.
Особенности преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних
Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для магистрантов по изучению
дисциплины (модуля))
Направление подготовки 40.04.01.
Магистерская программа«Юрист в сфере уголовного судопроизводства»
Профиль (специализация) юриспруденция
Курс 1
Семестры 1
Форма обучения очная, заочная
Срок освоения ООП по форме обучения 1 год
Квалификация выпускника - магистр
Москва, 2016
Составитель: Косевич Николай Рудольфович, к.ю.н., доцент
____________________ «__»________ 2016 г.
подпись
Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для магистрантов по изучению дисциплины (модуля))
разработаны в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки
(специальности)_________________________________
Обсуждены на заседании кафедры уголовного права РГУП,
протокол № _________ от « » _______________ 2016 г.
Зав. кафедрой: Бриллиантов А.В., д.ю.н., профессор
________________________«_»_____ 2016 г.
подпись
Учебно-методические рекомендации для магистрантов по изучению дисциплины (модуля)
Общие положения
Актуальность дисциплины «Особенности преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних».
«Проблема преступности несовершеннолетних всегда актуальна… Она достаточна специфична, касается судеб подрастающего поколения; от того, как она разрешается в настоящее время, во многом зависят состояние и тенденции преступности в будущем и даже более широконравственный климат в обществе»[1].
По мнению Я.И. Гилинского, «несовершеннолетние характеризуются повышенной криминальной активностью (если иметь в виду «обычную» преступность, street crime, а не «беловоротничковую»). Вместе с тем, как принято считать, они - будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Неудивительно поэтому, что подростково-молодежной преступности, преступности несовершеннолетних уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной литературе - криминологической, социологической, психологической, педагогической и др.»[2].
Общество обязано защищать, помогать своим оступившимся гражданам. Вот почему преступность несовершеннолетних - это одновременно и проблема социального неблагополучия, и проблема возрастного формирования личности, точнее его издержек и осложнений. И она не может быть разрешена только по принципу: преступление - наказание.
Работники судов и правоохранительных органов обязаны владеть приемами комплексного подхода и анализа преступности несовершеннолетних, независимо от конкретных профессиональных задач, которые они решают.
Таким образом, актуальность курса несомненна.
Особая актуальность и важность курса определяется принятым 1 июня 2012 г. Указом Президента РФ № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», которым объявляется концепция дружественного к ребенку правосудия[3].
Мировое сообщество приняло ряд специальных документов, гарантирующих права и интересы детей. Прежде всего, это Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. и Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. В Конвенции 1989 г. также использованы положения Минимальных стандартных правил ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. («Пекинские правила»).
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Введенный в действие 1 января 1997 г. Уголовный кодекс Российской Федерации открывает новый этап в уголовной политике в отношении несовершеннолетних. При разработке нового УК РФ были учтены общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в отношении несовершеннолетних, опыт применения прежнего законодательства в этой области, достижения российской и советской науки уголовного права, уголовного законодательства других стран.
В качестве одного из основных направлений реализации Национальной стратегии предусматривается создание дружественного к ребенку правосудия, под которым подразумеваются система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в международных нормах и, в первую очередь, в Конвенции о правах ребенка 1989г.
Термин «дружественное к ребенку правосудие» предполагает защиту прав и интересов несовершеннолетних от противоправных посягательств с одной стороны, и максимально возможное благоприятное отношение к несовершеннолетним правонарушителям по сравнению со взрослыми с другой стороны[4].
Обязательными при этом являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.
Изучение заявленной к рассмотрению дисциплины предполагает использование не только учебной и научной литературы, но также постоянный мониторинг и анализ законов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений и решений Правительства РФ, иных подзаконных актов, в которых решаются вопросы защиты детства. Кроме того, обязательным условием изучения дисциплины, является использование федеральных и региональных банков данных о преступности, материалов судебной практики, публикуемыми в сборниках постановлений Пленума Верховного Суда РФ, журнале «Бюллетень Верховного Суда РФ», а также на официальном сайте Верховного Суда РФ – www.supcourt.ru.
Существенную помощь магистрантам окажут публикации журналов «Законность», «Государство и право», «Мировой судья», «Правоведение», «Прокурорская и следственная практика», «Российское правосудие», «Российский судья», «Российская юстиция», «Российский следователь», «Уголовное право» и др.
При изучении дисциплины используются такие формы занятий как лекции, семинарские (практические) занятия, самостоятельная подготовка. При этом значительная их часть осуществляется в интерактивной форме.
Работа по изучению предлагаемой дисциплины должна быть последовательной и систематической.
Работу целесообразно осуществлять в следующем порядке: ознакомление с программой, изучение материалов лекций, изучение нормативной, учебной и научной литературы, материалов судебной практики. При изучении целесообразно составлять конспект пройденного материала.