Глава 3. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров
После изучения главы 3 студент должен:
знать
- основные нормативные правовые акты, касающиеся рассмотрения и разрешения трудовых споров;
- содержание норм ТК РФ в части рассмотрения и разрешения трудовых споров;
- руководящую и текущую судебную практику в части рассмотрения трудовых споров;
уметь
- грамотно определять возможность прямого применения норм Конституции РФ в процессе рассмотрения трудового спора;
- буквально толковать положения ТК РФ в части рассмотрения и разрешения трудовых споров;
- ссылаться на руководящую и обобщенную судебную практику в процессе рассмотрения конкретного трудового спора;
владеть
- навыками поиска нормативных правовых актов и актов органов судебной власти, касающихся трудовых споров;
- умением обобщать и структурировать судебную практику по трудовым спорам.
Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения и разрешения трудовых споров
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Следовательно, в случае возникновения коллизии между нормами национального законодательства и международного права применяются нормы международного права. В то же время признание приоритета принципов и норм международного права не может служить основанием для игнорирования положений Конституции РФ. Нормы международного права применимы в России лишь постольку, поскольку это не противоречит Конституции РФ.
Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 22) закреплена норма о том, что, если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о подписании такого договора возможно только после внесения поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.
В связи с этим важнейшее значение имеют международно-правовые акты, затрагивающие вопросы рассмотрения трудовых споров. Прежде всего это конвенции и рекомендации МОТ.
Рекомендация МОТ N 130 "О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения" от 29 июня 1967 г. определяет порядок разрешения индивидуальных трудовых споров и его основные принципы (доступность без ущерба для обратившегося с жалобой, своевременность рассмотрения требования, установление порядка его рассмотрения коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, которые могут предусмотреть и порядок рассмотрения жалоб). Рекомендация ориентирует на урегулирование конфликта путем непосредственных переговоров между спорящими сторонами в рамках организации. Однако подача жалобы не ограничивает право на обращение с трудовым спором в какой-либо другой компетентный орган по труду, в трудовой суд или иной орган судебной власти. Данный международный принцип защиты трудовых прав и законных интересов признает большинство государств.
Конвенция МОТ N 158 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя" от 2 июня 1982 г. предусматривает возможность и процедуру обжалования увольнения. При этом трудящийся вправе обратиться с жалобой на решение об увольнении в такие органы, как суд, трибунал по трудовым вопросам, арбитражный комитет или к арбитру.
Рекомендация МОТ N 92 "О добровольном примирении и арбитраже" от 29 июня 1951 г. устанавливает, что в целях предупреждения и разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и трудящимися должны создаваться органы по добровольному примирению, куда необходимо включать равное число представителей от предпринимателей и трудящихся. Примирительная процедура должна быть бесплатной и оперативной. Конфликт может быть передан на разрешение арбитражного органа. Если по соглашению между сторонами конфликт передан на разрешение арбитражного органа, то сторонам следует рекомендовать воздерживаться от забастовок и локаутов в течение времени рассмотрения вопроса арбитражным органом и признать его решение.