Нормы Конституции РФ, имеющие концептуальное значение для рассмотрения и разрешения трудовых споров
Конституция РФ содержит основные начала рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, которые конкретизируются в ТК РФ и иных законах:
- согласно ее ч. 2 ст. 6 каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные конституционные обязанности;
- ст. 7 закрепляет, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором охраняются труд и здоровье людей;
- ч. 4 ст. 15 устанавливает приоритет норм международного права над национальным законодательством в случае возникновения соответствующей коллизии, в том числе в сфере труда.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Указанная норма права имеет принципиально важное значение для института рассмотрения и разрешения трудовых споров. Фактически речь идет о запрете злоупотребления предоставленным правом. Этот принцип предполагает, что при реализации стороной трудового спора принадлежащего ему права на защиту трудовых прав, свобод и законных интересов не должны нарушаться трудовые права, свободы и законные интересы другой стороны трудового спора, а также иных лиц, имеющих отношение к рассматриваемому трудовому спору.
Статья 18 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 19 Конституции РФ исходит из того, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от различных оснований, которые принято считать дискриминационными. В силу этого конституционного положения утверждается принцип равенства сторон любого трудового спора. Стороны трудового спора наделяются равными процессуальными правами и не имеют никаких особых преимуществ на любой стадии спора.
Как следует из ст. 32 Конституции РФ, граждане РФ имеют право на участие в управлении делами государства и равный доступ к государственной службе, в том числе гражданской.
Важнейшее значение имеет ст. 37 Конституции РФ, признающая право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Это право закрепляется также в ст. 21 ТК РФ, посвященной основным правам работника.
Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры - это одно из субъективных прав работника, имеющее определенную структуру. Право работника на индивидуальные и коллективные трудовые споры состоит из четырех юридических возможностей:
1) возможность обращения в соответствующие юрисдикционные органы с заявлением о рассмотрении трудового спора, т.е. право на собственные действия;
2) возможность требовать рассмотрения того или иного трудового спора от юрисдикционного органа, на рассмотрение которого поступил данный трудовой спор, т.е. право на чужие действия;
3) возможность пользоваться предоставленными законодательством процессуальными правами и гарантиями в процессе рассмотрения трудового спора;
4) возможность обжалования незаконных и необоснованных действий (бездействия) юрисдикционного органа, уполномоченного рассматривать и разрешать трудовой спор.
Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Гражданин может использовать все виды обжалования.
Эта конституционная норма находит свое отражение и развитие в разд. XIII ТК РФ о защите трудовых прав работников. Особенно это касается такого нового способа защиты трудовых прав и законных интересов работников, как самозащита.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На сегодняшний день именно суд, будучи независимым органом государственной власти, является основным органом, рассматривающим индивидуальные трудовые споры. Конституция устанавливает дальнейшее расширение сферы судебной защиты.
Статья 48 Конституции РФ обеспечивает каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждое заинтересованное лицо, чьи трудовые права, свободы и законные интересы были нарушены, вправе воспользоваться профессиональной юридической помощью.
Наконец, ст. 126 Конституции РФ определяет, что Верховный Суд РФ представляет собой высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает соответствующие разъяснения по вопросам судебной практики.
К примеру, Пленум Верховного Суда РФ принимает важнейшие руководящие постановления по вопросам рассмотрения и разрешения трудовых дел, которые необходимо учитывать нижестоящим судам общей юрисдикции при рассмотрении и разрешении конкретных трудовых споров.