Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
В связи с проведением забастовки определенные обязанности возлагаются на следующих субъектов:
- стороны коллективного трудового спора;
- работодателя;
- органы исполнительной власти, органы местного самоуправления;
- орган, возглавляющий забастовку.
Обязанность сторон коллективного трудового спора заключается в продолжении его разрешения путем примирительных процедур даже в период проведения забастовки. В этой ситуации уже не могут применяться те примирительные процедуры, которые предшествуют забастовке (рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, с участием посредника, трудовым арбитражем). Стороны договариваются о продолжении переговоров, консультаций, привлечении экспертов и т.д.
Обязанностью работодателя, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органа, возглавляющего забастовку, является принятие зависящих от них мер по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Для организаций, филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, разрабатываются и утверждаются в установленном ТК РФ порядке перечни минимума необходимых работ (услуг), которые должны выполняться при проведении забастовок в таких организациях, филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях, у индивидуальных предпринимателей.
Трудовой кодекс РФ (ст. 412) предусмотрел трехступенчатый порядок утверждения минимума необходимых работ (услуг) и соответственно три уровня (вида) этих перечней.
1. Федеральные перечни минимума необходимых работ (услуг) разрабатываются и утверждаются по отдельным отраслям экономики. Право на их разработку и утверждение предоставлено федеральным органам исполнительной власти, на которые возложены функции по координации и регулированию деятельности соответствующей отрасли (отраслей) экономики. Так, Министерство образования и науки РФ своим приказом от 22 ноября 2005 г. N 285 утвердило Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования. Перечни разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими профсоюзами. Если в отрасли (отраслях) действуют несколько общероссийских профсоюзов, перечень утверждается по согласованию со всеми этими профсоюзами. Так, Перечень Минобразования и науки РФ согласован с Профессиональным союзом работников народного образования и науки РФ, Общероссийским объединенным профсоюзом работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания "Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ" и Российским профессиональным союзом учителей. Несоблюдение указанного требования может повлечь за собой признание соответствующего акта об утверждении перечня недействующим.
Так, Министерство путей сообщения РФ своим приказом от 27 марта 2003 г. N 12 утвердило Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. Данный перечень был согласован с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей. Впоследствии выяснилось, что перечень был разработан и утвержден без участия Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников, который является общероссийским профессиональным союзом, действовавшим на федеральном железнодорожном транспорте и продолжающим действовать в ОАО "Российские железные дороги". Российский профессиональный союз локомотивных бригад железнодорожников обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим приказа МПС от 27 марта 2003 г. N 12. При рассмотрении дела было установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 412 ТК РФ МПС РФ разработало и утвердило Перечень без участия Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников. В судебном заседании было подтверждено, что заявитель является общероссийским профсоюзом с 31 декабря 1999 г. Решением Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N ГКПИ06-105 приказ МПС РФ от 27 марта 2003 г. N 12 был признан недействующим. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 6 июля 2006 г. оставила решение без изменения.
Порядок разработки и утверждения перечней минимума необходимых работ (услуг) в отраслях экономики определяется Правительством РФ. Так, 17 декабря 2002 г. Правительство РФ постановлением N 901 утвердило Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах.
Руководствуясь федеральными перечнями, органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профсоюзов (объединениями профсоюзов) региональные перечни, которые предназначены для конкретизации федеральных перечней применительно к работодателям, действующим на территории каждого субъекта.
Минимум необходимых работ (услуг) в организации, филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении, у индивидуального предпринимателя (локальный перечень) определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления. Данный перечень утверждается в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки.
Основой для локальных перечней выступают федеральные отраслевые и региональные перечни. Включение того или иного вида работ (услуг) в локальный минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В локальный перечень не могут быть включены работы (услуги), которые не были предусмотрены федеральными и региональными перечнями минимума необходимых работ (услуг).
Если стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно локального перечня минимума необходимых работ (услуг), то он устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Решение этого органа может быть обжаловано в суд сторонами коллективного трудового спора.
При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.